Интеллектуальная игра по литературе
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Благодарова Елена Анатольевна

5 вопросов по категориям «Сказка-загадка», «Ребусы», «Продолжи строчку из стихотворения…», «Зоосад Крылова». Вопросы разделить на три уровня сложности: стоимостью 100 – 500 баллов.

Участники игры являются учащиеся 4-х классов на параллели, которые делятся на 3 группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Центрального района г. Новосибирска

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №156

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

г. Новосибирск, ул. Гоголя, 35-а, тел./факс 224-75-29

Методическая разработка

«Интеллектуальная игра «Самый, самый, самый…»

                                                           Подготовили:

                                                                          Черемисина Светлана Валерьевна,        Благодарова Елена Анатольевна,

                                                                   учителя начальных классов

                                             Новосибирск, 2016

Описание методической разработки 

Название: интеллектуальная  игра «Самый, самый, самый…»

Возраст:10 – 11 лет (4 класс)

Учебный предмет: литературное  чтение.

Форма учебной работы: внеклассная. 

Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить по 5 вопросов по категориям «Сказка-загадка», «Ребусы», «Продолжи строчку из стихотворения…», «Зоосад Крылова». Вопросы разделить на три уровня сложности: стоимостью 100 – 500 баллов. Внести составленные вопросы в  компьютерную презентацию. Участники игры являются учащиеся 4-х классов на параллели, которые делятся на 3 группы.  Для проведения игры необходим ведущий, который управляет компьютерной презентацией и  задает вопросы, жюри -  два человека для подсчета баллов игроков.

Цели игры: 

  • Прививать интерес к чтению и литературе в целом
  • Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.
  • Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.
  • Воспитывать такие качества, как взаимодоверие, взаимовыручка, чувство коллективизма, сплочённости.

Оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Самый, самый, самый…», карточки с числами 100 - 500 для подсчета баллов, жетоны разных цветов, изготовленные из картона для игроков, вопросы игры с ответами для ведущего, флажки, песочные часы, грамоты и призы.

Ход игры

      Ведущий 1: 

  - Добрый день, дорогие ребята! Уважаемые гости! Одной из форм развития коммуникативных навыков является внеурочная деятельность. Сегодня мы представляем  интеллектуальную игру.

      Ведущий 2: 

- Приветствуем вас на интеллектуальной игре «Самый, самый, самый…»! Сегодня мы проведём игру, где нужно будет показать свои знания  в определённой области, проявить смекалку. Давайте узнаем, что это за область.

      Ведущий 1: 

ЗАДАНИЕ(на доске)  Составьте из букв слово А Л Р И У Т Е Т А Р.  Какое слово зашифровано? (Ответ: литература).Тема нашей игры «Литература».

- У вас на столах есть листочки, на которых нарисуйте своё настроение на данный момент смайликом и предположите, чему можно научится на игре, где это может пригодится. Переверните потом этот листочек, уберите на середину, чтобы он вас не отвлекал.

Сегодня здесь начнутся состязанья.
Потребуют они упорства и вниманья.
Покажут знания все умные ребята,

А остальным у них учиться надо.

Ведущий 2: 

Мы вам желаем творческих успехов.

Заданья трудные не будут пусть помехой.

Ну что ж, желаем всем «Ни пуха - ни пера!»

Ведь «Самый, самый, самый..» сложная игра!

  - Мы будем работать в командах. Сейчас каждый из вас вытянет жетон определённого цвета( жёлтый, красный, зелёный) и распределимся с вами по командам.

Ведущий 1: 

Первый раунд «Давайте познакомимся».

  -Первое, что вам предстоит сделать - это придумать название своей команде и  девиз, а самое главное, распределить роли. Выберите капитана и ответственного за флажок.(команды думают название своей команды в течение 2 минуты).

 -Давайте послушаем каждую команду.(представление команд).

- Итак, команды представлены. Команды встаньте в круг, возьмитесь за руки. Ощутите их тепло. Чувствуете как хорошо, когда в руке есть рука друга?

Ведущий 2: 

- А теперь правую руку положите на плечо товарища – значит,  у вас есть на кого опереться,  обнимите соседа за пояс - значит вы готовы его поддержать...Надеемся, что вы сможете подружиться и победить.

- И чтобы нам познакомится с ребятами лучше, для каждой команды ЗАДАНИЕ: изобразить, но не назвать пословицу, которую  выберут капитаны команд:

  • Один в поле не воин.
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
  • Рыбак рыбака видит издалека.

- На подготовку вам 1 минута.(Затем идёт показ пословиц командами)

Ведущий 1: 

Второй раунд «Разминка»

-Каждая команда получает по 5 вопросов. Ваша задача: в течение одной минуты быстро дать как можно  больше  правильных ответов. Кто больше и быстрее даст правильные ответы, тот и начинать будет следующий раунд. ( выдаются вопросы командам). Количество заработанных баллов нам помогут подсчитать наши помощники.

-Команды готовы? Тогда начинаем.

