Работа со сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе
статья по чтению на тему

Статья о работе со сказкой в начальной школе по программе "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе

Сказка- один из основных видов устного народного творчества. Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами  выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказку весьма эффективным педагогическим средством. В сказке схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно ярко показываются главные черты характера , которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях,  благодаря разнообразным художественным средствам.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках литературного чтения, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

Традиционно книга для чтения начинается с изучения фольклора – народного творчества. Одним из жанров фольклора является сказка.

Ученые фольклористы выяснили, что народные сказки поначалу  вовсе не воспринимались как неправда .Чудесное в сказках- это не просто вымысел, для наших далеких предков это было реальностью. Первобытное мышление часто называют мифологическим. Миф- это попытка объяснить сложное устройство мира. Мифологическое сознание «связывает нитями» вещи, явления и слова. Магической силой в сказке обладают слова( встань передо мной как лист перед травой), предметы( камень, кольцо, вода ), явления( ветер).

По сложившейся в литературоведении традиции народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые .

Сказки о животных. Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

Сказки о животных – это, в основном, повествование сатирическое или с оттенком юмора. Героям этих сказок присущи черты, которые навсегда сделали их нарицательными: лиса – хитра, заяц – труслив, медведь – простофиля, а еж - сообразителен. В иносказательной форме сказки о животных рассказывают о людских недостатках и достоинствах, социальных проблемах и конфликтах.

Волшебные сказки. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер. "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

Волшебные сказки основаны на выдумке, фантазии, волшебстве. В них действуют нереальные герои, волшебные предметы, происходят чудеса и превращения. И всегда сказка заканчивается победой добра над злом: гибнет Кощей Бессмертный, Золушка выходит замуж за принца, Иванушка награждается за доброту и трудолюбие богатством и знатностью.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Художественные законы волшебной сказки- элементарны. Хотя сюжетов волшебных сказок очень много- все они строятся по единой композиционной схеме. Это было открыто В. Я. Проппом. Он показал, что все поступки сказочных героев расположены в строгой последовательности.

Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность злоба, зависть). Бытовые сказки – это повествование о людских пороках, маленькие «сценки» из жизни простого человека, его взаимоотношений с другими людьми, плохими и хорошими, добрыми и не очень, смелыми и трусливыми, находчивыми и предприимчивыми.

Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей  жизни  и  природы,  достижения  науки   и  техники.

Литературная сказка , в отличии от народной, принадлежит ее автору. А сам автор- сын своей страны и своей эпохи. Поэтому литературная сказка не может быть по-настоящему понята вне контекста литературы определенной эпохи.

 О важности обучения учащихся восприятию сказки пишут известные  методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, О.И.Никифорова,М.С. Соловейчик, А.А.Леонтьев. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа сказки, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном.  Анализ сказки должен быть направлен на выявление содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор, на выявление художественной ценности сказки.

Многие современные писатели и педагоги (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В.П. Аникин,  Л.Л. Бочкарева, Н.Ф. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршенкова, Дж. Родари, Л.П. Стрелкова, A.M. Счастная, А.П. Усова, Л.Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности младшего школьника. По мнению ученых, все самое ценное,  отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе школы.

Сказка становится благодатным материалом и для развития у детей связной устной речи. Ее композиционная чёткость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для первоначальной тренировки в передаче содержания.

 Особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

Композиция сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

На уроках литературного чтения ведущей является технология  продуктивного чтения, обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

 Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

 Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

 Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

 Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

 Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.  Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Анализ сказки

  • Реальные и нереальные герои, фантастические образы, волшебные предметы.
  • Трехкратные повторы.
  • Наличие постоянных выражений-эпитетов и их повторяемость.
  • Наличие присказок, зачинов, концовок.
  • Особое начало.
  • Медленный, неторопливый ритм сказывания.
  • Наличие главной идеи: добро побеждает зло, реализация мечты народа о лучшей жизни.
  • Отражение мифологических представлений в фольклорном и авторском тексте. Связь фольклорного текста с авторским.

Приемы работы со сказкой

  1. Отражение мифологических представлений в сказке.

Принципы мифологического восприятия мира :

  • Бинарность( мой мир и чужой, волшебный).
  • Принцип системы неразличений ( неразличение себя и своей части, изображения, отражения, одежды, взгляда, имени ).
  • Особое отношение к жилищу.
  • Особое отношение к пространству.

  1. Анализ композиции.

Моделирование сказочного сюжета

  • Символизация
  • Карты Проппа
  1. Характеристика героя.
  2. Рассказывание сказки.
  3. Сравнение сказок.
  4. Создание сказок по аналогии.

Методика работы со сказкой  во 2 классе  по программе «Школа  2100»

Учебник « Литературное чтение»  Р. Н. Бенеева и Е. В. Бунеевой является составной частью комплекта учебников и пособий развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

Во втором классе на уроках литературного чтения   дети работают с  книгами  для чтения Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой  « Маленькая дверь в большой мир» . Одновременно с учебником на уроках ведется работа с  «Тетрадью по литературному чтению» для 2 класса.

 В  программе - 2100  жанр устного народного творчества представлен очень широко.

Во 2-м классе дети читают произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.

 Сказки- это не новый материал для учеников. Обращение к ним во втором  классе позволяет углубить знания детей о народном творчестве, научить их различать жанры литературных произведений, а также видеть поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.

