программа по обучению чтению
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

ПРИСТАНСКОВА НАТАЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Разработка  рекомендаций по педагогической коррекции трудностей в обучении чтению младшего школьника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет  образования и науки Волгоградской области

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов 

«Волгоградская  государственная академия последипломного образования»

 (ГАУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра  дошкольного  и  начального общего   образования

Контрольная работа

« Разработка  рекомендаций по педагогической коррекции трудностей

в обучении чтению младшего школьника»

Выполнила слушатель курсов  по программе

№ 340-4  учитель начальных классов

МБОУ «Паньшинская СШ»

 Городищенского района

 Пристанскова Наталия Анатольевна.

Проверила: Николаева Марина Владимировна

Д.п.н., профессор

                                       

Волгоград – 2016

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Общая характеристика детей с трудностями в обучении чтению.

3.Основные направления педагогической поддержки.

3.1.Диагностическое направление.

3.2.Формы и методы педагогической поддержки.

4.Список используемой литературы.

5.Приложения.

Пояснительная записка.

        Программно-методический материал разработан в соответствии с положениями  Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в части создания условий, способствующих получению обучающимися качественного образования по основной образовательной программе начального общего образования.

       В современном информационном обществе задачи, требующие для решения коммуникативных компетенций,  становятся приоритетными. От подрастающего поколения требуются определенные читательские умения: извлекать и обрабатывать необходимую информацию из текстов, определять в них основную и второстепенную информацию, свободно ориентироваться в текстах различных стилей и воспринимать их. Это указывает на социальную значимость проблемы чтения не только в школьной жизни. Но и в реальных жизненных ситуациях.

       Овладение чтением является одним из важных образовательных результатов обучения в начальной школе. Совершенствование читательских умений учащихся начальных классов продолжается в период обучения в основной школе. В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для усвоения всеми обучающимися, в том числе учащимися с трудностями при овладении чтением, основной образовательной программы начального общего образования.

        Важным условием для успешного обучения чтению учащихся с особенностями психофизического развития и состояния здоровья, к которым

относятся и дети с нарушением чтения, является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 ст.34, ч.1. п.2).

     Для содействия в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности обучающихся с нарушением чтения в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, необходимы:

  • ранняя педагогическая и психологическая диагностика возможностей с целью выявления детей с нарушением чтения;
  • оказание коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением чтения для устранения препятствий к их обучению;
  • динамика развития и образовательных достижений детей с нарушением чтения.

      Неготовности при овладении продуктивными способами чтения, как следствие – низкий темп к обучению чтению отдельной группы детей на уровне дошкольного общего образования (предшкольный период) и стойкие трудности формирования навыка чтения в период школьного обучения отмечают и педагоги, и родители. Главные проблемы определяются ими как трудности у детей в понимании прочитанного (смысловая сторона), трудности при овладении продуктивными способами чтения, как следствие – низкий темп чтения (техническая сторона), отсутствие у детей желания читать. Вследствие этого процесс формирования навыка чтения затруднен, долго автоматизируется в начальной школе. И чтение не становится главным средством получения знаний в основной школе.

     По результатам исследований института содержания и методов обучения РАО  готовности первоклассников к обучению 15-20% детей могут испытывать трудности, связанные с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. 40% первоклассников  не готовы к чтению, 23% - имеют нарушения  звукопроизношения, 10-15% детей испытывают трудности в общении.   Распространенность нарушения чтения среди учащихся 2-4 классов имеет тенденцию к увеличению. При переходе из начальной школы в основную - 56% учащихся испытывают трудности при понимании прочитанного, 24% учащихся находятся на этапе перехода от слогового чтения   к чтению словами (данные получены во время рестандартизации методики диагностики дислексии Корнев А.Н.,

Ишимова О.А. 2010г.)

