"Широкая масленица". Работа с текстом.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Арайс Ольга Евгеньевна

Открытый урок по Литературному чтению в 1 классе. Тема: Работа с текстом. Русская народная сказка «Солнце и блины».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_otkrytyy_urok_1_kl._maslenitsa.docx114.09 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе.

Учитель: Арайс Ольга Евгеньевна

Тема: Работа с текстом. Русская народная сказка «Солнце и блины».

Цель:   Познакомить с русским народным праздником «Широкая Масленица». Прививать интерес и любовь к традициям русского народа, упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

  6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи:  ИЗО, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:  учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

.

Ход урока:

 1.Организационный момент.

Ребята, сегодня мы поговорим о самом весёлом народном празднике-Масленице.

Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, a солнце-ярким.

В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник-Масленица. Весёлый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых. Пляски, песни.

-Давайте посмотрим как на Руси зазывали на этот праздник(Выходят ряженые дети ,хороводом читают « зазывалки»)

-Душа ли ты, моя Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

-Приезжай ко мне в гости на широкий двор!

-На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

-Уж ты, моя Масленица, красная краса, русская коса!

-Приходи ко мне в гости потешиться .повеселиться, речью насладиться!

2. Во всю масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житьё, а Масленица»

-Что же самое главное на Масленице?

-Ну, конечно, блины.                                                Во 2 день                                  В 3 день

В первый день:

                                                    В 5 день                            

В 4 день                                                                                                                                                  В 7 день

                                                                                                   В 6 день

-Прочитаем эти слова.

-Что общего заметили в словах? (Все произошли от одного слова: Масленица)

-Как же называются такие слова? (Родственные)

-Назовите корень слова.

3. Работа с текстом.

-Так полюбился этот праздник людям, что сказки придумали про Масленицу.

-Давайте познакомимся с одной из сказок про Масленицу (У всех тексты с русской народной сказкой «Солнце и блины»

Солнце и блины

На Масленицу напекла баба блинов пять чугунов и на стол поставила. Заглянуло солнце в окно, увидало на столе целую гору блинов и просит:

- Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба отвечает:

- Подожди, солнышко! Блины еще не маслены. Приходи через час — другой…

Приходит солнце через час — другой. Заглядывает в окно и просит:

- Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба:

- Подожди, солнышко! Блины без сметаны не едят. Пойду в погреб схожу за сметаной. Приходи через час-другой.

Через час – другой заглядывает солнце в окно и опять просит:

- Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба в ответ:

- Подожди, солнышко! Еще Масленица не прошла!

Солнце думает: «Пойду-ка я первой встречу Масленицу». Выкатилось на дорогу и смотрит во все глаза. Кто только по дороге не едет: мужики в санях, добры молодцы на конях, барин в карете, а Масленицы всё не видно. День прошел, другой, третий… Не стерпело солнце, вернулось опять к бабе под окно. Заглянуло: а на столе блинов уже нет: один редьки хвост – на Великий пост. Масленицу-то уже отгуляли!


1)Чтение про себя.

-Почему Солнышку не удалось отведать блинов.

- Что обозначает тире в начале текста?

-Почему Солнышко написано с большой буквы?

-Кто герои этой сказки?

Физ. минутка . Игра с куклой Масленицей на внимание.

(Дети выходят из класса, Кукла ставится на видное место, дети входят в класс, ищут глазами Масленицу,  и не подсказывая друг другу, садятся на своё место.)

-Как можно поработать с этим текстом? ( Читать по  цепочке, по ролям , поиграть в предложения…)

2)Чтение по цепочке.

3)Поиграем в «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»

4) Поиграем в «ДОГОНЯЛКИ»

5)Поработаем над скорочтением.

4. Чтение подготовленных дома сообщений.

-Это в сказке не удалось Солнышку отведать блинов на Масленицу. а у нас в школе по традиции угощают блинами всю неделю. Посмотрите сколько блинов напекли для вас наши родители.

-Давайте вспомним, как всю неделю празднуют Масленицу.


Давайте послушаем, как ребята дома подготовили небольшие сообщения об этом. А вы внимательно слушайте и оцените чтение одноклассников

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, поездки на лошадях.

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг — широкий, разгуляй-четверток.
Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами  

Суббота — Золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Мирились, если до этого в ссоре находились.  

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это.

5. Работа с пословицами.

-Прочитайте пословицы, записанные с обратной стороны листа.

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо не расколет.

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

-Как понимаете смысл пословиц?

-Скоро наступит воскресенье, вы пойдете на Масленицу со своими близким . Будете Зиму провожать. Весну встречать.

-Давайте разучим закличку для прощания с Масленицей :

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай Масленица!

Прощай красная!

6. Итог урока

-Что узнали про Масленицу?

-Что понравилось?

-Дома поработаете над выразительностью чтения.

Всем спасибо, молодцы!

-А гостей и друзей приглашаем на школьную ярмарку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрально-спортивное мероприятие Широкая масленица

Открывают праздничное мероприятие два скомороха. Они приглашают Зиму проститься с детьми. Зима выходит с группой детей и с чучелом Масленицы. Идёт рассказ о каждом дне масленичной недели. Зима предлаг...

Сценарий праздника "Широкая масленица"

Масленица - это когда собираются все друзья на дворе, устраивают игрища, песни, танцы, шутки.Масленица - Сырная неделя - справляется за семь недель до Пасхи....

Внеклассное мероприятие "Широкая масленица"

Русские народные обычаи, игры....

Широкая Масленица!

Костюмированный праздник, сопровождающийся играми, хороводами....

Праздник "Широкая масленица"

Методическая разработка фольклорного праздника в начальной школе....

работа Артюшенкова Даниила "Широкая Масленица"

работа представлена на  всероссийский конкурс "Мы рисуем Масленицу"...