Урок литературного чтения 4 класс " Выскочка" Пришвин
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Казакова Надежда Николаевна

Тема моего урока - работа с художественным произведением М. М. Пришвина " Выскочка". При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами, понимание содержания прочитанного, умение выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные, бытовые описания, давать характеристику действующим лицам, определять главную мысль. 

Использовала технологию критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока22.9 КБ
Файл Оценочный лист детей14.07 КБ
Файл Презентация308.99 КБ
Файл Анализ урока20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Ход урока

Оформление

  1. Организационно-мотивационный.

Приветствие гостей.

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

С этой мажорной нотки и начнем наш урок.

Слайд 1

  1. Выход на тему .  

Сегодня мы знакомимся с новым разделом. Оно зашифровано. (природа и мы).

Что такое природа?

Произведения каких писателей могут быть включены в этот раздел?

«Рыбе- вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- Значит охранять Родину» (М. Пришвин)

Объясните значение этих слов.

О чем писал Пришвин?

Слайд 2

Слайд 3

  1. Постановка учебных задач.

1.Знакомиться           

-с учебником                                                         

-с автором литературного произведения         

-с новым произведением

2.Читать      

   и                       

-не понимать                                                                        

понимать прочитанное

3. Высказы-вать и доказывать        

недовольство                                                    

собственное мнение                                                                                               

пожелание     

  • Правильно. Мы будем учиться понимать образный язык художественного произведения, отстаивать свою точку зрения и выясним основной смысл этого произведения.

А в помощь возьмём внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Слайд 4

  1. Биография автора

Посмотрите внимательно на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке?

Ученик 1.

1 ученик: Есть писатели, чьи книги становятся друзьями с ранних лет. К ним

относится М.М. Пришвин.

Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких

лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30

лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

2 ученик:  Наблюдать, понимать, любить природу Миша учился с ранних лет.

“... Миша забрался в глубину сада, бросился в густую, сочную траву, с

наслаждением вдыхает аромат цветов и трав.

Миша обернулся. В траве, у самого уха, гудит и сердится полосатый шмель.

Крошечная букашка с трудом взбирается по стебельку; стебелѐк качается,

будто хочет схватиться за соседнюю травинку. Букашка остановилась,

осторожно повела усиком, вдруг расправила крылья и улетела по каким – то

своим неотложным делам”.

3 ученик:  Пришвин был влюблѐн в свою Родину. В еѐ красоту, в леса и поля,

реки и озѐра, в еѐ птиц и зверей. Все его произведения проникнуты большой

любовью к природе. Вместе с ним мы радуемся звону весе нней капели,

шелесту тающего льда, первому зову кукушки, доброму стуку о кору дерева

лесного доктора – дятла.

4 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всѐ равно

мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов,

то с ружьѐм и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной

книжкой.

Слайд 5

  1. Знакомство с произведением.

« Выскочка»- кого так называют?

Подберите синоним к слову выскочка.

Давайте предположим о чем пойдет речь в этом произведении?

Если вы знаете, что Пришвин писал о природе и  животных, кого бы вы могли назвать выскочкой?

Слайд  6

  1. Речевая разминка

Гуау-гуау Испания

Уаф-уаф Франция

Коу-хоу Арабские страны

Уон- уон Япония

Бау- бау Англия

Гау- гау Вьетнам

Гав-гав  Россия

О каком животном идет речь?

Слайд 7

  1. Первичное чтение с остановками

Верны ли были наши предположения по поводу названия текста. Как бы вы назвали этот рассказ?

Кто является главными героями рассказа?

Кто из них выскочка?.....

Слайд 8

Слайд 9

  1. Физкультминутка

  1. Словарная работа.

Поленом

выводок

срам

бдительность

С заскоком и с пыльцой на голове

Поскакала дуром

Улучшила

Слайд 10

  1. Вторичное чтение. Работа в парах

Какой породы была Вьюшка?

  1. Лайка
  2. Овчарка

Кем работала Вьюшка?

  1. Охотником
  2. Сторожем.

Чем хотели завладеть сороки?

  1. Косточкой
  2. Куском мяса

Почему собаку назвали Вьюшкой?

Слайд 11

  1. Составление синквейна.

Сколько главных героев ?

Сейчас каждый из вас составит синквейн.

1 вариант о собаке

 2 вариант о сороке

Главный герой (одно существительное кто?  что?)

Описание в двух словах (прилагательные какая?)

Описание действия (3 глагола что делала?)

Предложение о теме. Свое отношение к герою..

Зачем мы выполняли эту работу?

12 Вывод по уроку. Оценивание.

Какую главную мысль нам хотел донести  Пришвин?

Вывод. За всем о чем мы сегодня говорили, стоит автор, с его доброй улыбкой и внимательным взглядом на все живое, что рядом с нами. Учит нас так же глядеть на природу, а с любви к природе начинается любовь к Родине, к своему Отечеству.

Оцените свою работу на уроке.

Достигли ли мы поставленных целей?

Слайд 12

  1. Домашнее задание.

Каждый может выбрать задание для себя.

  1. Пересказ от имени Вьюшки.
  2. Пересказ любого из рассказав Пришвина.
  3. Придумать свой рассказ о сороке.

Слайд  13

Спасибо.

Слайд 14



Предварительный просмотр:

Оценочный лист.

! – отлично

+ хорошо работал

- не работал

1. Знакомство с произведением-

Задачи

  1. Знакомиться

С автором литературного произведения,

с новым произведением

  1. Читать и

Не понимать

Читать прочитанное

  1. Высказывать и доказывать

Недовольство

Собственное мнение

пожелание

2.Словарная работа.

Выводок

Срам

Бдительность

С заскоком и с пыльцой на голове

Поскакала дуром

Подберите синонимы

Срам

Бдительность

Радужный

3. Верно ли утверждение.

1

2

3

4

+

-

4. Составление синквейна

1. Главный герой  (одно существительное кто?)

2. Описание в двух словах (2 прилагательных какая?)

3. Описание действия ( 3 глагола что делает?)

4.Свое отношение к герою

5. Это слово через которое автор выражает свои чувства и ассоциации.

 Оцените свою работу на уроке    -------


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 4 класс М.М. Пришвин «Выскочка» Подготовила учитель начальных классов Казакова Н. Н. МБОУ «СОШ №5» г. Усинска

Слайд 2

Прочитайте хором предложение с последовательной постановкой логического ударения Какое чудесное утро! Какое чудесное утро! Какое чудесное утро !

Слайд 3

Природа и мы и мы п р Р о д и а

Слайд 4

Прочитайте цитату «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе- вода, птице- воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу- значит охранять Родину». М. М. Пришвин

Слайд 5

Задачи Знакомимся с новыми произведением Читать и понимать прочитанное Высказывать и доказывать свое мнение

Слайд 6

Пришвин-певец природы.

Слайд 7

ВЫСКОЧКА - (разговорное неодобр.). Человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

Слайд 8

Словарная работа Выводок Сородичи Улучшила Поскакала дуром С заскоком и пыльцой в голове Нашла подходящее время (словарь Ожегова) Родственники Птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущих с матерью Не умная, глуповатая Не по порядку, как попало, не думая (словарь Даля)

Слайд 9

Подберите синонимы к словам Срам Бдительность Радужный Разноцветный Стыд, позор Настороженность

Слайд 10

Верно ли что… 1 2 3 4 5 + + + + - - -

Слайд 11

Составьте синквейн 1 вариант- собака 2 вариант - сорока Главный герой ( одно существительное) Описание ( два слова какая?) Описание действия (3 глагола) Предложение о теме. Свое отношение к герою. Это слово, через которое автор выражает свое чувство и ассоциации.

Слайд 12

Задачи Знакомимся с новыми произведением Читать и понимать прочитанное Высказывать и доказывать свое мнение

Слайд 13

Домашнее задание 1. Пересказ рассказа от имени Вьюшки 2. Пересказ любого рассказа Пришвина 3. Придумать свой рассказ о сороке.



Предварительный просмотр:

Анализ урока проведенного в 4 классе МБОУ «СОШ №5»  учителем Казаковой Надеждой Николаевной.

Сегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личность – это человек, умеющий действовать, решать возникающие в жизни задачи

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется:

владением техникой чтения,

приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

На уроках литературного чтения младшие школьники  учатся полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать

мнение собеседника. Они получают возможность воспринимать

художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, знакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

Помогает учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощен в слове технология развития критического мышления.

Чтение с остановками -  условное название методического  приема (технологии  РКМЧП)  по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов.

На уроках достигается необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, формируются  универсальные действия, отражающие

учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Технологические особенности. Технология критического мышления.

Тип  урока. Изучение нового материала.

Общая дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления и закрепления знаний по творчеству М.М. Пришвина.

Образовательная цель: познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина и его рассказом  «Выскочка»;  активизировать «вдумчивое чтение» (т.е. думать над произведением до чтения, во время и после чтения); способствовать пониманию идеи произведения; формировать у учащихся личное отношение к прочитанному.

Развивающая цель: развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать,  систематизировать, делать выводы;  формировать умение ученика критически осмысливать имеющуюся у него информацию и применять ее в различных ситуациях.

Воспитательная цель: создать условия для развития способностей ученика принимать ответственное решение в той или иной ситуации, способности оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей; создать условия для сотрудничества, взаимопонимания.

Методы обучения. Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства обучения: презентация, оценочный лист.

Тема моего урока – работа  с художественным произведением  М.М. Пришвина  « Выскочка ».

      Это первый урок в разделе  « Природа и мы". Мой урок работает и на перспективу, т.к. велась подготовительная работа к ознакомлению детей с другими произведениями о природе.

При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами; понимание содержания прочитанного, умение выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные, бытовые описания; давать характеристику действующим лицам; определять главную мысль.

На уроке решались следующие образовательные задачи:

  познакомить учащихся с произведением М.М. Пришвина « Выскочка »; краткой биографией писателя;

развивающие:

  развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

 развивать кругозор учащихся, работать над осознанностью чтения, выразительностью;

воспитательные:

 прививать интерес к предмету;

 воспитывать любовь ко всему живому;

 прививать любовь к природе.

Мной были использованы различные методы и приемы, т.к. считаю, что именно они были рационально использованы для решения задач урока.

В зависимости от характера художественного произведения и возможностей учащихся, я выбрала следующие виды анализа художественного произведения:

 стилистический;

 проблемный;

 композиционный;

 анализ художественных образов.

С помощью стилистического ( языкового анализа ), я показываю как в подборе слов - образов проявляется авторское отношение к изображаемому.

Например: «Как описывает автор Вьюшку?» Отношение автора к ней.

Чтобы провести стилистический эксперимент я прошу заменить авторское слово синонимом. Например: подберите синонимы к словам срам, бдительность

Я провожу специальную работу над пониманием фразеологизмов ( Что значит    « В семье не без урода », « поскакала дуром » ).

Познавательные учебные действия я использую  таблицу утверждений.. Например:  Верно ли что Вьюшка была овчаркой?  

В основу построения урока использовала коммуникативные универсальные учебные действия. Для этого использовала следующие прием- работа в парах.

В течении урока формировались регулятивные универсальные учебные действия.

На  этапе занакомства с произведением использую метод прогнозирования. ( Корзина предположений)

Целепологание

Волевая соморегуляция при самостоятельной работе

Осознание качества и уровня усвоения учебного материала (самооценка)

Для закрепления материала и выхода на домашнее задание я использую прием составление синквейна

Синквейн – в переводе с французского языка, «пять строк». Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.

На уроке я использовала следующий виды работы с текстом:

  1. Чтение с остановками

       2. Чтение « про себя»

.

   

Считаю, что цели урока достигнуты . Запланированные мною задания были выполнены.

Активность средняя.

 

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...