       Актуальность проблемы своевременной коррекции нарушения чтения указывает на необходимость разработки, апробации и реализации вариативных учебно-методических, дидактических разработок, коррекционно-развивающих методик, программно-методических материалов. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают эффективность коррекционно-педагогической работы. Поэтому важно учитывать не только исправление речевых недостатков, но и коррекцию трудностей формирования зрительных функций, препятствующих овладению навыком чтения, что в совокупности может стать причиной нарушения в развитии письменной речи (умении понимать прочитанное). Разные аспекты содержания коррекционно-педагогической работы раскрыты в пособиях В.К.Воробьевой, О.Е.Грибовой, Л.Н.Ефименковой, Г.Г.Мисаренко.

    Реализация программно-методических материалов способствует повышению качества освоения содержания метапредметной программы и в целом успешному освоению основной образовательной программы начального общего образования обучающимися с трудностями чтения.

Характеристика детей с трудностями в обучении чтению.

К категории детей с трудностями в обучении чтению не относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Дети указанной категории имеют негрубые отклонения в функционировании центральной нервной системы, указывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. У детей данной категории педагоги и психологи отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную и социальную).

В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, жизненным уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитие отдельных психических процессов восприятия, памяти, мышления, грубыми недостатками речи, нарушением моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

                   Основные направления педагогической поддержки.

          Чтение в начальной школе является средством получения знаний. Именно поэтому для ребенка весьма важно преодоление трудностей в чтении. Необходимо эти трудности выявить на ранней стадии обучения и провести соответствующую коррекционную работу.

         Без чтения невозможно получить знаний. Нарушение чтения может не только препятствовать обучению, но и отрицательно влиять на формирование личности школьника. Неудачи при овладении чтением способны вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.

       Чтение - сложный процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный и речеслуховой. Оно начинается со зрительного восприятия и узнавания букв, соотнесения их с соответствующими звуками. Далее осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова и его прочитывание. Наконец, через соотнесение звуковой формы слова с его значением происходит понимание читаемого. Таким образом, можно условно выделить две стороны чтения: техническую (сопоставление зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую. Навык чтения развивается в ходе длительного и целенаправленного обучения, преодолевая определенные ступени формирования.

                                Ступени формирования навыка чтения.

     При овладении звуко-буквенными обозначениями важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее школьник научится узнавать буквы, чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее он научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

      На этапе послогового  чтения существенное значение имеет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).

     Для становления синтетических приемов чтения от ребенка требуется развитие таких психических процессов и функций, как анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция и свободная речь.

     На этапе синтетического чтения ребенок может читать целыми словами с увеличением скорости, понимая смысл прочитанных слов и предложений.

                                                 Нарушения чтения.

 Затруднения на любой ступени формирования навыка чтения приводят к его нарушению. Также нарушение чтения может возникнуть у детей при педагогической запущенности или неправильной методике обучения. Желание современных родителей как можно раньше, больше и интенсивнее заниматься с ребенком иностранным языком тоже способно привести  к плачевным результатам.  Если речь малыша еще не идеальна, он плохо произносит звуки, а ему уже предлагают запоминать иностранные слова, понятно, что формирование родного языка задерживается. Впоследствии это может вызвать трудности при выработке навыка чтения. Форсированное обучение дошкольника может затормозить его развитие, а не стимулировать.

                                  Причины трудности при чтении.

В приложении  представлен список наблюдаемых трудностей при чтении и причин, их вызывающих. Приведенный список подтверждает необходимость учета индивидуальных особенностей развития ребенка для эффективной организации учебного процесса. Он показывает, что затруднения в процессе обучения чтению могут быть связаны с функциональным развитием ученика, но и в значительной степени могут определяться неадекватными требованиями, несоответствием технологий и методик обучения возрастным и функциональным возможностям детей.

Группы ошибок при дислексии.

 Необходимо различать ошибки чтения, закономерно встречающиеся у всех детей при овладении навыком чтения, от дислексии. Выделяют следующие группы ошибок при чтении, характерные при дислексии: замену и смешение букв, чаще всего фонетически близких звуков, а также замену графически сходных букв

(девочка - "тевочка"; холод - "жолод"); побуквенное чтение (Р, А, М, А), нарушение слияния звуков в слоги и слова; искажение звукослоговой структуры слова, которое проявляется в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков и др. (скамейка -"камейка"; чулан -"чунал"); нарушение понимания прочитанного, которое может проявиться и на уровне отдельного слова, и на уровне предложения и текста; аграмматизмы при чтении ("голубой ведро","ночь пришел"); замену слов при чтении (захлестнула - «захлопнула»).

