Конкурс знатоков по литературе
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Кашкина Татьяна Михайловна

Конкурс знатоков по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_znatokov_po_predmetu.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс знатоков по предмету

 «Литературное чтение»

Составила и провела Кашкина Т.М.

3,4 класс  (2015-2016 учебный год)

 Вступительная часть.

Литература– страна волшебная. И значит, в ней происходят события, как в любой другой стране. Развиваются же эти события по особым литературным  правилам.

     Сообщение правил оценивания конкурсов.

Сейчас игроки 3 и 4 классов представляют собой мини-команды.

    - Каждой команде будет дано конкурсное задание. Когда задание будет полностью выполнено, нужно быстро поднять  руки  – этот сигнал будет оповещать об окончании работы

Команда, ответившая первая, получает КРАСНЫЙ ЖЕТОН,

                                      Вторая – ЗЕЛЕНЫЙ ЖЕТОН,

                                      Третья – СИНИЙ ЖЕТОН.

                                       

                                       

Побеждает та команда, у которой наберется больше красных жетонов и правильно сделает задания.

Проведем разминку.

Разминка.

1.Чем угощала лиса журавля?( кашей)

2. Чем подавился петушок? ( бобовое зернышко)

3. Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка?» ( Жучка)

4.Кого заморозил Мороз - Синий нос? (купца)

5.Из какой это сказки:

Жили – были   бабушка – старушка,  внучка хохотушка,  курочка – клохотушка и мышка – норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, а у внучки – поменьше, у курочки –с огурчик, у мышки –с наперсток.( « У страха глаза  велики»)

6. «…Сестрица моя,

Выплынь, выплынь на бережок!

Костры горят высокие,

Котлы горят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!..» ( Братец Иванушка)

7. Какие слова говорил Иван – царевич , чтобы войти в избушку Бабы –Яги? ( «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!»)

8.   Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)

9. Самый круглый  сказочный герой. (Колобок)

10. Очень грамотная знакомая Винни-Пуха. (Сова)

11. «Наступила темнота.

        Не ходи за ворота;

        Кто на улицу попал-

         Заблудился и пропал». ( К. И. Чуковский «Краденое солнце»)

12. « С букварём шагает в школу

         Деревянный мальчуган

         Попадает вместо школы

          В полотняный балаган.

          Как зовётся это книжка?

          Как зовётся сам мальчишка?» ( Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик , или Приключения Буратино»)

-Итак, команды  готовы, займите свои места.  

Учитель.

Орешек знаний твёрд, но всё же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет  

Наш КОНКУРС ЗНАТОКОВ, девиз которого:

 «Хочу всё знать!»

Задание 1.

-Автор  сказки «Царевна – лягушка» (народ)

Итальянский писатель , написавший сказку про веселого и неунывающего Чиполлино

                                                                                                                                            ( Д. Родари)

В кого превратился князь Гвидон? ( в комара,  муху, шмеля) 

Растение, из которого девушка плела своим братьям рубашки (крапива)

Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику?(25) 

Самый красивый цветок в мире, он присутствует в нескольких сказках? (роза)

Птица, которая помогла  Дюймовочке?   ( ласточка) 

Чем кормила лиса журавля? (кашей)

Скажите, какого героя провели на пирожках? (медведь из сказки «Маша и медведь»)

Какого насекомого испугались все звери? ( Таракан из сказки К.Чуковского «Тараканище»)

Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику?

                                                                                         ( Дудочка. В Катаев «Дудочка и кувшин»)

Задание 2. «Бюро находок»

В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи

( учитель  показывает предметы, команды  по очереди называют сказку и героя, которому эта вещь «принадлежит»)

Сапоги –  « Кот в сапогах»

Туфелька – «Золушка» или Хрустальная туфелька»

Белые камешки – « Мальчик –с – пальчик»

Стрела – « Царевна – лягушка»

Печка – « По щучьему веленью», Емеля

Невод – «Сказка о рыбаке и рыбке»

Веретено – «Спящая красавица»

Зонтик – «Оле – Лукойе»

Золотой ключик – Буратино

Умывальник – Мойдодыр

Вагон- Человек рассеянный с улицы Бассейной С.Маршак

Роза – Снежная королева», Герда

        Задание 3.

-Вспомни сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» . В чём же тайна золотой рыбки?

Захотела старуха , которую золотая рыбка уже сделала царицей, стать владычицей морскою. «Ничего не сказала рыбка. Воротился старик домой.

«Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит старуха. А перед нею разбитое корыто»    .

-Почему же так случилось?

