урок литературного чтения "Крошка Енот"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Токмурзина Светлана Минивалиевна

На уроке дети знакомятся с произведением Лилиан Муур "Крошка Енот" (система Занкова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_kroshka_enot.docx73.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

(2 класс, система Занкова)

Тема: Л. Муур «Крошка Енот»

Цель: раскрыть нравственное содержание сказки.

Задачи:

- помочь обучающимся понимать особенность понятий «доброта», «смелость», «дружба»;

- развивать умение осмысливать художественную идею произведения, навыки выразительного чтения, умение анализировать и обобщать информацию, связную речь, внимание;

-воспитывать культуру читателя, чуткого слушателя.

Метапредметные умения:

1) познавательные:

-научатся определять тему и идею текста , находить в тексте ответы на поставленные вопросы, формулировать несложные выводы;

2) регулятивные:

-научатся менять позиции слушателя и читателя, принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

 -выполнять учебные действия в устной и письменной речи и оценивать их,

-участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

3) коммуникативные:

-научатся высказывать оценочные суждения, рассуждать, следить за действиями других учеников в процессе коллективной творческой деятельности, уважать мнение собеседника;

4) личностные:

-научатся выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, осознавать нравственные понятия и моральные нормы (поддержка, понимание, взаимопомощь, дружба).

Оборудование: учебник В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), интерактивная доска, ноутбук, карточки с заданиями, цветные иллюстрации моментов из мультфильма «Крошка Енот», таблицы для речевой разминки, наглядный материал для самооценивания, рефлексии.

Ход урока:

I. Организованное начало урока.            СЛАЙД 1

А) - Нахмурьте брови и посмотрите на своего соседа по парте.

Б)-  А теперь улыбнитесь друг другу.

В) -Скажите, когда вам было приятнее смотреть друг на друга, когда вы сердито смотрели, или когда улыбались друг другу?

-Конечно же, когда улыбались. Когда  вы улыбаетесь – вы такие милые, симпатичные.

-Давайте с улыбки начнем наш урок!                     СЛАЙД 2

II. Речевая разминка.

А) Произносим гласные громко-тихо:    

           о                     и                           э

а                      у                       ы

 Б)  Глубокий вдох носом, на выдохе произносим поочерёдно согласные звуки                    СЛАЙД 3

 [ш]        [с ]        [ш]       [с ]        [ш]        [с ]        [ш]        [с ]

В) Составьте из слов предложение: У, настроение, Саши, хорошее.

(У Саши хорошее настроение).

Мальчики читаю это предложение  с вопросительной интонацией.                                       СЛАЙД 4

Девочки читают его радостно.

-А скажите для чего мы проводим речевую разминку?

 (Чтобы подготовить наш речевой аппарат, т.к. мы будем читать, говорить).

-Я вам всем желаю хорошего настроения.

III. Актуализация опорных знаний.

-Мы работаем со 2 частью учебника «Литературное чтение», за это время мы познакомились со многими интересными произведениями, разных жанров. Давайте вспомним их.

А) 2 человека будут работать у доски. Кто желает? Вам нужно будет соединить название произведения с его автором.

В. Бианки                                                    «Акула»

Д.Хармс                                                      «Детство»                                                                            СЛАЙД 5

Л. Толстой                                               «Как Муравьишка домой спешил»

И. Суриков                                             «Как Володя быстро под гору летел»

Б) Остальные возьмите карточки с заданием. Вам нужно соединить название произведения с жанром, к которому оно относится.

стихотворение                                         «Мороз Иванович»

рассказ                                                      «Передышка»                                                            КАРТОЧКИ

сказка                                                       «Дедушка Дерево»

-Кто все  сделал, давайте проверим работу учеников, выполнявших задание у доски? Все ли у них правильно? Оценивание.                                                                                                              СЛАЙД 6

-А теперь давайте сверим ваши ответы с образцом. У кого все совпало, ставит  на карточке ! ,

если были ошибки , поставьте ?

-У кого все правильно? Молодцы!                                                                                                             СЛАЙД 7

-Понравились ли вам эти произведения? Какие чувства, эмоции они у вас вызывали?

III. Определение темы и цели урока.

1)- А сейчас послушайте песню Вл. Шаинского «Улыбка». Кто знает, можете подпевать.

2) - Многие из вас не просто  слушали, а  подпевали и улыбались.

- А может ли человек прожить  на свете без улыбки?

-А у каких людей улыбка чаще на лице: у злых или добрых?

- А что означает выражение «поделись улыбкою своей»? Давайте, мы с вами тоже будем

 чаще улыбаться и делится хорошим настроением друг с другом!

3)- А как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? А кто из вас узнал, из какого мультфильма эта песня? А кто такие еноты?                                                                                              СЛАЙД 8

(сообщение о енотах)

4) Вот о таком еноте рассказывалось в  этом мультфильме. А снят он по мотивам произведения Лилиан Муур, которое называется «Крошка Енот».                                                                                                СЛАЙД 9

Лилиан Муур была педагогом, она работала с детьми, которым трудно было научиться читать, для них она стала сочинять интересные произведения. Одно, из которых «Крошка Енот».

-Как вы думаете, к какому жанру оно относиться? (К сказкам).

-А какая это сказка? (Авторская, о животных).

5) –Какие цели поставим перед собой на уроке?                                                                                   СЛАЙД 10

А) Познакомиться с произведением «Крошка Енот».

Б) Определить тему и главную мысль сказки.