     Особенно часто предрасположенность к дислексии встречается у детей с речевыми отклонениями. Нарушение чтения нередко является вторичным нарушением устной речи, и поэтому основная задача логопеда в школе заключается в раннем выявлении нарушений речи и преодолении их. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше ее результативность. Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить появление ошибок при чтении.

Выявление дислексии по методике А.Н. Корнева.

С целью профилактики в начале учебного года следует проводить обследование всех первоклассников по методике раннего выявления предрасположенности к дислексии, разработанной А.Н. Корневым в 1982 г. В методику входят четыре задания.

Задание"Рядоговорение"

    Ребенку необходимо перечислить по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели (допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).

    Оценка (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах): правильно ответил на оба вопроса - 0 баллов; верно ответил на один вопрос - 2 балла: не ответил ни на один вопрос - 3 балла.

Задание "Ритмы"

Ребенку предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами: простые ритмы - II I, I II, II I I, 11II, I III, если задание выполнено, верно (ребенок повторил ритмы), то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают; сложные ритмы - III 11,1N II, I III I, II III I. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Оценка: выполнены оба задания - 0 баллов; удалось повторить только простые ритмы - 2 балла; не сделано ни одного задания - 3 балла.

                     Тест Н.И. Озерецкого "Кулак-ребро-ладонь"

Инструкция: "Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же". Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если он нарушает порядок движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее, верно, то это ошибкой не считается). При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.

Оценка: правильное воспроизведение с одной-двух попыток после первой демонстрации - 0 баллов; после двух демонстраций или после трех демонстраций с первой попытки - 2 балла; после четырех и пяти демонстраций или после трех демонстраций со второй и более попыток - 3 балла.

                                Субтест "Повторение цифр"

     Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходит к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: "Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1 ".Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине

задания: сначала предлагается ряд из двух цифр, затем из трех и т. д. Итоговым результатом выполнения задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину теста.

    Оценка: итоговый результат больше 6-О баллов, равен 6-2 балла; меньше 6-3 балла.

     При обследовании детей 6,5-7,5 лет суммируются следующие три оценки: за "Рядоговорение", «Повторение цифр" и  тест Кулак-ребро-ладонь" или "Ритмы" (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.  Данная методика позволяет выявить задержку формирования многих функций (нарушения речевого развития (ошибки в звукопроизношении, грамматическом оформлении речи, несформированность фонематического восприятия, небольшой словарный запас), нарушения пространственных представлений, пространственной ориентировки, нарушения моторики и зрительно-моторной координации), недоразвитие которых может способствовать возникновению дислексии.

      По итогам обследования комплектуются группы для проведения занятий по профилактике и коррекции трудностей формирования навыка чтения. Содержание коррекционных занятий зависит от выявленного первичного нарушения у ребенка и от того, на каком этапе овладения чтением он находится. Одной из основных задач работы с детьми, испытывающими трудности при обучении чтению или имеющими предрасположенность к нарушениям чтения, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня речевого и общего развития. Поэтому коррекционная работа должна носить комплексный характер. Она должна быть направлена на становление функциональной основы навыка чтения, коррекцию его нарушений и дальнейшее совершенствование.

              Формирование функциональной основы навыка чтения.

      Формирование функциональной основы навыка чтения включает в себя работу по следующим направлениям:

     1. Выработка правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2.  Совершенствование языкового анализа и синтеза: развитие анализа структуры      предложения; слогового анализа и синтеза слов; фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов.

3. Обучение связной речи (разным видам пересказа, составлению рассказа), расширение и обогащение словаря.

      4. Развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков с использованием массажа и самомассажа пальцев, пальчиковых игр, обводки, штриховки.

