Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Воронова Вера Васильевна

Пояснительная записка

  Рабочая программа  «Литературное чтение» для 3 класса  разработана на основе авторской программы 1-4 класса (Л.А.Ефросинина., М.И.Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2013. – 224 с.), утвержденной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального  государственного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

 города Чебоксары Чувашской Республики

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №27»

 г. Чебоксары

______________ Л.М. Жукова

Приказ №103 - ОД

от « 22 » июня 2015 г.

                                                                                                                  

 

        

                                                                                                         

                                                                                                         

                                       

Рабочая программа

по литературному чтению

3Б класс

Срок реализации: 2015 - 2016г.

Составил: учитель  Воронова Вера Васильевна

               

Принято на заседании МО

учителей начальных классов

            Протокол №8           

                                                                                                    от « 18 » июня 2015 г.

г. Чебоксары,   2015 г.

Пояснительная записка

  Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 3 класса  разработана на основе авторской программы 1-4 класса (Л.А.Ефросинина., М.И.Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2013. – 224 с.), утвержденной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального  государственного стандарта начального общего образования.

Основная цель  литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи  «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Общая характеристика учебного предмета

          Программа по литературному имеет целью помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт; овладеть элементарными литературными представлениями и знаниями.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  1. Система работы над навыками чтения.
  1. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  2. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  3. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

 Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
  • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    В 3 классе главным принципом является художественно – эстетический, который используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей, как России, так и зарубежья. Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении. В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

    В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

                                   

Место  предмета в учебном плане

Программа  рассчитана  на 105 часов, 3 часа в неделю, 35 рабочих недель.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношении.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

         Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Содержание учебного предмета

3 класс (105 часов)

                                                                 

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Устное народное творчество  (12 часов)
Пословицы, скороговорки, потешки, загадки, присказки, русские народные сказки («Самое дорогое»., «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка»,  «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,  «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни (5 часов)
Эзоп.
«Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица», «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник».

Произведения А.С. Пушкина (6 часов)
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
В результате изучения раздела учащийся должен.

Стихи русских поэтов (5 часов)
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.П. Майков. «Осень»; А.А. Фет. «Мама! Глянька из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин, «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день», И.А.Бунин «Листопад»

Произведения Л.Н. Толстого (6 часов)
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова (6 часов)

 «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок» «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова (4 часа)
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Сказки зарубежных писателей (4 часа)
           Ш. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре», «Зимняя сказка»; Х.-К. Андерсен «Снеговик»; братья Гримм «Умная дочь крестьянская».

Стихи русских поэтов (7 часов)
          Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.П. Майков. «Осень»; А.А. Фет. «Мама! Глянька из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин,. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка (4 часа)

           «Умнее всех», «Приёмыш», «Постойко».

Произведения А.И. Куприна (4 часа)

           «Синяя звезда», «Барбос и Жулька», «Ю-ю», «Собачье счастье».

Произведения С.А. Есенина (7 часов)
           «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки», «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…».

Произведения К.Г. Паустовского (8 часов)

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди», «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб».

Произведения С.Я. Маршака (3 часа)

«Урок родного языка», «Ландыш», пьеса – сказка «Кошкин дом»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева (4 часа)
«Честное слово», «Камилл и учитель», «Фенька», «Новенькая».

Произведения А.Г. Гайдара (4 часа)
            «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский  «Об Аркадии Петровиче Гайдаре», С.В. Михалков «Ошибка», В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».

Произведения М.М. Пришвина (4 часа)
            «Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания  о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей        (9 часов)
Дж. Лондон  «Волк»; Э. Сетон-Томпсон  «Чинк» (в сокращении); Дж.Чиарди «Ждон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

Резерв (3 часа)

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок (желательно: темп чтения вслух — не менее 60 слов в минуту и про себя — не менее 80 слов в минуту).

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам;

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

  • самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
  • отбор  произведений  по теме  и  жанру,  авторской принадлежности;

• самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
  • понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
  • работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
  • использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик может научиться:

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
  • употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
  • находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • рассказывать сказки от лица героя;
  • рассказывать о героях произведения;
  • создавать истории с героями произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
  • создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
  • сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
  • находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
  • сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.


п/п

Название раздела

Тема урока

Основные виды деятельности

Дата проведения

По плану

Факти

чески

Устное народное творчество (фольклор)

(12 часов)

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль "Старик-годовик"

Работать со справочным текстом, проверять свой читательский опыт. Воспринимать на слух текст загадок, моделировать обложку, читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике. Различать виды загадок. Выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки.    

02.09

Пословицы. Какие бывают пословицы. Загадки.

Работать со схемой: заполнять, подтверждать ответы примерами. Выделять особенности пословиц, различать пословицы по темам. Определять скрытый смысл пословиц. Выполнять задания в учебнике, учебной хрестоматией.

04.09

Русские народные сказки. "Самое дорогое", "Про Ленивую и Радивую".

Воспринимать на слух фольклорное произведение, высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принадлежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах: читать по ролям диалоги героев. Самостоятельно работать с новым произведением: чтение, пересказ, восприятие. Находить и читать описание героев дочерей. Сравнивать изучаемые фольклорные произведения, работать с таблицей.  

07.09

Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных.

Воспринимать произведение на слух. Моделировать обложку и определять тему и вид сказки. Самостоятельно работать со сказкой: первичное чтение молча, работа с текстом, выполнение заданий в тетради. Сравнивать народные сказки: выделять особенности каждой сказки (зачин, повторы, имена героев). Работать с книгами сказок о животных: рассматривать, правильно называть, сравнивать книги-произведения с   книгами-сборниками

09.09

Сказки с загадками. "Дочь- семилетка". Русская народная сказка

Выделять особенности сказок с задками: сюжет, загадки, главная мысль. Сравнивать героев положительных и отрицательных. Работать самостоятельно с  произведением: ознакомительное чтение молча, выполнение заданий в тетради. Сравнивать сказки с похожим сюжетом (работа с таблицей).

11.09

Волшебные сказки. "Царевич Нехитер-Немудёр". Русская народная сказка. О присказках

Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чудеса, превращения). Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отношение к героям и их поступкам. Рассказывать сказку с присказкой. Сравнивать волшебные и бытовые сказки.  Писать информационный литературный диктант.

14.09

Чувашские народные сказки

Слушать и слышать чувашскую народную сказку «Мудрая девочка». Моделировать обложку, выделять чудеса. Определять вид сказки, указывать признаки волшебной сказки. Самостоятельно работать с чувашской народной сказкой «Красавица Плаги». Классифицировать народные сказки, книги со сказками.

16.09

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора

Рассказывать сказки по выбору. Участвовать в коллективном заполнении схемы «Фольклор» (с приведением примеров). Упражняться в чтении скороговорок. Придумывать скороговорки.

18.09

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Определять алгоритм порядок выполнения работы. Пользоваться умениями читать вслух и молча, а так же видами чтения для выполнения заданий. Находить нужную информацию в учебнике,  учебной хрестоматии, словаре-справочнике.  Писать литературоведческий диктант. Сравнивать малые жанры фольклора и приводить примеры. Заполнять таблицу.

21.09

Былины. "Добрыня и Змея", "Илья Муромец и Соловей- разбойник", "Алеша Попович и Тугарин Змеевич", "Вольга и Микула"

Объяснять понятие «былина», употреблять в речи, знать и называть признаки жанра. Различать формы записи былин (прозаическую и стихотворную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить – Родине служить». Сравнивать героев былин.

23.09

Слушание и работа с детскими книгами. Былины.

Слушать былины "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча". Сравнение ее с былиной "Добрыня и Змея". Рассматривание книг с былинами. Работать с элементами книги: титульный лист, оглавление

25.09

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Работать самостоятельно с заданиями рубрики «Проверь себя»; сравнивать свою работу с готовым образцом, исправлять ошибки и дополнять недостающую информацию, оценивать работу (самооценка).

28.09

Басни

(5 часов)

Эзоп "Лисица и виноград" И.А.Крылов "Лисица и виноград"

Знакомиться с понятиями: мораль, рассказ, аллегория, олицетворение. Сравнивать бани И.А. Крылова и Эзопа.

30.09

И.А.Крылов "Ворона и Лисица".

Читать басни, выделять мораль, моделировать обложку. Сравнивать басни по форме (стихотворная, прозаическая). Находить справочную информацию о баснописцах и книги с их баснями. Выразительно читать басни.

02.10

Дополнительное чтение: И.А.Крылов "Волк и Ягненок", И.А.Крылов "Петух и Жемчужное Зерно".

Читать басни, выделять мораль, моделировать обложку. Сравнивать басни по форме (стихотворная, прозаическая). Находить справочную информацию о баснописцах и книги с их баснями. Выразительно читать басни.

05.10

Слушание и работа с детской книгой

Слушать чтение одноклассников, выражать своё отношение к произведению. Моделировать обложки, сравнивать басни по структуре.

07.10

"Проверьте себя"

Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять. Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять по готовому образцу, исправлять, доказывать, оценивать. Писать литературный диктант..

09.10

Произведения А.С. Пушкина

(6 часов)

"У лукоморья дуб зеленый...".

Воспринимать на слух стихотворное произведение (отрывок из поэмы), объяснять картины и образы. Учить читать выразительно: определять задачу чтения, тон и темп чтения, объяснять знаки препинания и их значение в стихотворении. Находить эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения в тексте.

12.10

"Сказка о царе Салтане."

Воспринимать на слух стихотворное произведении, высказывать своё мнение. Сравнивать произведения, сходные по сюжету (сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и русскую народную сказку «Царевич Нехитёр-Немудёр»): сюжеты, герои, чудеса и превращения. Работать с таблицей. Писать литературный диктант (лексический). Наблюдать за изменениями состояния моря, движения кораблика.

14.10

Слушание и работа с детской книгой "Сказки А.С.Пушкина"

Работать с книгами сказок А.С. Пушкина: рассматривать книги разных лет издания, разного размера, разных типов (книга-произведение, книга-сборник). Воспринимать на слух художественно-публицистический текст, высказывать свое мнение о книге. Работать в группах с произведениями: читать, слушать чтение.

16.10

А. С. Пушкин. "Вот север, тучи нагоняя", "Зимний вечер",

Воспринимать на слух стихотворное произведение о природе, выражать своё отношение к прочитанному, моделировать обложку (автор, заголовок, тема и жанр). При анализе стихотворения использовать понятия: рифма, строфа, стихотворная строка (стих). Работать над выразительным чтением стихотворения. Выполнять задания в тетрадях и выполнять самопроверку по готовому образцу или под руководством учителя. Писать литературоведческий диктант.  

19.10

А.С.Пушкин "Няне"

Воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать свою оценку, читать выразительно передавая интонационный рисунок стихотворения.  Находить справочную информацию об авторе и няне.  

21.10

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Выполнить задания рубрики «Проверь себя» в учебнике (работа в группах). Читать наизусть подготовленные произведения А.С. Пушкина. Писать лексический литературный диктант.

23.10

Стихи русских поэтов: Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, А.А.Фета

(5 часов)

Стихи Ф. И. Тютчева. "Есть в осени первоначальной", "Чародейкою Зимою".

Работать с текстами стихотворений Ф. Тютчева. Сравнивать их содержания (о чем говорится), какие использованы эпитеты, сравнения. Сравнивать строфы: четверостишия и пятистишия. Выразительно читать стихотворение.

26.10

А. Н. Майков "Осень"

Воспринимать на слух стихотворное произведение, выполнять задание в учебнике и тетради. Читать выразительно – работа в парах.

28.10

Стихи А. А. Фета "Мама! Глянь-ка из окошка.", "Кот поет, глаза прищуря..."

Выразительно читать стихотворное произведение, передать интонационный рисунок, эмоции. Выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения А.А. Фета и работать с таблицей.

30.10

Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов.

Работать с книгами со стихами для детей. Читать наизусть стихотворение, слушать чтение одноклассников. Задавать вопросы по произведению, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников. Слушать стихотворение И. А. Бунина "Листопад": целостное восприятие произведения, ответы на вопросы, моделирование обложки. Выполнять задания в учебнике.

09.11

Обобщение по разделу "Проверьте себя"

Самостоятельно работать со схемой «Родные поэты»: заполнить, подтвердить примерами, прочитать выразительно одно из стихотворений по желанию. Выполнять контрольную работу пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справочником и книгами».  Проверять выполнение заданий по образцу или фронтально. Писать смешанный литературный диктант.

11.11

Произведения Л.Н.Толстого

(6 часов)

"Два брата" (сказка), "Белка и волк" (басня)

Знакомиться с новым разделом, находить в учебнике информацию об авторе. Воспринимать целостное художественное произведение: слушать чтение учителя, высказывать своё впечатление, формулировать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради.  Выражать своё отношение к героям произведения, их поступкам с позиции нравственности.

13.11

Слушание и работа с детскими книгами.

Дополнительное чтение:
Л. Н. Толстой. "Работник Емельян и пустой барабан"

Читать произведение по абзацам, слушать чтение одноклассников, следить по тексту. Объяснять смысл заголовка. Определять особенности сказки (объяснять имена героев, находить описание внешнего вида героев, предметов). Работать с текстом сказки: выполнять задания в учебнике, отвечать на вопросы, формулировать вопросы по содержанию. Сравнивать произведения одного автора и заполнять таблицу.