 «Сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает .  Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие.

В первом классе учащиеся знакомятся со сказками на уроках грамоты и литературного слушания, получая первое представление о сказке как жанре произведений устного народного творчества. Во втором классе учащиеся знакомятся со сказки русского народа (« Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»  и др.) , сказками народов России (чукотская сказка «Хвост» и др. ),  сказками народов мира ( «Честный мальчик» и др. ). Параллельно в круг чтения вводятся литературные сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», П.П. Ершова « Конек-Горбунок», «П.П.Бажов « Серебрянное копытце» и др. ) Постепенно у детей формируются понятия о литературных (авторских) и народных сказках, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение сказок народов мира дает возможность выделить сходства и различия, «похожесть» сюжетов, особенность языка народных и литературных сказок.

На уроках дети  знакомятся  со следующими понятиями:

Устное народное творчество. Сказка, как жанр  устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты,  муми-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

Минимальный необходимый теоретико-литературный материал помещен на станицах тетради( сказочные приметы, классификация сказочных героев, признаки повести сказки, сходство и различие Былины и богатырской сказки, классификация сказок, отличие бытовых сказок от волшебных).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Задания направленные на формирование этих умений

Первая группа заданий выполняется до начала работы с текстом. В них дан материал для отработки техники чтения( чтение русских народных загадок, потешек, в том числе по ролям)  и ключевые слова текстов.

Вторая группа заданий выполняется в ходе работы с текстом.

- Прочитайте толкование лексического значения слов.

-Самостоятельно раздели текст сказки на части , озаглавь части.

- По ходу чтения подчеркни в тексте сказки те слова, которые говорят о том, что…

-Найди в тексте, из каких деталей  складывается портрет…

И другие.

Третья группа заданий используется на этапе работы с текстом после чтения. Система заданий направлена на обучение умению сформулировать тему и главную мысль текста,  «читать между строк», соотносить заголовок , тему и основную мысль текста; составлять устный рассказ о сказочном герое по данному плану по ключевым словам  ; самостоятельно составлять план рассказа о герое ; выполнять другие творческие задания.

.

Пример вопросов и заданий, использованных в учебнике :

  • Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них), выбрать из предложенных   качеств те, которые характеризуют сказочного героя.
  • Объяснить, почему произошло то или иное событие.
  • Подобрать к устаревшим словам современную «пару».
  • Уточнить значение слов.
  • Прочитать в лицах сказочные диалоги , выделяя голосом характерные особенности персонажа.
  • Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.
  • Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.
  • Подобрать пословицу к сказке( из предложенных).
  • Сравнить героев разных сказок( выбрать из предложенных характеристик).
  • Найти в тексте описание героя.
  • Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.
  • Озаглавить части текста по ходу чтения.
  • Выделить ключевые слова в каждой части.
  •  Узнать сказки по ключевым словам.
  • Определить, чем отличаются друг от друга сказ и сказка( отметить отличия в таблице).
  • Подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.
  • Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.
  •  "Эстетические" вопросы. Почему понравилась та или иная  сказка?

  •  Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.
  • Подобрать формулировку главной мысли, которая подходит к сказке.
  • Отнести героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои- помощники, нейтральные герои ).
  •  Выбрать черты характера . которые есть у всех положительных ( отрицательных ) героев сказок.
  • Определить какие «сказочные приметы» есть в сказке( присказка, зачин, троекратный повтор и т.д.).
  • Составить вопросы к сказке.
  • Установить  последовательность событий в сказке( пронумеровать.)
  • Проиллюстрировать эпизод сказки.
  • Закончить план сказки: нарисовать картинки к частям .
  • Закончить цитатный план сказки.
  • Выбрать те «сказочные приметы», которые есть у бытовых ( волшебных) сказок.
  • Сравнить народные сказки ( заполнить таблицу).
  • Подготовить устный рассказ о герое сказки.
  • Сочинить  сказку на одну из предложенных тем.

Заключение

Учебник «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

 Методика  работы со сказкой в учебниках  Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой  построена  таким образом, что  дает возможность  в полной объеме  освоить  программу .

Постепенно у детей формируются понятия о литературных (авторских) и народных сказках, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение сказок народов мира дает возможность выделить сходства и различия, «похожесть» сюжетов, особенность языка народных и литературных сказок.

 Задания предполагают первичное и вторичное восприятие произведения. Первичное восприятие отражает общее, преимущественно эмоциональное впечатление от прочитанного; вторичное обеспечивает размышление над произведением.  

Список литературы

 Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения // Начальная школа. – 2000. – № 11.

Померанцева Э. В. Судьбы русской сказки. М., 2004

 Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки М., 2008.

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.,1991

Содержание

Введение

Глава 1Теоретические основы работы со сказкой в начальной школе

Глава  2 Методика работы со сказкой  во 2 классе  по программе «Школа 2100»

Заключение

Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Презентация "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения в начальных классах"

Презентация  "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения  в начальных классах". В данном материале представлены возможности использования активных методов обучения детей младш...

Статья на тему :«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»

«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»...

Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе

Раскрываются методические приемы работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе....

Дипломная работа "Развитие обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе посредством формирующего оценивания"

Работа посвящена изучению возможностей формирующего оценивания в развитии младших школьников на уроках литературного чтения. В первой главе был выделен методологический аппарат работы. Были раскрыты: ...