-В чём же тайна золотой рыбки?

Ответ (Все,  добытые одной жадностью исчезло. На протяжении всей сказки истина борется с корыстью. Золото обладает лишь призрачным могуществом. Человек часть природы, и она всегда придёт на помощь человеку, если он живёт в согласии с ее мудростью )

Задание 4. «Телеграмма»

Кто из сказочных героев мог дать такие телеграммы

1.В гости не прилечу . Мотор забарахлил. ( Карлсон)

2. Купил семена, приезжайте тянуть.( Дед из сказки «Репка)

3. Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха)

4. Помни, все исчезнет после 12 часов ночи. ( Фея из сказки «Золушки»)

5. Ушёл от зайца, волка, медведя. ( Колобок)

6. Хвост нашли, плакать перестал ( Ослик Иа)

7.Ключ достал. Скоро буду .( Буратино)

8. Мне нужно постричь не усы, а усищи! (Заяц –хваста)

9. Емеля, приезжай на уху! (Щука)

10. Лягушка, вышли мне стрелу по почте. Иван-царевич

11. Нашлась лиса. Будет моей старухе воротник на шубу. (Дед)

12.Слышим,-не матушкин это голосок, Наша матушка поет тонюсеньким голосом. (Козлята)

Задание  5

 Соедини линиями признаки и жанры, к которым они относятся

Последовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода.

стихотворение

Изображение чувств, переживаний, стихотворная форма, небольшой объём.

сказка

Небольшой объём, о животных говорится как о людях, высмеивание недостатков, часто – стихотворная форма, поучительность (обычно выделяется мораль)

рассказ

Сказание о богатырях, исторических событиях, сочетание реальных картин и персонажей с вымышленными, неторопливое повествование.

басня

Наличие законченного сюжета, необычность, занимательность, наличие вымысла, постоянные герои, добро всегда побеждает зло.

былина

Задание 6.

Продолжить стихотворение, вспомнив авторский текст

У лукоморья дуб зелёный,

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Матросская шапка, веревка в руке,

______________________________

______________________________

______________________________

Дело было в январе,

__________________________

__________________________

__________________________

Еду. Тихо. Слышно звоны.

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Белая береза под моим окном.

_____________________________

_______________________________

________________________________

__________________________________

Лес точно терем расписной,

________________________________

__________________________________

_____________________________________

Мороз и солнце; день чудесный!

_________________________________

_______________________________________

Свет мой, зеркальце! Скажи,

_________________________________________________

____________________________________________________

_______________________________________________________

Разминка.

Среди перечисленных словосочетаний найдите фразеологические обороты и хлопните в ладоши.

Глаза на мокром месте, красивые глаза, наступить на язык, иностранный язык, язык на плечо, заячьи уши, уши вянут, намозолил глаза, серые глаза, серьги в ушах.

Задание 7.

В скобках после каждого фразеологического оборота напиши, что он означает

3 класс

  1. Если вы повесили нос (_______________), то зарубите себе на носу (__________________), и кровь из носу (______________________) выполняйте правило : выше нос(_________________)!

4 класс

2. Если кто-то суёт нос в ваши дела (___________________) и пытается водить вас за нос (_________________), и даже оставить с носом(________________________), то, встретившись с ним нос к носу(_____________________), скажите ему, что вам это не нравится и чтобы он перестал задирать нос (__________________________).


Задание 8. «Кто быстрее».

Этот конкурс интересен тем, что ответ на вопрос может дать любой игрок. Чья команда скорее ответит, той, жюри и засчитает балл. Итак, вы готовы?

-Какая сказка Чуковского начинается именинами, а заканчивается свадьбой? («Муха-Цокотуха)

-В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку? («Бармалей»)

-Как звали мальчика-обжору в стихотворении, где он съел лошадь, корову и массу других предметов? (Робин Бобин Барабек)

-В сказке «Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как ещё называем этого зверя? (бегемот)

-Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (гоголем-моголем)

-Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать ей соловья? (чтобы вместе с ним спеть)

-Кто напал на Муху-Цокотуху? (паук)

-Что нёс в руке отважный комарик, который спас муху-цокотуху? (фонарик или саблю)

-Что росло на чудо-дереве в стихотворении, которое так и называется – «Чудо – дерево»? (обувь)

-Кто победил паука в сказке про муху-цокотуху? (комарик)

-Кто был злодеем- вором в стихотворении «Краденное солнце»? (крокодил)

-В какой сказке от мальчика убегают все вещи? (Мойдодыр)

-Какое отчество было у Федоры? (Егоровна)

Задание 9. «Инсценировка».

Инсценируем сказку «Колобок», «Три поросенка». Раздаем кукол, реквизиты. Представление начинается.

Блиц-опрос.

Кто внес решающий вклад в процесс вытаскивания репки?

Кто не влез в теремок?

Почему гуси-лебеди унесли братца?

Почему выгнала лисичка зайчика из дома?

Сколько понадобилось муки, чтобы испечь колобок?

Как медведи узнали, что к ним зашёл гость нежданный?

Как звали медведей из сказки «Три медведя»?

Что отвечала лиса, когда её пытались выгнать?

Из чего была речка, берега которой укрыли сестрицу Аленушку, и братца Иванушку?

Как звали волка, который поселился в теремке?

Где взяла бабка муки для выпечки колобка?

Какой беспорядок устроила Машенька в чужом доме?

Кого сначала, а кого потом встретил колобок?

Кто вспомнит песенку Колобка?

Как обманула лиса колобка?

  1. Цветик - …(семицветик)
  2. Меч - …(кладинец)
  3. Ковёр- …(самолёт)
  4. Сапоги - ….(скороходы)
  5. Кто из обитателей болота стала женой царевича? (Лягушка)
  6. Что попало Каю в глаз ? (осколок зеркала)

7.Шапка-….(неведимка)

8.Палочка-….(выручалочка)

9.Баба-…(Яга)

10.По щучьему-…..(велению)

11.Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди. (иванушка)

12.Какие цветы собирала падчерица в сказке о 12 месяцах? (подснежники)

Задание 10. "Сказочное лото".

(собрать сюжет из сказки)

Разрезанный сюжет нужно собрать.

Задание 11.

- Назовите название сказки, отрывок которой будет прочитан.

Старикова дочка с раннего утра до позднего вечера по хозяйству управлялась, а старухина дочка на печи лежит да леденцы сосёт.

(«Морозко»)

Собрали рожь. Отдал мужик Медведю корешки, а колоски сложил на воз и увёз на мельницу муку молотить.

(«Вершки и корешки»)

Было у царевны всё, чего душа не пожелает. А коль что-то ещё надобно, то няньки да слуги всё мигом исполнят. Но никогда царевна не улыбалась, никогда не смеялась, словно ничему не радовалась.

(«Царевна Несмеяна»)

Услыхала Лиса о косе, тут уж и её страх взял. Схватила Лиса свои пожитки и бегом подальше от …избушки в лес.

(«Зайкина избушка»)

Много они на своём веку повидали, а про такое….. даже не слыхали. Дед с бабой не знали, как с яйцом быть, решили яйцо разбить.

(«Курочка Ряба»)

Упал ……и сломал его. Хозяева едва выскочить успели. Погоревали, погоревали зверушки и решили все вместе построить новый….., ещё больше да краше прежнего.

(«Теремок»)

И покатился себе дальше, - только Медведь его и видел.

Повстречал ….. Лисичку-Сестричку.

(«Колобок»)

Прибежала курочка к речке и просит у речки водицы петушку напиться. А речка ей отвечает:

-Принеси липовый листок – тогда и дам водицы.

(«Бобовое зёрнышко»)

Испугался Медведь, поставил короб у ворот и в лес без оглядки побежал. Дедушка поднял крышку короба, смотрит и глазам своим не верит: там Маша сидит…

Посадил там её под сосну, перекрестил и поскорее поехал домой, чтобы не видать смерти дочери. Осталась бедняжка на морозе, трясётся вся и читает молитву. Вдруг из-за дерева появился…..(«Морозко»)

Не успел Емеля этого выговорить, как топор пошёл гулять по лесу и рубить дрова, а поленья сами на сани складывались и верёвкой перевязывались.(«Емеля-дурак»)

Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики – пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну – глянь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок….(«Девочка Снегурочка»)

Задание 12. «Сочини сказку».

              Сказка про ----------------------.

Жил- был---------------. Раз пошёл он _______________,

Вдруг видит _______________. Испугался________, хотел было _____________,как вдруг_____________
из-за ___________ выскочила и давай ____________.

Глянула на_____________ и ____________________.

Поблагодарил____________________ и отправился
_____________________________________. Тут и сказочке конец, а кто
_________________________ !

-Вот и подошел  к концу наш конкурс знатоков литературы. Но я надеюсь, что вы с удовольствием вновь и вновь будете читать сказки, путешествовать по увлекательным страницам книг.