16.11

Научно - познавательные и художественные рассказы. "Лебеди", "Зайцы" Л.Толстой

Определять главную мысль произведения. Сравнивать художественные и научно-познавательные рассказы: особенности повествования, эмоциональная составляющая, позиция автора в каждом рассказе.

18.11

Разножанровые произведения. Рассказ "Прыжок". Былина

 "Как боролся русский богатырь"

Воспринимать на слух текст былины, следить по тексту. Выделить композиционные элементы в тексте – повторы, находить устаревшие слова и объяснять их значение, работать со словарём по тексту. Выделять особенности былины: повторы, напевность, особенности языка, тема служения Родине. Читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике. Составлять план с выделением основной информации. Готовить рассказ о русском богатыре.

20.11

Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н.Толстого.

Работать с книгами Л.Н. Толстого: рассматривать, находить изученные произведения, читать, классифицировать по типам книга-сборник, книга-произведение. Слушать и самостоятельно читать очерк-воспоминание А. Сергеенко, выражать своё мнение о Л.Н. Толстом (писателе и человеке). Творческая работа в парах: сочинить рассказ-описание об огурцах.

23.11

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Составлять список произведений автора, характеризовать произведения, пересказывать кратко. Работать со схемой «Герои произведений Л.Н. Толстого». Самостоятельно выполнять задания рубрики «Проверь себя», пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справочником.

25.11

Произведения Н.А.Некрасова

(6 часов)

"Крестьянские дети" Н.Некрасов

(отрывок). "Мужичок с ноготок". Статья К.И.Чуковского "Мужичок с ноготок"

Воспринимать на слух художественное произведение (стихотворение) Н.А. Некрасова. Самостоятельно работать со стихотворением: читать, моделировать обложку (определять ему, жанр, указывать фамилию автора и заголовок). Работать с произведением: читать  по строфам, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать своё восприятие стихотворения с восприятием автора.

27.11

Слушание и работа с детской книгой.

Упражняться в выразительном чтении отрывка "Крестьянские дети". Выразительно читать наизусть один отрывок

30.11

Н.Некрасов "Славная осень...".

Дополнительное чтение: "Зеленый Шум". Статья К.И.Чуковского "Зеленый Шум"

Самостоятельно работать с новым произведением: чтение названия, ознакомительное чтение текста, моделирование обложки.

02.12

Стихи о природе. "Мороз- воевода" (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос")

Воспринимать на слух произведение. Выражать своё отношение к герою (Морозу), объяснять слово «воевода». Определять тон, ритм чтения. Выразительно читать стихотворение наизусть. Создавать иллюстрации к тексту (работа в группах).

04.12

Слушание и работа с книгами Н.А.Некрасова.

Рассматривать книги со стихами Н.А.Некрасова: работать с титульным листом, предисловием, обращением к читателю. Знакомиться  с художниками-иллюстраторами.

07.12

Обобщение по разделу «Проверьте себя»

Работать с книгами по теме: выбирать, называть, представлять книги со стихами Н.А. Некрасова. Повторять изученные стихотворения. Обобщать знания,   работать с заданиями рубрики «Проверь себя». Участвовать в конкурсе чтецов (работа в группах).

09.12

Произведения А.П.Чехова

(4 часа)

Рассказ "Степь".

А.П. Чехов

Знакомиться  с новым разделом: читать вступительную статью, находить информацию о писателе. Работать с рассказом А.П. Чехова, выполнять задания в учебнике. Самостоятельно читать рассказ И.С. Тургенева, находить описание леса и степи. Сравнивать произведения различных авторов и находить: описания, эпитеты, сравнения, олицетворение. Воспринимать на слух прозаические произведения, высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Писать лексический литературный диктант.

11.12

"Ванька". А.П.Чехов

Учить работать с произведением до чтения: находить фамилию автора и заголовок, правильно читать название произведения. Читать по частям, озаглавливать, прогнозировать развитие событий. Выполнять задания в учебнике. Раскрывать нравственное значение поступков героев рассказа, выделять эпизоды - описание жизни героя. Учиться понимать позицию автора и выражать своё отношение к герою, читать монолог Ваньки.

14.12

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных.

Самостоятельно работать с книгами: рассматривать, работать с аппаратом. Воспринимать на слух произведение Л.Андреева "Кусака", адекватно реагировать на поведение героев, понимать мотивы героев произведения, сопереживать им, выражать своё отношение. Читать рассказ вслух по частям, составлять план, выполнять задание в учебнике.

16.12

Обобщение по разделу "Проверьте себя"

Выполнять задания рубрики «Проверь себя» в учебнике. Принимать участие в конкурсе выразительного чтения стихов. Работать с каталогами и библиотечными формулярами. Писать литературоведческий диктант.  

18.12

Сказки зарубежных писателей

(4 часа)

Ш. Перро "Подарки феи"

Повторять сказки Ш. Перро. Воспринимать на слух литературное произведение (сказку), выражать своё отношение к героям. Работать с текстом произведения: выявлять особенности речи, находить повторы.

21.12

Ц. Топелиус "Солнечный Луч в ноябре".

Слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы, дополнять одноклассников. Читать по абзацам, составлять план. Работать в группах: пересказывать сказку подробно, выполнять задания в учебнике, определять главную мысль произведения.

23.12

Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников.

Слушать сказки Братья  Гримм "Умная дочь крестьянская". Повторить сказки с загадками. Читать сказки Х.К.Андерсена "Снеговик", выполнить задания в учебнике.

25.12

Урок-утренник " В мире сказок"

Обобщать и корректировать знания, полученные в ходе изучения раздела. Инсценировать эпизоды сказок.

28.12

Стихи русских поэтов

(7 часов)

И.С.Никитин "Русь"

Знакомиться с новым разделом: читать вступительную статью, определять учебные задачи. Воспринимать на слух стихотворное произведение, выделять его особенности, определять тему. Учиться выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы по тексту. Осваивать понятия: тон, ритм, логическое ударение, пауза.

11.01

И.С.Никитин "Утро"

Работать с новым произведение: первичное чтение молча (без проговаривания), моделировать обложку и сравнивать с готовой моделью. Выполнять задания в учебнике и тетради. Работать с текстом произведения: выделять описание картин природы (пейзажи), находить эпитеты и олицетворения. Выразительно читать стихотворения, выделять логические ударения. Писать информационный литературный диктант.

13.01

И.З.Суриков "Детство"

Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы, выражать своё впечатление о произведении (первичное восприятие). Моделировать обложку, определять главную мысль текста. Читать стихотворение по строфам.

15.01

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов.

Повторять изученные произведения И.С. Никитина: называть правильно, читать наизусть, задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Воспринимать на слух новое произведение, выражать своё мнение, работать с текстом произведения: читать вслух, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения разных авторов, работать с таблицей.

18.01

С. Дрожжин "Привет", "Зимний день"

Воспринимать на слух художественный текст: слушать чтение учителя, выражать своё мнение о произведении, объяснять заголовок. Определять композиционные особенности текста, объяснять значение знаков препинания, моделировать обложку. Использовать при анализе литературоведческие понятия «эпитет», «сравнение». Повторять и сравнивать изученные стихотворения. Выполнять задания в учебнике.

20.01

Слушание и работа с детскими книгами.

Воспринимать на слух литературное произведение (стихотворение Ф.Н. Глинка): слушать чтение и следить по тексту. Моделировать обложку (определять тему, жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок). Осваивать литературоведческие понятия: ритм, рифма, олицетворение – и использовать их при анализе произведений.

22.01

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения, атрибутировать отрывки из стихотворений, аргументировать свой ответ и подтверждать текстами. Соотносить фамилии авторов с заголовком произведений, отрывки стихотворений с их  названиями и иллюстрациями к ним. Классифицировать изученные произведения по жанрам: составлять общий список. Писать информационный литературоведческий диктант.  

25.01

Произведения Д.Н.Мамина –Сибиряка

(4 часа)

«Приемыш»  

Д. Мамин -Сибиряк

Самостоятельно работать с произведением, отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы. Вырабатывать систему личностных смыслов через оценку поступков героев произведений. Определять авторскую позицию и предавать её через выразительное чтение. Работать с сюжетом, составлять план, выделять главную мысль. Выразительно читать отдельные эпизоды, диалоги, монологи. Высказывать мнение о произведениях и героях.

27.01

Сказка "Умнее всех"

Самостоятельно работать с произведением: читать молча, определять жанр и тему, моделировать обложку. Выполнять задания в учебнике, находить диалоги. Читать по ролям, предавая особенности характеров героев.

29.01

Слушание и работа с детской книгой.

Рассказывать об одном из героев. Воспринимать на слух новое произведение, работать с ним: определять главную мысль, читать отдельные эпизоды и монологи героев. Работать с книгами о животных, писать отзывы о прочитанных книгах.   Слушать отзывы о книгах, дополнять ответы одноклассников, задавать вопросы.

01.02

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения, соотносить отрывки с произведениями (задания в учебнике и тетради), называть героев изученных произведений, подтверждать текстом. Соотносить фамилии авторов с заголовками произведений, отрывки произведений с их названиями.

03.02

Произведения А.И. Куприна

(4 часа)

      А.Куприн « Синяя звезда»

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы. Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок), сравнивать свою модель с готовой. Работать с текстом произведения: читать по абзацам, отвечать на вопросы к тексту произведения, определять главную мысль. Оценивать поведение героев произведения с точки зрения нравственности. Писать информационный литературный диктант.

05.02

А.Куприн «"Барбос и Жулька".

Воспринимать художественное произведение: учиться слушать и слышать художественное слово. Самостоятельно работать с новым произведением: первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий к тексту. Самоконтроль: сравнение обложки с образцом. Делить текст на части, подробно пересказывать.

08.02

Слушание и работа с детскими книгами о животных.

Дополнительное чтение:

«Ю-ю»

Слушать рассказ Куприна "Ю-ю", рассматривать книги о животных (назвать фамилии авторов, героев, пересказать эпизод). Самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль).

10.02

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Называть произведения А.И. Куприна, вошедшие в круг чтения. Различать основные жанры произведений А.И. Куприна. Выполнять задания в учебнике.

12.02

Стихи

С.А. Есенина

(7 часов)

С. Есенин  Стихи о Родине (отрывки)

Работать с произведением: читать, комментировать заглавие, выполнять задания в учебнике, определять эпитеты, сравнение, олицетворения. Сравнивать строфы, указывать паузы, выделять логические ударения. Выразительно читать один из отрывков наизусть.

15.02

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»

Воспринимать на слух стихотворное произведение. Моделировать обложку: жанр, тема, фамилия автора и заголовок, сравнивать с готовой моделью. Упражняться в чтении строф, находить сравнения и эпитеты. Читать выразительно, наблюдать за знаками препинания и объяснять их значение в тексте, оценивать выразительное чтение одноклассников.

17.02

С.Есенин «Береза»".

Дополнительное чтение: стихи о березе (отрывки).

Читать стихи, выделять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать строфы, наблюдать за рифмами, выделять логические ударения. Готовить выразительное чтение одного из отрывков стихотворений о берёзе. Упражнять в выразительном чтении стихотворения «Берёза», определять интонационную партитуру, показывать отношение автора. Заучивать наизусть.

19.02

С.Есенин «Бабушкины сказки»

Самостоятельно работать со стихотворением «Бабушкины сказки», пользуясь алгоритмом учебных действий. Выполнять задания к тексту. Упражняться в выразительном чтении. Сравнивать стихотворения разных авторов. Писать литературный лексический диктант.

22.02

Слушание и работа с книгами стихов русских поэтов.

Сравнивать стихи С.А. Есенина. Работать с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе. Слушать новое произведение, работать с ним по алгоритму.

24.02

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Выполнять задания рубрики «Проверь себя» в учебнике. Принимать участие в конкурсе выразительного чтения стихов. Работать с каталогами и библиотечными формулярами. Писать литературоведческий диктант.  

26.02

Библиотечный урок. Стихи русских поэтов

Книги со стихами русских поэтов. Выполнение творческих работ. Работа с каталогами и библиотечными формулярами

29.02

Произведения Г.К. Паустовского

(8 часов)

К. Паустовский «Стальное колечко»

Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике. Использовать различные виды чтения (изучающее, поисковое, выборочное) для решения учебных задач. Анализировать отношения героев и авторскую точку зрения, вырабатывать своё отношение к героям. Работа в группах: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы в учебнике, дополнять ответы одноклассников. Самостоятельно выполнять задания в тетради. Находить и читать диалоги героев (работа в парах). Делить текст на части и составлять план. Находить описание героев, выделять сравнение и образные выражения. Обучаться художественному пересказу по плану в учебнике.

02.03

К. Паустовский «Кот-ворюга»

Воспринимать на слух художественное произведение: слушать чтение учителя, выражать своё первое впечатление. Работать с произведением: моделировать обложку, определять тему и жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок. Работать с текстом произведения: читать, выделять эпизоды, выполнять задания в учебнике и тетради. Усваивать понятия «юмор», «юмористический рассказ». Работать с композицией произведения. Рассказывать о герое (образ, внешний вид, поступки).

04.03

К.Паустовский «Какие бывают дожди»

Самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, тема, жанр) и сравнивать с готовой моделью. Читать рассказ вслух по абзацам, находить описание. Выполнять задания в учебнике и тетради. Самостоятельно работать с произведением, объяснять своё отношение к героям рассказа, определять позицию автора. Дифференцированная работа: чтение эпизодов. Работа с терминами: научно-познавательный рассказ, автор-рассказчик.

07.03

Слушание и работа с детскими книгами К.Г.Паустовского.

Воспринимать на слух сказку К.Г.Паустовского "Теплый хлеб". Моделировать обложку: указывать название произведения, определять тему и жанр. Читать молча, выполнять задания в учебнике. Определять и аргументировать точку зрения автора, высказывать свою о поступках героев. Работать с книгами: рассматривать, находить предисловие, оглавление, аннотации. Определять отношение автора к герою. Выразительно читать кульминационный эпизод. Воспринимать на слух новое произведение.

09.03

Обобщение по разделу "Проверьте себя"

Обобщить знания и умения, полученных в ходе изучения тем раздела. Участвовать в викторине «По страницам нашего учебника».

11.03

Слушание и работа с детскими книгами о природе (Н.Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В.Бианки и др.).

Слушать рассказ. Работать с книгами о природе, сравнить книги с одним и тем же произведением, но разных изданий

14.03

Дополнительное чтение:

И.С.Тургенев «Перепелка», «Воробей".

Читать молча, выполнять задания в учебнике. Определять и аргументировать точку зрения автора, высказывать свою о поступках героев. Работать с книгами: рассматривать, находить предисловие, оглавление, аннотации. Определять отношение автора к герою. Выразительно читать кульминационный эпизод. Воспринимать на слух новое произведение.

16.03

Урок-утренник "Моя любимая книжка"

Организовать выставку «Моя любимая книга» с отзывом ученика. Принять участие в конкурсе чтецов и рассказчиков произведений, изученных в течение четверти. Принять участие в конкурсе творческих работ «Моя кошачья жизнь», «Дождь-дождик» и др.), в викторине «По страницам нашего учебника». Инсценировать один из эпизодов произведения (по выбору).

18.03

Произведения С.Я. Маршака

(3 часа)

С.Маршак "Урок родного языка", "Ландыш"

Работать с новым разделом: читать название, вступительную статью «Обратите внимание», знакомиться с содержанием раздела, определять учебную задачу изучения произведений данного раздела. Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: находить и читать название произведения, рассматривать учебный материал (иллюстрации, вопросы и задания, подсказки, памятки). Выполнять задания в учебнике  под руководством учителя.

21.03

Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака.

Слушать пьесу-сказку С.Я. Маршака Кошкин дом». Воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике. Учиться формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Находить в учебнике информацию об авторе. Давать свою  оценку произведению, аргументировать свой ответ. Определять главную мысль, подтверждать свой ответ текстом.

23.03

Произведения и книги С.Я.Маршака

Читать наизусть стихи С.Я. Маршака. Сочинять аннотацию к книге, принесённой на урок. Участвовать в конкурсе творческих работ и конкурсе чтецов.

04.04

Произведения Л.Пантелеева

(4 часа)

Л.Пантелеев «Честное слово»

Воспринимать на слух художественный текст, выражать первое впечатление (первичное восприятие). Определять главную мысль произведения, объяснять понятия «честь», «долг», «доброта», «отзывчивость» в контексте анализа произведения. Учиться читать диалоги героев по ролям. Различать литературоведческие понятия.

06.04

"Камилл и учитель"

Л.Пантелеев

Читать рассказы по частям, отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников. Моделировать обложку, сравнивать с готовой моделью. Оценивать поступки героев, объяснять понятия: благородство, предательство, смелость, трусость; формировать собственные принципы, убеждения и нравственные принципы.  

08.04

Слушание и работа с детскими книгами Л.Пантелеева.

Слушать и слышать художественное слово, высказывать своё мнение о произведении (в рассказе Л. Пантелеева «Фенька»). Моделировать обложку: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. Работать с текстом произведения: читать вслух по частям, составлять план под руководством учителя, отвечать на вопросы к тексту произведения, дополнять ответы одноклассников. Самостоятельно работать с новым произведением (с рассказом  «Новенькая»). Знакомиться с новыми  книгами о детях и для детей.

11.04

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Самостоятельно заполнять схему, указывать, какие рассказы написал  Л. Пантелеев. Придумывать фантастический рассказ, записывать его и иллюстрировать. Находить в справочниках информацию о  Л. Пантелееве.

13.04

Произведения А.П.Гайдара

(4 часа)

"Горячий камень"

А.Гайдар

Читать по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Выражать своё первое впечатление о произведении. Работать с произведением: моделировать обложку, делить на части, читать по частям, озаглавливать каждую часть. Готовить рассказ о герое, находить и читать нужные эпизоды.

15.04

"Тимур и его команда" (отдельные главы) А.Гайдар

Самостоятельно читать отдельные главы. Высказывать своё мнение о произведении, описывать героя и их поступки. Читать полный текст повести. Готовить рассказ о детях Великой Отечественной войны.

18.04

С.В.Михалков. "Аркадий Гайдар". К.Г.Паустовский "Об Аркадии Петровиче Гайдаре".

Работать со стихотворением: слушать, выполнять задания в учебнике и тетради. Читать очерк К. Г. Паустовского, находить факты из жизни писателя (работа в группах).  Работать со схемой. Повторять изученные басни. Писать информационный литературный диктант. Работать с новым произведением, выполнять самостоятельно задания в учебнике.

20.04

Слушание и работа с детскими книгам и о детях.

Воспринимать на слух литературное произведение, работать с текстом произведения: читать по частям, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять и формулировать главную мысль произведений, позицию автора. Воспитывать в себе доброту и толерантное отношение к людям.

22.04

Произведения

М.М. Пришвина

(4 часа)

"Моя Родина".

М.Пришвин

Дополнительное чтение: "Двойной след"

Самостоятельно работать с новым произведением. Читать вслух и молча, моделировать обложку, определять тему и жанр. Выполнять задания в учебнике. Составлять план и пересказывать произведение подробно. Учить наизусть прозаический отрывок. Находить описание событий и образы героев. Обучаться поисковому чтению. Составлять план, пересказывать кратко.

25.04

"Выскочка", "Жаркий час"

М.Пришвин

Самостоятельно читать новое произведение, Комментировать заглавие. Работать с текстом рассказа: аналитическое чтение, составление плана, определение отношения автора к героям. Выполнять задание в учебнике. Сравнивать рассказы. Объяснять заголовок рассказа словами из текста, определять особенности повествования (выделение глаголов). Сравнивать разножанровые произведения: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание.

27.04

Слушание и работа с детскими книгами о природе.

Работать с книгами писателей-натуралистов М.М. Пришвина, Г.А. Скребицкого, И.С. Соколова-Микитова, В.В. Бианки, Э.Ю. Шима и др. Писать отзывы о прочитанной книге.

29.04

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Выполнять задания в учебнике и тетради. Проверять и оценивать свою работу. Отвечать на вопросы по изученным произведениям. Писать литературоведческий диктант.

04.05

Произведения зарубежных писателей

(9 часов)

Дж. Лондон "Волк"

Читать рассказ и уметь слушать чтение одноклассников. Объяснять смысл заголовка и определять вид рассказа. Работать с текстом: читать, отвечать на вопросы, анализировать и сравнивать поступки героев, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять главную мысль произведения, раскрывать значение поступков каждого  героя. Рассуждать об отношениях людей и животных, об ответственности людей за животных.

06.05

Э.Сетон-Томпсон "Чинк"

Слушать чтение учителя, отвечать на вопросы к произведению в учебнике. Работать с сюжетом, читать выразительно кульминационный момент. Раскрывать нравственное значение поступков героев, объяснять отношение между героями. Оценивать их поступки с точки зрения морали, аргументировать свою точку зрения.  Читать выразительно описание героев, высказывать своё отношение к ним.

11.05

Слушание и работа с детскими книгам и зарубежных писателей.

Работать с книгами зарубежных писателей: правильно называть книги, находить в книгах-сборниках изученные произведения. Учиться выбирать книги на заданную тему, составлять список книг зарубежных авторов. Читать новое произведение, моделировать обложку, выполнять задания в учебнике.

13.05

"Проверьте себя"

Выполнять задания в учебнике  в рубрике «Проверь себя».

16.05

Комплексная разноуровневая контрольная работа

Самостоятельно выполнять здания по темам, изученным в третьем классе.

18.05

Библиотечный урок "Летнее чтение"

Готовить  творческий проект на выбранную тему (работа в группах). 

-"Русские писатели и их произведения";

-"Сказки народные и литературные";

- «Чувашские народные сказки»;

  • "Моя любимая книга".

Оформлять "Дневник летнего чтения" по рубрикам:

  • "Фольклор";
  • "Стихи русских поэтов";
  • "Рассказы о детях";
  • "Читаем о Родине и природе";
  • "Зарубежные писатели";
  • "Приключения";

"Детский детектив".

20.05

Библиотечный урок "Летнее чтение"

23.05

Библиотечный урок "Летнее чтение"

25.05

Слушание и работа с детскими книгами.

Слушать стихотворения. Работать с выставкой книг писателей

27.05

Резерв

(3 часа)

Резерв

Резерв

Резерв

Материально- техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина,  М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  5. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания.– М.: Вентана-Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...