Презентация "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения в начальных классах"
презентация к уроку на тему

Куталина Вера Борисовна

Презентация  "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения  в начальных классах". В данном материале представлены возможности использования активных методов обучения детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения при работе со сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.rar699.66 КБ

Подписи к слайдам:

Методическая разработка разделаобразовательной программы.
Тема: «Сказки»УМК «Школа России»
Принципы построения программы:
-     Художественно-эстетический принцип ;-    Литературоведческий принцип; - Коммуникативно-речевой принцип.
Цель: Формирование у учащихся потребности в постоянном чтении книг, развитие образного и логического мышления, связной речи и творческих способностей детей, обогащение словарного запаса школьников.
Задачи:1)формирование навыка правильного и выразительного чтения;2) развитие умений различать жанровые особенности сказки (зачин, концовка, троекратные повторы), 3)владение некоторыми литературоведческими понятиями: эпитеты, метафоры, умение находить их в тесте, а так же определять вид сказки: народная или авторская, бытовая волшебная или о животных;4)обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений разного уровня сложности;5)создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.
Актуальность данной темы
отсутствие интереса к чтению у детей;однообразие уроков чтения в начальной школе и недостаточное внимание родителей к своим детям;в соответствии с Федеральными государственными стандартами начального образования важнейшей задачей современной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Тематическое планирование по литературному чтению по теме «Сказки» по классам.
Класс
Тема
Количество часов
1 класс
Раздел: Сказки, загадки, небылицы.Е. Чарушин «Теремок»«Рукавичка»
5 часов1 час1час
2 класс
Раздел: Устное народное творчество.«Петушок и бобовое зернышко»« У страха глаза велики»« Лиса и тетерев»« Лиса и журавль»« Каша из топора»« Гуси - лебеди»
7 часов1час1час1час1час1час2 часа
3 класс
Раздел: Устное народное творчество.Докучные сказки.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Иван-царевич и Серый Волк»«Сивка - Бурка»Раздел: Литературные сказкиД. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
8 часов1 час2 часа 3 часа2 часа8 часов3 часа 2 часа 3 часа
4 класс
Раздел: Сказки русских писателей.В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»П. П. Бажов «Серебряное копытце»С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 
10 часов2 часа 3 часа3 часа2 часа  
Алгоритм работы над сказкой.
1. Подготовительная работа.2. Первичное восприятие текста.3. Анализ сказки (вопросы по содержанию теста).4. Вторичное восприятие текста.5. Характеристика главных героев, главная мысль сказки, работа над средствами выразительности сказки и ее жанровыми особенностями (диалог с текстом).6. Работа над выразительным чтением.7. Творческая работа.8. Итог работы (чему научила сказка?)
Методы и приемы работы со сказками.
1)Объяснительно – иллюстративный метод. 2)Проблемные методы.3) Частично поисковые методы.
Педагогические технологии.
1)Проблемно-диалоговые технологии.2)Технология критического мышления.3)ИКТ – информационные коммуникативные технологии.
Составление кластера к сказке «Каша из топора».
Каша из топора
Русская народная сказка
Бытовая сказка
Главные герои: старуха, солдат.
                                       
 
Формы работы:
1.     Фронтальная работа;2.     Групповая работа;3.     Работа в парах;4. Индивидуальная работа.
Маршрутный лист по сказкам для групповой работы урок обобщения, 4 класс.
Название сказки
Вид сказки
Автор
Герои сказки:Положительные:Отрицательные:Помощники:
Волшебные предметы
Художник иллюстратор
                                       
 
Лексическая работа:
-         толкование устаревших слов,-         объяснение смысла фразеологических оборотов,-         работа над смыслом пословиц и поговорок,-         богатство и образность языка сказок, нахождение эпитетов, метафор.
Работа с планом.
цитатный
ключевые слова
картинный
Творческие задания.
Рассказать знакомую сказку по кругу.Разыграть сказку. Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).Постановка придуманных сказок.
Вывод:
Работа со сказками носит обучающий, воспитывающий, развивающий и даже лечебный характер (использование сказкотерапии при коррекционной работе с агрессивными детьми).
Результативность:
1) Востребованность книг в школьной библиотеке;2) Результаты развития смысловой памяти у детей;3) Отзывы родителей, результаты наблюдений библиотекаря и контроля администрации.
Мониторинг востребованности книг в школьной библиотеке учащимися класса.
Мониторинг развития смысловой памяти у детей.
                                                                           
                                                                           
                                                                            
                                                                          
               
            
            
            
            

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Методика работы над сказкой на уроках литературного чтения

Данные рекомендации посвящены методике работы со сказкой, предназначены для оказания помощи в работе учителя начальных классов . В основе рекомендаций опыт работы педагогов. Данный продукт могут...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Работа со сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе

Статья о работе со сказкой в начальной школе по программе "2100"...

Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе

Раскрываются методические приемы работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе....