Литературное чтение 2015 - 16 уч. год 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Программа составлена по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФГОС литературное чтение96.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение Королевская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                      

Протокол педагогического совета                                                  

от  28.08. 2015  № 1                                                                                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Королевской сош

_________ Ю. А. Ладыгин

31.08. 2015

                                                                                             

                                               

Рабочая программа

Литературное чтение, 4  класс, начальное общее

на 2015 – 2016 учебный год

                                                                                   

                                                         Составитель: Кирюшина Наталья Анатольевна,

                                                                                        учитель начальных  классов

                                                                       высшая  квалификационная категория

                                         

                                             

                                       пос. Королёвский  2015

                                                   

                                               Пояснительная записка

             Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  «Литературное чтение. 1-4 классы»  Москва. «Просвещение» 2011 г.,  примерной программы   федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

            Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

        3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

        4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

                                  Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

                      Место курса в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136ч  (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

                          Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                 

                                       Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

                      Литературоведческая пропедевтика

                             

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

 Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

              Творческая деятельность обучающихся

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

     В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

                                                   

                                                  Тематическое  планирование         

№ раздела п/п

                             Название темы раздела

   Количество часов

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Былины. Летописи. Жития

11

Чудесный мир классики

22

Поэтическая тетрадь

12

Литературные сказки

16

Делу время – потехе час

9

Страна детства

8

Поэтическая тетрадь

5

Природа и мы

12

Поэтическая тетрадь

8

Родина

8

Страна Фантазия

7

Зарубежная литература

17

                                                     Итого

136

   

        


 Поурочно-тематическое планирование

п\п

№ раздела и темы урока

Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

  1. Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

      1

1.1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

 Пользоваться словарем в конце учебника.

  1. Былины. Летописи. Жития  (11 ч)

       2

     2.1

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

Узнавать жанр «летопись».

Читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, планировать работу по теме, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

       3

2.2

«И вспомнил Олег коня своего»

1

4

2.3

«И вспомнил Олег коня своего

1

5

2.4

Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

1

Узнавать жанр устного народного творчества «былина», Читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, планировать работу по теме, делить текст на части,

определять

тему и главную мысль произведения, пересказывать текст,

использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

6

2.5

Былина «Ильины три поездочки»

1

7

2.6

Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри».

1

8

2.7

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

1

Читать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, определять тему и главную мысль произведения, самостоятельно оценивать свои результаты.

      9

     2.8

 «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

1

10

2.9

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

      11

    2.10

Проект: «Создание календаря исторических событий»

1

     12

    2.11

Оценка достижений

1

Участвовать в  творческих проектах; самостоятельно оценивать свои результаты

  1. Чудесный мир классики. – 22 ч.

13

3.1

Жизнь и творчество П.П. Ершова. Сказка «Конёк-Горбунок»

1

Знакомиться с творчеством
П. Ершова.  
Составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

14

3.2

Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»

1

15

3.3

П. П.  Ершова «Конёк-Горбунок». Составление плана

1

16

3.4

Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»

1

17

3.5

Детство  А. С. Пушкина. А.Слонимский

1

Читать стихотворные произведения наизусть
(по выбору),
отвечать на вопросы по тексту

Знать название и основное содержание изученного
произведения.  
Анализировать поведение  героев; делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; составлять
небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы

18

3.6

А.С.Пушкин. «Няне»

1

19

3.7

А.С.Пушкин «Туча»,  «Унылая пора!..»

1

20

3.8

 А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

21

3.9

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…». Образные выражения

1

22

3.10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…». Характеристика героев

1

23

3.11

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…». Обобщение

1

24

3.12

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…». Пересказ произведения по плану.

1

25

3.13

Творчество М.Ю. Лермонтова. «Дары Терека»

1

Знать название и основное содержание изученного
произведения, творчество М. Ю. Лермонтова,
различать
жанры произведений,

составлять  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

      26

       3.14

 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Первичное восприятие и анализ

1

     27

      3.15

 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Составление характеристики основным действующим лицам

1

   28

     3.16

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова  «Ашик-Кериб»

1

   29

     3.17

Работа над образами в сказке М.Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

Знать название и основное содержание изученного
произведения, творчество М. Ю. Лермонтова,
различать
жанры произведений,

составлять  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

  30

     3.18

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

Создавать небольшой устный текст на заданную
тему,
читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

   31

     3.19

Л. Толстой «Как мужик убрал камень».  Урок нравственности

1

   32

     3.20

 Творчество А.П. Чехова. «Мальчики». Первичное знакомство

1

Различать  жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

   33

    3.21

 А.П. Чехов «Мальчики». Составление характеристики поступка героя

1

    34

   3.22

Оценка достижений по разделу «Чудесный мир классики»

1

Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно
художественный текст;
определять тему и главную мысль произведения

  1. Поэтическая тетрадь (12 ч)

  35

4.1

Ф. И. Тютчев «Еще земли
печален вид…»

1

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Участвовать в обсуждении текста

определять тему и главную мысль произведения

 36

4.2

Ф. Тютчев  «Как неожиданно
и ярко…»

1

37

4.3

А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Участвовать в обсуждении текста

определять тему и главную мысль произведения

38

4.4

Е. А. Баратынский
«Весна, весна! Как воздух
чист!..»

1

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Участвовать в обсуждении текста

определять тему и главную мысль произведения

39

4.5

Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот…»

1

40

4.6

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины; участвовать в обсуждении текста,

определять тему и главную мысль произведения

41

4.7

И. С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…»

1

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины участвовать в обсуждении текста,

определять тему и главную мысль произведения

42

4.8

Н. А. Некрасов «Школьник»

1

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. Участвовать в обсуждении текста, выделять образные языковые средства,

определять тему и главную мысль произведения

43

4.9

Н. А. Некрасов «В зимние  сумерки нянины сказки…»

1

44

4.10

И. А. Бунин «Листопад»

1

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. Участвовать в обсуждении текста,

определять тему и главную мысль произведения, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

45

4.11

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно
художественный текст;
определять тему и главную мысль произведения

46

4.12

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Проверять  себя и самостоятельно оценивать свои достижения на  основе диагностической работы, представленной в учебнике

  1. Литературные сказки ( 16 ч)

47

5.1

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Первичное знакомство

1

Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать литературную и народную сказку. Знать отличительные особенности литературной сказки.  Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя, различать  сказки народные
и литературные,
отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать, различать жанры литературных произведений

Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы. Составлять рекомендованный список литературы.

48

5.2

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части

1

49

5.3

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Анализ сказки, характеристика героев

1

50

5.4

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Обобщение по сказке

1

51

5.5

Знакомство с творчеством В.М. Гаршина

1

52

5.6

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Знакомство с произведением

1

53

5.7

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Анализ сказки

1

54

5.8

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Характеристика героев

1

55

5.9

Знакомство с творчеством П. П. Бажова

1

Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать литературную и народную сказку. Знать отличительные особенности литературной сказки.  Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя, различать  сказки народные
и литературные,
отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать, различать жанры литературных произведений

Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы. Составлять рекомендованный список литературы.

56

5.10

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Первичное восприятие

1

57

5.11

Особенности речи героев сказа
П. П. Бажова «Серебряное копытце»

1

58

5.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Составление картинного плана

1

59

5.13

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Работа по плану.

1

60

5.14

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Первичное знакомство

1

61

5.15

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление на части, составление плана

1

62

5.16

Оценка достижений

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

  1. Делу время – потехе час ( 9 ч)

63

6.1

Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени. Первичное знакомство.

1

Различать  сказки народные
и литературные,
отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном,

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

64

6.2

Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени. Деление текста на  смысловые части.  

1

65

6.3

Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени. Характеристика героев. Нравственные ценности

1

66

6.4

В. И. Драгунский. Знакомство с писателем и его произведениями

1

Создавать небольшой устный текст на заданную

тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения, использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

67

6.5

В. И. Драгунский. Главные реки.  

1

68

6.6

В. И. Драгунский. Что любит Мишка Выделение главной мысли, сопоставление героев

1

69

6.7

В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел. Коллективное составление плана.

1

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения, использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

70

6.8

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»

1

Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать доступный по объему текст

71

6.9

Оценка достижений по разделу «Делу время- потехе час»

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

  1. Страна детства ( 8 ч)

72

7.1

Б.С. Житков. Как я ловил человечков Первичное знакомство

1

Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

73

7.2

Б.С. Житков. Как я ловил человечков. Деление текста на смысловые части.

1

74

7.3

Б.С. Житков. Как я ловил человечков.  Взаимоотношения детей и взрослых

1

75

7.4

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

1

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

76

7.5

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Восприятия текста через слова, музыку, живопись.

1

77

7.6

 К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

Поступки как  средство характеристики героев

1

Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать доступный по объему текст

78

7.7

М.М. Зощенко. Елка. Урок нравственности

1

Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

79

7.8

Оценка достижений по разделу «Страна детства»

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

  1. Поэтическая тетрадь ( 5ч)

80

8.1

В. Я. Брюсов  «Опять сон»

1

Читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, определять

тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Читать стихотворные произведения наизусть

81

8.2

В. Я. Брюсов  «Детская»

1

82

8.3

 С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

83

8.4

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»,  «Наши царства»

1

84

8.5

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

  1. Природа и мы ( 12 ч)

85

9.1

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш. Знакомство с произведением.

1

Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Познакомиться с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры
произведений,
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка.

 Наблюдать как автор передает красоту природы с помощью слова.

Составлять самостоятельно текст  для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

86

9.2

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш. Характеристика героев.

1

87

9.3

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш.

Работа над образами.

1

88

9.4

А.И. Куприн Барбос и Жулька. Эмоциональное восприятие текста.

1

89

9.5

А.И. Куприн. Барбос и Жулька. Анализ восприятия текста через слово.

1

90

9.6

М. М. Пришвин «Выскочка»

1

91

9.7

 Рассказ о животных Е. И. Чарушин  «Кабан». Юмор в произведении

1

92

9.8

 В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Знакомство с текстом

1

93

9.9

 Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

94

9.10

В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Составление устного рассказа

1

95

9.11

Проект «Природа и мы»

1

Участвовать в творческих проектах, применяя ранее изученные произведения

96

9.12

Оценка достижений по разделу «Природа и мы»

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

  1. Поэтическая тетрадь ( 8 ч)

97

10.1

Б.Л. Пастернак. Золотая осень.

1

Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

работать с иллюстрациями

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

Отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

98

10.2

С.А. Клычков. Весна в лесу.

1

99

10.3

Д. Б. Кедрин
«Бабье лето»

1

100

10.4

  Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

101

10.5

С.А.Есенин «Лебедушка»

1

102

10.6

Иносказательный смысл произведения  С. А. Есенина «Лебедушка»

1

103

10.7

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

104

10.8

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

  1. Родина ( 8 ч)

105

11.1

И. С. Никитин «Русь»

1

Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений;

 работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

сознательно.

Правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения

106

11.2

И. С. Никитин «Русь»

1

107

11.3

С.Д. Дрожжин.  «Родине»

1

108

11.4

А. В. Жигулин «О, Родина!»

1

109

11.5

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

110

11.6

Поэтический вечер

1

Писать сценарий поэтического вечера

111

11.7

Проект «Они защищали Родину»

1

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине.

Участвовать в работе; распределять роли; находить нужную информацию; представлять ее в соответствии с заданной тематикой.

112

11.8

Оценка достижений

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

  1. Страна Фантазия (7 ч)

113

12.1

Е.С. Велтистов. Приключения Электроника. Первичное знакомство.

1

Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

114

12.2

Е.С. Велтистов. Приключения Электроника. Анализ поступков героев.

1

115

12.3

Кир Булычев. Путешествие Алисы. Знакомство с писателем и его произведением.

1

116

12.4

Кир Булычев. Путешествие Алисы. Словесное иллюстрирование

1

117

12.5

Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов.

1

118

12.6

Путешествие по «Стране Фантазии». (Обобщающий урок)

1

119

12.7

Оценка достижений

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

  1. Зарубежная литература ( 17 ч)

120

13.1

Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера. Знакомство с писателем и его произведением

1

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, составлять рассказ о творчестве писателя( с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение. Составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, знать творчество  Дж. Свифта,

определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

121

13.2

Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера. Составление плана пересказа

1

122

13.3

Г.Х. Андерсен. Русалочка. Первичное знакомство с произведением.

1

Составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, знать творчество  Г.Х. Андерсена,

определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

123

13.4

Г.Х. Андерсен. Русалочка. Анализ произведения.

1

124

13.5

Г.Х. Андерсен. Русалочка. Характеристика главных действующих  лиц.

1

125

13.6

Г.Х. Андерсен. Русалочка. Составление картинного плана.

1

126

13.7

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1

Составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, знать творчество  М.Твена, С. Лагерлёф;

определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Характеризовать поступки героев произведения.

127

13.8

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Смелость и предприимчивость подростка

1

128

13.9

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

1

129

13.10

С. Лагерлёф. Святая ночь. Характеристика главных героев.

1

130

13.11

С. Лагерлёф. В Назарете.

1

131

13.12

С. Лагерлёф. В Назарете. Анализ произведения

1

132

13.13

С. Лагерлёф.

«Святое семейство»

1

133

13.14

С. Лагерлёф.

«Иисус и Иуда»

1

134

13.15

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»

1

135

13.16

Оценка достижений по теме «Зарубежная литература»

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

136

13.17

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для

прочтения летом

1

Составлять рекомендованный список литературы.

Материально-техническое обеспечение учебного курса

Наименования объектов и средств  материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2011..

Примерные программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010г

(Стандарты второго поколения)

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. /(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская) 2014г

Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Кутявина С. В.

Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с.

В программе определены цели начального обучения литературному чтению; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся.

В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.

Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме.

                                                                                                  Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

Технические средство обучения

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Мультимедийный проектор, компьютер.

                                                                                               Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные  образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Лист внесения изменений

                           

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Школа 2100. 3 класс. 136 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.

г.Волгоград. 47 страниц.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание  места учебного предмета в учебном плане.О...

Самоанализ урока литературного чтения в 1 Д классе Паршина Т. П. 2015 год

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный х...

Литературное чтение 2015 - 16 уч. год 3 класс

Программа по УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для 3 б класса на 2015-2016 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературному чтениюдля 3 б классана 2015-2016 учебный год....