   ВОПРОСЫ разминки:

   1.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
   2. Кто говорил, что он в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
   3. Кто из персонажей стихотворения А.Барто вздыхал: «Ох, доска кончается…»?(бычок)

 4. Кто автор сказки «Кот в сапогах»? (Ш.Перро)

   5.  Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)

 Ведущий 2: 

            -Сколько дала первая команда правильных ответов? Вторая команда? Третья команда? Вот таким образом мы определили «Кто начинает?». А начинает та команда, которая быстрее других ответила на вопросы «Разминки». И это команда……

Ведущий 1: 

Третий раунд «Интеллектуальный»

          - Суть раунда заключается в том, что  участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга, поднимают флажок. Раунд содержит 20 вопросов — 4 темы по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — она варьируется от 100 до 500 очков. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее.

Ведущий 2: 

        - Основная цель игроков — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков.

- Право выбирать категорию и вопрос принадлежит   команде, которая быстрее всех и правильно ответила. Это команда ….

- Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и любой из игроков может дать ответ на него. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды игрока, а игрок получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта команды отвечавшего. В этом случае игрок другой команды имеет право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает другой игрок, т.е. происходит переход хода.

      Ведущий 1: 

- Этот раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы.

Победителем является та команда, которая набрала большее количество очков. В каждой команде выделяется лучший игрок.

 

                Вопросы для проведения игры.

Сказка-загадка

Ребусы

Продолжи строчку из стихотворения

Зоосад Крылова 

100

100

100

100

200

200

200

200

300

300

300

300

400

400

400

400

500

500

500

500

Сказка-загадка

  100     Какое имя было у медведя - поэта? (Винни - пух)
  200     Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (северного оленя)

  1.  Сколько желаний старика  исполнила золотая рыбка? (три) 
  1.   За что Чиполлино  посадили в тюрьму? (Наступил на мозоль принцу Лимону)

500      В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве) 

Ребусы

100 Прочтите название русской народной сказки: («Теремок»)

200   Прочитайте имя сказочного персонажа: («Буратино»)

300  Прочтите название русской народной сказки: («Колобок»)

400  Прочтите название сказки («Золушка»)

ребус,детский,золушка

500  Прочитайте имена сказочных персонажей: («Малыш и Карлсон»)

ребус,детский, "Малыш и Карлсон"

 Продолжи строчку из  стихотворения…

100  Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу
 …                                                        ………..  входит царь,
                                                                                   Стороны той государь.

                                                                        (Александр Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

200   У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
                                                                               
И днём и ночью кот учёный
                                                                                Всё ходит по цепи кругом…

                                                                           (Александр Пушкин «Руслан и Людмила»)
                                                             

300 Сидит колдyнья, дyется

Hа целый белый свет:

                                                                                   Колдyнье не колдyется,

                                                                                   И вдохновенья нет.

                                                                              (Марина Бородицкая «Колдунья»)

400  Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

                                                                                   Шелестят зеленые сережки,

                                                                                    И горят серебряные росы.

                                                                                (Сергей Есенин «С добрым утром!»)

500  Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

                                                                                      И от птичьего крика

                                                                                     В сердце стало грустнее.

                                                                                    (Константин Бальмонт «Осень»)

Зоосад Крылова

100   Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит. (волк) 
200  Чует ОНА, чьё мясо съела (кошка) 
300   Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.(собака) 
400   ОНА семерых волков проведёт. (лиса) 
500  Из большого осла не получится ОН(Слон)

Подведение итогов, рефлексия.

Ведущий 2: 

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился.

 И в нашей игре  отличился?

Ведущий 1: 

- Итак, самый волнующий этап сегодняшней игры - подведение итогов. Но прежде, чем подвести итог, наши помощники подсчитают баллы и сообщат, сколько баллов каждая команда  заработала. Вы, на листочках напишите: чему  научились? где сможете применить эти знания? Сравните, что вы ожидали от игры и оправдались ли ваши результаты. (Высказывания ребят с разных команд)

- Где этот листок мы будем хранить?( В ПОРТФЕЛЕ ДОСТИЖЕНИЙ)

-Итак, баллы посчитаны.Огласим результаты.(Результаты называют помощники)

- Понравилась ли вам игра? Что вам понравилось? В чем затруднились? В каком секторе были самые трудные вопросы?

Ведущий 2: 

- Сегодня в интеллектуальной игре"Самый, самый, самый…" победила команда ……  - Поздравляем! Молодцы! Предлагаем каждой команде выделить двух лучших игроков и вручить им грамоту за смекалку, за активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"

Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...

Интеллектуальная игра - викторина " Своя игра"

Интеллектуальная игра - викторина проводилась на параллель 4-х классов ( 2009 - 2010 учебный год)...

Интеллектуальная игра для мудрых детей и талантливых родителей "Своя игра".

Игра для детей и родителей. Позволяет родителям лучше узнать своих детей . а ребятам получить огромное удовольствие от общения с  самыми близкими людьми....

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Интеллектуальная игра знатоков русского языка и литературы. (Открытый урок )

Тема: Интеллектуальная игра знатоков русского языка и литературы.Цели:1. Побуждать интерес к урокам русского языка и литературного чтения.2. Способствовать проявлению самостоятельности и инициативы, а...

Интеллектуальный марафон по литературе.

Задания повышенной сложности для проведения интеллектуальных игр по литературе....

Интеллектуальный марафон по литературе

задания для интеллектуального марафона по литературе для 3, 4 класса...