      5. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти: расширение поля зрения; развитие зрительного анализа и синтеза; уточнение и увеличение объема зрительной памяти;   совершенствование пространственно-временных ориентировок (ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей, ориентировка в окружающем пространстве; пространственные соотношения элементов букв, временные отношения; вербализация пространственных и временных представлений); развитие тактильных ощущений (определить, какую букву написали на руке, на спине, в воздухе, узнать букву на ощупь и т. д.).

      6. Совершенствование внимания, памяти, мышления: развитие концентрации и устойчивости внимания, расширение объема внимания, способности переключения внимания; тренировка зрительной и оперативной памяти; развитие конструктивного мышления, способности устанавливать логические связи между словами.

      7. Развитие умения выполнять и планировать многошаговые инструкции, восстанавливать последовательность действий.

                 

                  Содержание работы по коррекции навыка чтения.

          Работа по коррекции и совершенствованию навыка чтения у детей включает в себя: поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами, синтаксическое); работу над артикуляцией и орфографической правильностью чтения; развитие умения правильной постановки логического ударения; выработку правильной интонации, соблюдение логических пауз; формирование осмысленного чтения.

       Одной из важных задач коррекционных занятий является преодоление негативного отношения ученика к чтению. Используемые нами различные виды игровой деятельности позволяют осуществлять коррекционное воздействие ненавязчиво, в интересной и увлекательной форме. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные

упражнения, которые способствуют формированию правильных навыков чтения. Планируя занятие, можно упрощать или усложнять речевой материал, предлагаемый учащимся. В приложениях 2-5 подобран игровой материал, используемый на коррекционных занятиях, который дает возможность углубить полученные учениками знания, способствует выработке умений и навыков, а также пополнению словарного запаса, расширению представления об окружающей действительности.  

         В большинстве случаев при коррекционной работе приходится сталкиваться с детьми, имеющими неоднородную структуру дефекта, поэтому необходимо применять индивидуально-дифференцированный подход. Задания и упражнения следует выбирать индивидуально для каждого ребенка в зависимости от вида нарушения чтения и особенностей его интеллектуального развития. В работе по совершенствованию навыков чтения можно использовать различные виды упражнений, которые представлены в приложениях.

        Коррекционная работа не будет полноценной без участия в ней родителей. Педагог должен объяснить взрослым, как необходимы их поддержка и помощь ребенку. Ведь семья играет большую роль в правильном руководстве детским чтением.

        Таким образом, своевременно оказанная помощь ребенку с трудностями в обучении чтению логопедом, поможет ему идти дальше через коррекционные занятия к овладению грамотой, к успехам в учебе. Опыт показывает: вовремя и правильно преодоленные трудности не только позволяют ребенку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.

Формы и методы работы.

Главная задача:

Закрепить связи между видимым слогом и его произнесением. Став знакомыми, слоги уже легко объединяются в слова, которые становятся узнаваемыми.

  1. «Цепочки слогов» В заданиях ребенку предлагается произносить слоги парами, группами, произносить слоги на мотив известной или выбранной ребенком песни.
  2. «Таблицы слогов» В заданиях требуется найти и показать в таблице слог, названный взрослым. Таблицы имеют три уровня сложности с учетом количества в них слогов 9, 16, 25. Задания предполагают фиксацию времени, потраченного ребенком на поиск слогов каждой таблицы. Работа с таблицами – один из самых эффективных видов работы. При этом он и самый сложный для ребенка. Во время тренировки слоги каждой таблицы плавно читаются в разных направлениях: по строчкам, по столбикам, по спирали.
  3. «Конструктор слогов» Задания включают добавление последнего слога к началу названного слова, быстрое нахождение и показ слога в таблице, нахождение  и последовательный показ всех слогов названного слова, плавное произнесение ребенком слогов, показываемых взрослым, и узнавание слова.
  4. «От слога к слову» Эта группа состоит из таких заданий, как узнавание слова по описанию, нахождение, показ и его произнесение, чтение слов, объединенных в группы с учетом их ритмичной структуры, чтение рядов или группы слов с последующим их называнием по памяти.
  5. «Читаю я - читаешь ты» Это задание направлено на создание положительного эмоционального настроя перед занятием, на тренировку зрительного и пространственного восприятия и памяти (выкладывание букв, слогов, слов)

                             Список используемой литературы:

Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – СПб.: Изд-во Каро, 2006

Гузий Ю.А. Нарушения формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Дис…канд.пед.наук /Ю.А.Гузий – М., 2007

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: уч.пособие/ Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова – СПб.: СОЮЗ, 2003.

