Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

 

РМО учителей начальных классов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Отгадай загадки С царственной гривой, с гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути – С царской особой ты не шути. Лежит – молчит, Подойдёшь – заворчит. Кто к хозяину идёт. Она знать даёт.

Слайд 4

Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка» (1828 – 1910г.)

Слайд 5

сострадание

Слайд 6

сострадание Сострадание-умение чувствовать чужие страдания, вызываемые чьим – либо несчастье, горем . Словарь Ожегова

Слайд 7

Если бы у меня была чудесная палочка,…



Предварительный просмотр:

                     МКОУ «Шлипповская средняя школа»

Урок литературного чтения в 3 классе

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

                                                  Подготовила Голубева Ирина Викторовна

                                                     2012

Цели:

 Обучающая:

- познакомить учащихся с былью Л. Толстого «Лев и собачка»;

- продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к событиям, героям и их поступкам; раскрыть трагедийный смысл данного произведения;

- закрепить знания детей о ранее изученных произведениях.

Развивающая:

-развитие  речи

- обогащение и усложнение словарного запаса;

- развитие логического мышления;

- развивать эмоции учащихся посредством  обсуждения ситуаций;

- учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Воспитательная:

-пробудить чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

 Деятельность   учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Доброе утро, дети! Доброе утро, гости! Мне приятно очень видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу, пошлите ему добро и радость. Закройте глаза, представьте нашу планету, пошлите добро и радость всем живым существам на ней.

2.Речевая разминка


Сейчас вы прочитаете сказку Федора Кузьмича Сологуба.

(вполголоса)

Чтение вслух. Чем чудесна палочка?

Сказка

 « Палочка»


Есть такая чудесная палочка на свете – к чему ею ни коснись, все тотчас делается сном и пропадёт.

  Вот если тебе не нравится твоя жизнь, возьми палочку, прижми её концом к своей голове – и вдруг увидишь, что всё было сон, и станешь опять жить сначала и совсем по-новому.

  А что было раньше, в этом сне про всё забудешь. Вот какая есть чудесная на свете палочка.

3. Повторение

Стадия вызова.

На стадии вызова учитель выявляет имеющиеся у детей знания по теме
























































































































































4. Работа с текстом до чтения

Стадия осмысление

Мотивационная –сохранение интереса к изучаемой теме

-




























5. Работа с текстом .

Стадия осмысления.

Дети слушают запись чтения  этого текста

6  Словарная работа

Словарь Ожегова

















7. Слушание рассказа.















8Чтение текста вполголоса, работая с текстом, с новыми словами







ФИЗКУЛЬТМИНУТКА




9.Чтение текста с остановками. Работаем с вопросами












Чтение 1 части


















Чтение 2 части














Чтение 3 части






















Чтение 4 части




















































10.Работа в парах



11.Итог урока

























12.Рефлексия







14.Дом. Зад.






15.Оценки

ВОПРОСЫ

-С чего началась эта история?

-Почему мальчик залез на мачту корабля?


Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как обезьяна оказалась на первой перекладине.

(стр 152)

-



-В какой момент изменилось отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? Зачитайте.

-Что спасло мальчика? Зачитайте.

-Почему капитан заплакал?


-Когда вы очень переживали за мальчика?

-Какие эпизоды из рассказа говорят о его смелости, а какие

- о самоуверенности,

растерянности, обидчивости, самолюбии?

-Определите основную мысль рассказа «Прыжок». О чём этот рассказ?

-Почему его написал автор?

-Как поступили бы вы на месте этого мальчика?


-Какие рассказы Льва Николаевича Толстого вы ещё знаете?


Чем похожи эти рассказы?

- Что  объединяет эти два произведения?

( Главные герои животные, дети, автором этих произведений является Лев Николаевич Толстой)

-Кто сможет показать автора этих произведений? (Слайд 1. Лев Николаевич Толстой)


- Каких животных мы встречаем на улице, в лесу?


- Какие животные живут рядом с вами?


- Как вы о них заботитесь?


- Все ли люди одинаково относятся к животным?


- Зачем нужны животные?








- Давайте отгадаем загадки.

 (Слайд №2. Загадки о льве и собаке)


- Как вы думаете, о ком пойдет речь, в произведении, которое будем читать сегодня?


-  Что вы можете сказать про этих животных?


- Какие они?



- Подумайте, почему автор именно так назвал свой текст?



- Как  мы можем убедиться в правильности наших рассуждений?






- История, о которой рассказывает нам Л. Н. Толстой произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает? Но дело в том, что «маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории, то плакал, и его звали «Лева-корова».

- А вы согласны, что он был ревой?

- Что заставляло его расстраиваться?