В) Научиться выразительно читать её.

IV. Открытие «нового знания».

1) Прослушивание аудиозаписи сказки «Крошка Енот». Первичный анализ прочитанного.

-Кто главный герой сказки?

-А почему сказка называется «Крошка Енот»? (Т.к. он был ещё маленький).

-Какое событие произошло в его жизни? (День рождения).

-А какие угощения вы предлагаете своим гостям?

-А что приготовил Крошка Енот? (Сладкую осоку). Кто знает, что такое «осока»? А где мы можем проверить наши предположения? (Верно, в словаре).                                                                                            СЛАЙД 11

(1 ученик находит определение слову  «осока» в  «Толковом словаре  русского языка» Ожегова).

-Какое момент в тексте вас больше всего рассмешил? Так КТО же на самом деле сидел в пруду?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (подвижная)

2) Повторное чтение сказки и определение главной мысли текста.

-Давайте прочитаем текст ещё раз «по цепочке» и постараемся ответить на вопрос: С чего начинается дружба? Подсказка находится в самом тексте, поэтому читайте  и слушайте друг друга очень внимательно.

-Так с чего начинается дружба? (Находит друзей тот, кто сам встречает их с улыбкой).

- Какова тема сказки? О чем эта сказка? (О дружбе).

-А чему она нас учит? Как подружиться с человеком ? Как  надо относиться к другим людям,   чтобы они относились к тебе по-доброму? СЛАЙД 12

 -Что мы сейчас с вами определили? (Главную мысль сказки).

3) Работа в группах.

-А сейчас, давайте  проверим, кто из вас самый внимательный и быстрый?

 Для этого поделимся на 4 группы. Но для начала вспомним,

как надо работать в группе?          СЛАЙД 13   

-Вам нужно будет найти в тексте отрывок и зачитать его, который подходит к иллюстрации.

-Зачитывание и оценивание группы. («Лестница успеха»)

4) Работа в парах.

А)- Назовите всех героев сказки. (слайд с именами)

-Почему Обезьянка и Крошка Енот написаны с большой буквы? (Это имена собственные).          СЛАЙД 14

Б)-Чтобы описать  их черты характера, предлагаю поработать в парах.

1 ряд –вам нужно будет подчеркнуть подходящие слова к Крошке Еноту.

(Маленький, жестокий, храбрый, смешной).

2 ряд –подчеркните слова, которые подходят к Обезьянке.                                       СЛАЙД 15

(Глупая, трусливая, доброжелательная, злая).

3 ряд –подчеркните слова, которые подходят к маме .

(Добрая, мудрая, равнодушная, злая).

В)-Мы не просто так описывали черты героев, сейчас мы попробуем прочитать сказку  по ролям. Для этого нам не только нужно знать черты характера героев, но и эмоции. Какие эмоции будем передавать голосом? (смех, страх, радость, удивление, испуг, тревога, восхищение).

Г) Чтение по ролям.

-Какая часть текста больше подходит для чтения по ролям на стр.72 или на стр. 73?Почему? (Т.к. там диалог героев)

Автор_

Крошка Енот-

Обезьянка_

Мама_

-Оценивание читавших детей.

ВЫВОД:

-Какой способ общения с тем, КТО сидит в пруду предложила Обезьянка? (Взять палку и погрозить ему).

-Что произошло после этого?

-Какой способ общения с тем, КТО сидит в пруду предложила мама? (Улыбнуться).

-Какой способ оказался более верным? Почему?

-Чему ещё учит нас это произведение? (Прислушиваться к совету старших, т.к. они мудрее).

V. Итог урока. Рефлексия.

А)-А вы знаете, для того, чтобы нахмуриться, нужно напрячь 72 мускула, а для того ,чтобы улыбнуться всего 14. Так выходит улыбаться гораздо легче!

-Какой главный урок дает нам всем эта сказка о Крошке Еноте? (Нужно быть приветливыми, добрыми, почаще улыбаться, тогда и к вам другие будут также относиться).                 СЛАЙД 16

Б) Дома вам нужно будет либо подобрать пословицы и поговорки к сказке, либо написать небольшое сочинение о дружбе.                                                                                                          СЛАЙД 17

В)  -Оцените свою работу на уроке:

-Если все получилось, поднимите цветок с красной сердцевиной, F:\Крошка Енот\красный цветок.jpg

если были ошибки, трудности, то с синей сердцевиной.                       F:\Крошка Енот\синий цветок.jpg

-Покажите свои цветочки.

-Доброта это тоже сказочный цветок, который расцветает в душе каждого из нас, стоит только захотеть, а для этого нужно быть приветливыми и почаще улыбаться!                                              СЛАЙД 18

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

-Кому сегодня можно подарить эти цветы?  (Крошке Еноту, т.к.  у него сегодня День рождения).

Прикрепите цветочки возле него на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот»....

Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Технологическая карта урокаЛилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Цели урока: учить выдел...

Урок литературного чтения в 4 классе. Лилиан Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

На уроке литературного чтения с помощью системы вопросов учитель сможет побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст, работать над развитием умения пересказывать основные моменты текс...

3 класс. Технологическая карта урока по теме: "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду"

Цели деятельности учителя: раскрытие нравственное содержание сказкиПланируемые результатыПредметные:-         уметь осмысливать художественную идею произведения...

Конспект урока литературного чтения «Черты героя рассказа Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» 3 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний                  Класс: 3 Тема: «Черты героя рассказа Л. Муур...