Л. Толстой «Лев и собачка».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Токмурзина Светлана Минивалиевна

Л. Толстой «Лев и собачка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Л. Толстой «Лев и собачка».610.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения по теме Л. Толстой «Лев и собачка».

Класс: 2б.

Учитель Токмурзина С.В.

Ход урока:

I. Создание ситуации успеха.

- Добрый день, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

- Когда мы с вами встречаемся; встречаемся, друг с другом, – какие добрые слова   говорим друг другу? (добрый день, доброе утро)

ӀӀ. Актуализация опорных знаний.

ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО. Л.Н. ТОЛСТОЙ

- Как мы понимаем эти слова?

- Если человек добрый он несет радость другим. Скажите себе – я добрый (пауза). Добрый человек – мудрый человек.

 - Обратите внимание, кто автор этих слов.

- Что вы о нем уже знаете? (Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!  Он родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы.  Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне он провёл большую часть своей жизни. Детей в семье было пятеро, они рано остались сиротами. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца. Лев Толстой отличался пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он очень любил детей и поэтому  открыл в своём имении школу для крестьянских детей. Тогда в  стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и   учил по ним крестьянских детей. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе)  

- Сделаем вывод из всего сказанного: кем был Л.Н. Толстой? (Великий русский писатель,

учитель)

- У нас есть выставка книг, которую подготовили некоторые ученики. Назовите произведения, которые вам известны? (“Филиппок”, “Муравей”, “Косточка”)

ӀӀӀ. Постановка проблемы. Изучение нового материала (открытие нового).

1) - А о  ком мы будем читать сегодня вы узнаете, если угадаете, кого я спрятала на рисунке? (интерактивная доска, используется функция «Шторка»)

- Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках?

- Собака – друг человека, никогда не предаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил их, и теперь собака помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны проявлять чуткость  к нашим младшим бессловесным братьям,   защитить их в нужный момент. Помните: мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому.

- Сейчас я включу голос животного, а вы определите,  какому животному он принадлежит? (звучит рычание льва).

- Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать?

- Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2м 40см, вес более 230кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы.  В зоопарке они доживают до 50 лет.

2) - Кто догадался, как называется наше произведение? («Лев и собачка»)

- Прежде чем начать работу,  давайте подумаем какие   цели поставим на этот урок? Соберём «Корзину идей» (Познакомиться с произведением Толстого.  Выяснить к какому жанру оно относиться. Узнать чему хотел нас научить Толстой написав это произведение)

- Открыли учебник.   О чем нам может рассказать заголовок?  

- Ребята, посмотрите, что написано после заглавия рассказа?  Что значит быль?

- История, о которой рассказывает Лев Толстой, на самом деле произошла в далёком городе Лондоне, а узнал он о ней из рассказов моряков.

3)- Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

- Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением (чтение рассказа учителем).

4) -  О чем эта быль? (О любви и привязанности животных друг к другу)

- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

- Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями. (Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)

Физминутка

- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем (чтение вслух детьми).

- Ребята, о каких словах хочется поговорить? Какие слова вас заинтересовали, значение каких слов непонятно? (Лондон, барин...)

 д) - Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец?

- В чем выражалась  жестокость людей по отношению к животным в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

- Найдите в тексте слово «ухватил». Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову «ухватил».

- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

- В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

- Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.  (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву.  Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

- Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

-  Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

-Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).

- Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год. Что же произошло с собачкой? (Собачка заболела  и умерла)

- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

- Попытался ли хозяин изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (дал новую собачку)

-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был предан первой собачке)

- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства? (изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

-Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

-Какой конец в этой истории? (печальный)

- Скажите,  пожалуйста, так могут ли  животные,  совершенно разные по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и  сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам эту историю?  

- Л.Н. Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились

5) Работа в группах.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вспомним правила работы в группах (внимательно выслушивать мнение каждого члена группы, работать дружно ... )

- Каждый находит свою группу по цветам. Задания будут разного уровня.

1 группа. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какому моменту она относится? Найдите эту часть, зачитайте.

2 группа. Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог  состояться между ними при первой встрече?

3 группа.  Игра «Да-нет»: 1. Собака - дикое животное.

2. Л.Н. Толстой жил в имении Ясная Поляна.3. Л. Толстой всю жизнь был военным.4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей. 5. Л. Толстой писал рассказы только для детей. 6. Лев – хищное животное.7. В рассказе «Лев и собачка» лев изображён добрым и заботливым.

4 и 5 группы. Сочинить четверостишие о животных по прочитанной были.

6) Проверка работы групп.  В качестве примера приведём  ответы детей, работавших в  3, 4, 5 группах.

Вторая группа. Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

Третья группа. Четверостишие:

 Лев и собачка  - друзей лучших лет,

 Лев и собачка прекрасный дуэт.

 Дружат они без ссор и без драк,

 Любит лев собачку просто так.

Четвёртая  группа. Четверостишие:

Лев и собачка - хорошие друзья,

 Им расстаться никак, никак нельзя.

 А через год собачка умерла.

«Зачем и почему?» –  Лев спрашивал себя.

 И от тоски он погубил себя.

IV. Рефлексия урока

- Наш урок подходит к концу. Подведем итог. Ребята, как вы думаете, справились ли мы с целями, которые ставили в начале урока?

- Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

- На партах лежат сердечки. Напишите одно слово, чувство или эмоцию, которое вызвало это произведение и приклейте на доску.

- Тоска, боль, грусть, сочувствие… Ребята, как вы думаете, почему у нас получилось столько грустных слов? (концовка грустная)

- Я вам предлагаю такое домашнее задание: придумайте свою концовку рассказа, чтоб он заканчивался  радостно.

- Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.

В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Конспект "Л.Н.Толстой "Лев и собачка""...

Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.

На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания  и ответственности за животных, на то, что...

урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более гл...

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме....