Главные вкладки

    Урок литературного чтения, 3 класс, и.в.соколов-Микитов "Листопадничек"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Альбина Ивановна Тарасевич

    Урок предназначен для учащихся 3 класса. Программа "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkr_urok_listopadnichek.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА:  И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

    Третий урок по теме «Люби живое». И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Программа УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС. стр. 60-67 в учебнике

    Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

    Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

    Оборудование: Компьютер с проектором для показа презентации, рабочие тетради.

    1. Организационный момент .

    ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА. ОСЕНЬ»

    —Теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

    (Слайд 1)

    На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и внимательным.

    Говорите четко, внятно

    Чтобы все было понятно.

    Если хочешь отвечать,

    Надо руку поднимать.

    Если друг стал отвечать,

    Не спеши перебивать.

    А помочь захочешь другу,

    Подними спокойно руку.

    (Слайд 2).

    Янтарная осень начальная,
    Срывается лист золотой.
    Картина немного печальная,
    И грусть навевает порой.
    Темнеют далекие ели,
    Холодною стала река…
    Я помню, как птицы галдели –
    Сейчас уж летят в облаках.  (осень)

    Как называется произведение, которое звучало? Кто композитор?

    - Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

    - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад) От каких слов образовалось слово? (лист, падать) Листопад – это сложное слово, образованное с помощью двух корней (лист + падать).

    - А какие изменения происходят осенью в жизни животных?

    1. Сообщение темы урока:

     - Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением «Листопадничек».

    МЕТОД «ожидания и опасения»

    Ребята, напишите на яблоках, что вы ожидаете  от сегодняшнего  урока. На лимонах запишите свои опасения. Повесьте фрукты на деревья. В конце урока мы проверим оправдались ли наш предположения.

     - Давайте вспомним: кто автор этого произведения?  Отгадайте  как фамилия писателя?

    НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ   замечательным писателем, певцом русской природы.

    Автобиография

    Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

    Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

    Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

    Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

    С любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

    Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

    - Обобщение: Вот такая жизнь – полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.

     Презентация литературы

    – Мы с вами уже не раз говорили о том, что писатели очень наблюдательные люди.
    – А что же автор мог наблюдать, а что подсказали ему воображение и фантазия? 
    (Ответы детей)
    – А могут ли зайцы плавать? 
    – Узнать очень многое о жизни животных вам помогут книги,  журналы «Юный натуралист», «Муравейник» и др.
    (Показ литературы)

    II. Работа над произведением

    - Понравилось ли вам произведение? Чем? (оно доброе, о зверях, толи правда, толи сказка)

    - К какому литературному жанру это произведение относится? (сказка о животных )

    - Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

    - Назовите основных героев сказки  (мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли )

    III. Разбор произведения

    - Как начинается рассказ?

    - Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? (Зайчик мечтал полетать. Он  видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).

    - О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).  

    - Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).  

    - Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).

    - Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).

    - Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?  (Нет).   

    IV. Введение в тему

    * Выборочное чтение.

    - Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами.

    - С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

    - Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке.  Он стал нянькой у бобрят).

    - Почему зайчонок остался у бобров?  (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).

    Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

    V. Физкультминутка «Помогатор» (танцевальная)

    СОБИРАЕМ ПАЗЛ «ЗАЙЧИК»

    Характеристика героя.   

     Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

    - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

    - непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

    - любознательный (задаёт вопросы бобрам);

    - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

    - добрый (помогал нянчить бобрят);

    - заботливый (кормит бобрят);

    - смелый (научился плавать);

    - любящий  (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров).

     * Составление синквейна о зайчике.

    1 строчка– 1 существительное

    2 строчка – 2 прилагательных

    3 строчка – 3 глагола

    4 строчка – ключевое предложение из текста

    5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

    Зайчик

    Любознательный, трусливый

    Заботится, боится, ныряет

    По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

    Листопадничек.

    РИСОВАНИЕ ЗАЙЧИКА  видеоурок (5 минут)

    —  Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?

    VI. Подведение итогов урока

    - Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку-путешественницу).  Почему?

    VII. Рефлексия

    МЕТОД «Собери яблоки в корзину»

    IX. Домашнее задание

    Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек».     

    (лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

    Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

    Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

    Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

    Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

    Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

    Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...