 Плакать?


- Все эти качества можно назвать одним словом - СОСТРАДАНИЕ








Сострадание –умение чувствовать чужие страдания, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем.

- А что такое быль?

Быль – то, что было в прошлом. (Словарь Ожегова)




- Прислушайтесь к себе. Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?


СЛУШАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕН

НОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ












Трудные слова



Будем читать текст медленно, вдумчиво, представляя себе историю, рассказанную автором.





-Какие чувства вызвал поступок человека ?












-Как вела себя собачка оказавшись в клетке у льва?


-Прочитайте, что она чувствует в этот момент?








-Что мы знаем о льве? Какое это животное?


-Как ведет себя лев, увидев маленькое существо в клетке?


-Какими словами автор показывает, что лев – хищник?


- Какое это чувство?






-Прошло ли чувство тревоги у собачки?



- Как одним словом можно сказать, когда кто – то полагается на друга?


-Что произошло в отношениях  между животными, когда мы видим  с одной стороны заботу? А с другой стороны доверие?


-Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу. (стр. 160)


-Почему животные расстались?

Что их разлучило?


-Какие чувства испытывает лев после смерти собачки?




-Сразу ли лев принял смерть собачки?



-Каким стало поведение  льва. Когда он понял, что собачка умерла?


-Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту тоску?


-Как вы думаете , мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем?

( У него чуткое сердце)


чуткое сердце- отзывчивое, благородное, трепетное. Всегда понимает душевное состояние человека.





-А вы замечали боль, радость, печаль других людей?

-Значит, у вас то же чуткое сердце.



Читать друг другу



-Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали сегодня на уроке.

Хочется увидеть, что же вы взяли для себя 

Что нового узнали на уроке о писателе, ознакомившись с новым рассказом?

Какие общечеловеческие ценности нам открылись?

Что будет с нами, если исчезнут добро, красота, любовь?



 -Скажите,пожалуйста, что бы вы сделали, если бы к вам попала волшебная палочка (Слайд №7)



Читать стр.160-161,

пословицы



Дети работают с тестами

3 человека




Тест по произведению «Прыжок»

1. Произведение «Прыжок» написал…

А) И.А.Крылов            Б) А.С.Пушкин         В) Л.Н.Толстой

2. Произведение «Прыжок» - это…

А) быль             Б) басня             В) рассказ

3. События происходят на …

А) яхте           Б) корабле           В) лодке

4. Мальчику герою произведения было…

А) 15 лет             Б) 10 лет             В) 12 лет

5. Мальчик – герой произведения был сыном…

А) матроса           Б) капитана             В) дрессировщика обезьяны

6. Обезьяна отняла у мальчика …

А) шляпу           Б) панаму               В) матросскую бескозырку

7. Обезьяна повесила шляпу на…

А) край палубы         Б) край матчи           В) край перекладины

8. Что заставило мальчика полезть  на матчу за обезьяной?

А) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала        

Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись

В) он просто хотел похвастаться своей ловкостью

9. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы…

А) стрелять чаек           Б) спасти мальчика        В) стрелять акул






Отвечают на вопросы

















































































Выводим детей на



проблему



















-Будем читать о льве и собачке.



-Наверное, с  этими  животными произошла какая- то история, о которой хочет нам рассказать автор.


-Когда познакомимся с текстом.





























 

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

























-ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ НА ВОПРОС
























Дети читают текст с карандашом, отмечая непонятные или новые слова

-События эти происходят в старые времена. Там встретится слово «барин». Как вы его понимаете?


Барин (барыня, баре) — человек одного из высших сословий, господин, как правило, помещик. Происходит от старорусского «боярин». Барчук, барышня — молодые люди из высших сословий, не состоящие в браке (дети барина). В переносном смысле — богач, человек, живущий на широкую ногу, или человек, не любящий работать, склонный перекладывать работу на других. Также использовалось в качестве обращения в царской России


Дети читают текст.

(Сначала и до слов ….махать хвостиком)


-Тревогу, она маленькая, беззащитная




( на доске ТРЕВОГА)





-Хищник, царь- зверей.








-Лев оторвал кусок и оставил собачке.



-Забота.

ЗАБОТА.





-Собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.






ДОВЕРИЕ









ДРУЖБА









- смерть собачки





ТОСКА






























ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ




Первичная проверка понимания.

-Понравился рассказ?

-Какие чувства вызвало чтение?

-Зачем автор рассказал нам эту историю?

-Как начинается рассказ? Зачитайте.

-Как автор относится к собачке? Как её называет?

-Как лев относится к ней?

-Какой конец в этой истории?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Урок нацелен на знакомствоспроизведением Л.Н.Толстого "Лев и собачка"...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...