Русецкая М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: канд.пед.наук /М.Н.Русецкая.- М., 2003.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб.и дополн. — М.: Издательство «Ось—89», 2003.

Локалова Н.П.  120 уроков психологического развития младших школьников. (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. (Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике). - М.: «Ось-89», 1997.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.

Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / под редакцией Истратовой О. Н.  — Ростов н/Д : Феникс, 2007.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия»,  1998.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.

Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС,  1995.

Приложения.

1.Подражание как методический прием.

Устная речь, как известно, развивается у ребёнка в процессе подражания. Подражание – главная форма, в которой осуществляется влияние взрослого на развитие речи ребёнка. Вполне логично предположить, что обучение чтению слияний по подражанию – наиболее естественный методический приём. Ребёнок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает взрослый, подражает ему, в процессе подражания улавливает механизм чтения и путём упражнений овладевает этим механизмом. Поэтому обучение чтению сводится к показу элементов, из которых должна строиться процедура чтения, и всевозможным подсказкам, облегчающим ученику догадку, открытие механизма перехода от элементов к результату. Одной из таких подсказок является наглядная графическая схема (дуга и точка).

Дуга – это согласная с последующей гласной

Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная без последующей гласнойили согласная с мягким знаком.

На практике это происходит так. Как только ребёнок усвоит несколько букв (например: а, о, н, с), ему предлагается упражнение “Катание с горки” (на доске делается рисунок).

СА СА СА СА НА НА

СА СА СА НА НА СА НА

Обучающий, проводя по дугам, читает слоги: “поднимаясь на горку”, - медленно, выделяя голосом гласные; “спускаясь с горки”, - быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую. Дети копируют все действия взрослого. Несколько раз ученики “катаются на горке” вместе с педагогом, потом без него.

При работе с гласными е, ё, я, ю не стоит заострять внимание детей на количестве звуков, обозначаемых этими буквами. Практика показывает, что дети легко по подражанию усваивают чтение слогов и слов с этими буквами.

2.Условия успешности коррекционно-развивающей работы:

  1. Подход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребёнка) . Каждый ребенок может научиться всему. Для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя.  Педагог не должен сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.
  2. Путь к достижению положительного результата может быть только «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Для этого уровень сложности предлагаемых заданий должен соответствовать уровню возможностей ребенка. Важно дать почувствовать каждому ученику успешность в процессе обучения. Оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
  3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.

    Педагогу не стоит скупиться на похвалы, нужно отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом учителю не следует забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности.

  1. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.

Ученик не будет работать быстрее и лучше, если он постоянно слышит слова: «быстрее», « поторопись», «ты опять последний». Этими слова достигается обратный эффект – либо ученик работает еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество работы. Более целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу работы ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика темпу работы класса.

  1. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем заключается трудности ребенка и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь – от знания причины ошибки к ее устранению.
  2. Постоянное отслеживание продвижения каждого ученика.  Важно знать ту точку, в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия нужно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка, универсального учебного действия, то есть учитель должен представлять: что ребенок уже может сделать самостоятельно, а что он может сделать с помощью учителя и в чем эта помощь должна выражаться.
  3. В обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
  4. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащегося.  Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, т.к. именно  в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т.п.
  5. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца.

3.  Побуквенное или слоговое чтение (несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов)

        

Задание 1. «Карточки-горки»        

        Ученику предлагается последовательно читать слова, расположенные  в виде горки.

Примерный набор слов:

уа

яд

щуп

цена

унты

муфта

нутрия

орхидея

закрепить

близнецы

наверняка

периодизация

разноголосица

шифровальщица

электромагнетизм

        Задание 2. Чтение пунктирно написанных слов.