Приложение для распечатки учащимся

Задание 2. «Бюро находок»

В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи

( учитель  показывает предметы, команды  по очереди называют сказку и героя, которому эта вещь «принадлежит»)

Сапоги –  

Туфелька 

Белые камешки  -

Стрела – 

Печка – 

Невод – 

Веретено – 

Зонтик – 

Золотой ключик –

Умывальник –

Вагон-

Роза –

Задание 4. «Телеграмма»

Кто из сказочных героев мог дать такие телеграммы

1.В гости не прилечу . Мотор забарахлил. -

2. Купил семена, приезжайте тянуть.-

3. Купила самовар. Приглашаю к чаю. -

4. Помни, все исчезнет после 12 часов ночи. -

5. Ушёл от зайца, волка, медведя.-

6. Хвост нашли, плакать перестал -

7.Ключ достал. Скоро буду.-

8. Мне нужно постричь не усы, а усищи! -

9. Емеля, приезжай на уху! -

10. Лягушка, вышли мне стрелу по почте. -

11. Нашлась лиса. Будет моей старухе воротник на шубу. -

12.Слышим,-не матушкин это голосок, Наша матушка поет тонюсеньким голосом. -

Задание  5 Соедини линиями признаки и жанры, к которым они относятся

Последовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода.

стихотворение

Изображение чувств, переживаний, стихотворная форма, небольшой объём.

сказка

Небольшой объём, о животных говорится как о людях, высмеивание недостатков, часто – стихотворная форма, поучительность (обычно выделяется мораль)

рассказ

Сказание о богатырях, исторических событиях, сочетание реальных картин и персонажей с вымышленными, неторопливое повествование.

басня

Наличие законченного сюжета, необычность, занимательность, наличие вымысла, постоянные герои, добро всегда побеждает зло.

Былина

 

Задание 6.

Продолжить стихотворение, вспомнив авторский текст

У лукоморья дуб зелёный,

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Матросская шапка, веревка в руке,

_______________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Дело было в январе,

_____________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Еду. Тихо. Слышно звоны.

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Белая береза под моим окном.

_____________________________

________________________________________________________

Лес точно терем расписной,

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Мороз и солнце; день чудесный!

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

Свет мой, зеркальце! Скажи,

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 7.

В скобках после каждого фразеологического оборота напиши, что он означает

3 класс

Если вы повесили нос (_______________), то зарубите себе на носу (__________________), и кровь из носу (______________________) выполняйте правило : выше нос(_________________)!

Задание 7.

В скобках после каждого фразеологического оборота напиши, что он означает.

4 класс

 Если кто-то суёт нос в ваши дела (___________________) и пытается водить вас за нос (_________________), и даже оставить с носом(________________________), то, встретившись с ним нос к носу(_____________________), скажите ему, что вам это не нравится и чтобы он перестал задирать нос (__________________________).

    Задание 12. «Сочини сказку».

              Сказка про ----------------------.

Жил- был---------------. Раз пошёл он _______________,

Вдруг видит _______________. Испугался________, хотел было _____________,как вдруг_____________
из-за ___________ выскочила и давай ____________.

Глянула на_____________ и ____________________.

Поблагодарил____________________ и отправился
_____________________________________. Тут и сказочке конец, а кто
_________________________ !

Задание 13. «Сочини сказку».

              Сказка про ----------------------.

Жил- был---------------. Раз пошёл он _______________,

Вдруг видит _______________. Испугался________, хотел было _____________,как вдруг_____________
из-за ___________ выскочила и давай ____________.

Глянула на_____________ и ____________________.

Поблагодарил____________________ и отправился
_____________________________________. Тут и сказочке конец, а кто
_________________________ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков русского языка

Представленный материал поможет учителю начальных классов провести литературную игру, организовать неделю русского языка в классе или школе. ...

Презентация "Конкурс знатоков"

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и ...

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

Урок на тему:"КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА". 3 класс.

КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс Цель: повторить основные правила русского языка.Задачи: воспитывать внимательное, бережное отношение и интерес к родному языку.Оборудование: кар...

Деловая игра "Конкурс знатоков русского языка"

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Закрепление знаний о приставках и суффиксах как значимых частях речи»....

Внеклассное мероприятие "Конкурс знатоков правил дорожного движения"

Внклассное мероприятие "Конкурс знатоков правил дорожного движения" разработан для проведения в начальных классах....

Конкурс знатоков ППД

Конкурсная программа для учащихся 3-4 классов, направленная на закрепление правил безопасного поведения на улицах и дорогах, развитие товарищества, доброжелательного отношения  в коллективе,к пар...