        Слова, в которых буквы написаны не полностью, с отсутствием некоторых их частей. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.

4.  Повторное считывание  той же  строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней (недостаточное развитие анализа пространственных отношений; неустойчивость произвольного внимания).

        Задание 1. Изучение процессов произвольного внимания

        Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА  ЕССАНЕССАС  ДАТАЛАТТА

2. ЕНАЛССТАДЕ  ЕНАДСЛАТ  ЕТАЛЬТАРРС  ЛИММОДОРА  КЛАТИМОР

3. РЕТАБЕРТА  НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА  КАЛЛИХАРРА  ФИЛИТАДЕРРА

4. ГРУММОПД

5. ВАТЕРПРООФЕТТА  СЕРАФИНЕТТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА  ХЛОРОФОНИМАТА  ДАРРИСВАТЕНОРРА

8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ  ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11.МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРА-

ФУНТИАРЕ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН

13.БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕ НАТУРЕПВАДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН

14. ОСТИМАРЕ

Задание 2. Корректурная проба.

        Используются специальные бланки с несколькими рядами букв. Ученику предлагают в течение 5-7минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3буквы (например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок.

5. Неправильное чтение похожих по начертанию букв (несформированность процессов зрительного анализа; неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы)

        

Задание 1. «Найди слово»

се        I  се ес со  се ес со се се  ос ес се

об       I  бо би об ов ба бо ба об во об бо бо

где      I дег гед гло гед егд гле гло дог гед где

кот      I ток отк кот кит так нот нок кто кот кто

слон    I носл лосн смон слол лосм слон лосм слом

вода    I одав вадо вада даво вода бада дова вода

какой  I кокой кокай кокат кайок кайок какой какой

чашка I чащка качаш чакаш чашка шкача чашка чащка

        

        Задание 2. «Найди слова»

        Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, «машина – малина», «автобус – абрикос», «Маша – Миша», «Тоня – Толя» и др.

Задание 3. «Свяжи слова»

        Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Учитель зачитывает пару слов, а ученик запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары. После прочтения всех пар через 10мин учитель читает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.

Слова для предъявления:

слива – лампа                       гребень – земля

синица – сестра                       компас – клей

лейка – трамвай                       кит – сигарета

мухомор – диван                     спички – овца

ботинки – самовар                   терка – море

графин – брат                          шляпа – пчела

жук – кресло                            рыба – пожар

6. Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями (недостаточность зрительного анализа слова).

        Задание 1. «Найди слова»

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ

ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ

ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

        Задание 2. «Чтение наоборот»

        Каждое слово, начиная с последнего, прочитывается по буквам в обратном порядке.

        Задание 3. Чтение только второй половинки слов

        Озвучивается только вторая половина слов.

        

Задание 4. «Перевернутый текст»

        Страница обычного текста поворачивается (на 90, 180, 270 градусов). Ученик должен, двигая глазами справа - налево, прочитать текст.

Задание 5.  «Чтение нормально наоборот»

        Первое слово читается как обычно, второе – справа налево, третье – как обычно, четвертое – справа налево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по обучению чтению в подготовительной группе (букварь Жуковой)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, требования к обучающемуся и календарное планирование...

Рабочая программа по обучению чтению 1 класс

Рабочая прграмма по обучению чтению автор:В. Г. Горецкий, адаптирована на 7 вид (ЗПР)...

Рабочая программа по обучению чтению

Рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Кон-цепции духовно-нравственного развития и воспитан...

Рабочая программа по обучению чтению, литературное чтение 1 класс.

Рабочая программа по обучению чтению, литературное чтение 1 класс. Учебник «Азбука» для учащихся 1 класса В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин М.: Просвещение, 2011г.Учебник «Литературное чтение» для учащих...

Рабочая программа по обучению чтению

Рабочая программа для УМК " Школа России"...

Рабочая программа по обучению чтению для 1 класса (УМК "Перспектива" ФГОС)

Рабочая программа по обучению чтению для 1 класса (УМК "Перспектива" ФГОС)...