Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Александрова Ксения Викторовна

«Авторские считалки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_14.03.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 А

Тема урока:  «Авторские считалки».

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки».

Планируемые результаты: развивать творческие способности учащихся, внимание, наблюдательность к слову; воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.

Предметные: продолжить формирование навыка чтения; совершенствовать умение выборочного чтения; продолжить работу по развитию умения читать по ролям; развивать навык анализа текста; формировать умение соотносить поведение героя и его мысли; совершенствовать  умение предугадывать текст;

Личностные: создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету.

Тип урока: урок закрепления и обобщения умений и навыков.

Оборудование: учебник , презентация.

Этапы урока. Методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Планируемые результаты (УУД)

Организационный: Словесный: беседа

Знаете, что произошло сегодня утром?
Я шла в школу и собирала улыбки.
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.

- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг-другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг-другу.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

личностные 
действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Мотивационный

Практич.:постановка цели, задачи

1. - Ребята, как называется раздел который мы изучаем? («Сказка - ложь, да в ней намек…»).

- Какие произведения мы изучали в этом разделе?

- О ком эти сказки? Как называется жанр сказок о животных? (Анималистический).

(Слайд 2)

2. - На прошлом уроке мы проходили стихотворение Ю.Мориц «Резиновый ежик», а сегодня давайте его исполним. (Поют у доски).

- Куда направлялся ежик в песне?

- А кто может еще придти на день рождения? (Открываете доску с иллюстрациями гостей).

- Каждый хочет первым поздравить щенка. Стали зверюшки спорить. Как им быть? Кто первый будет поздравлять? Чтобы вы им посоветовали? (Ответы - советы детей).

2 –Как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить?

- Определите тему сегодняшнего урока.

(Считалки).        

3. Постановка цели урока.

-А что вы хотите узнать по данной теме?

 (Что такое считалка, какие виды существуют – Где их можно применять?)

-  Сегодня на уроке мы познакомимся с считалками, научимся их читать, постараемся запомнить как можно больше считалок, обогатим свой словарный запас.

«Сказка - ложь, да в ней намек…»

Анималистический.

Поют у доски.

Ответы-советы детей.

Считалки.

 Что такое считалка, какие виды существуют – Где их можно применять?

коммуникативные 
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

регулятивные 
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Постановка учебной задачи

Практич.: чтение сказки

-Так что такое считалка?

-Что обозначает слово считалка? (Обсудите в парах. Высказывания детей.)

-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого слова? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете)

Давайте посмотрим определение считалки в словаре Даля. (Слайд 3 )

- Считалка- произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределение участников игры.

Считалки моей бабушки

-Как вы думаете, а ваши мамы и бабушки и дедушки знали считалки?

-А хотите узнать как возникли считалки? Мы послушаем выступление нашей экспертной группы.

 -А что мы еще хотели узнать о считалках? (Какие виды существуют считалок и где их можно применить.)

Считалка - это жанр народного фольклора, который возник очень давно. Это сейчас считалки являются видом детского творчества, а в далекие времена, как это ни удивительно, считалки использовали взрослые! Они использовали считалки для того, чтобы распределять работу, например, роли перед охотой. Ведь многие виды работы, особенно тогда, были очень тяжелыми, иногда опасными для здоровья и даже для жизни. Мало кто по собственному желанию хотел браться за такие работы. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было обидно, потому что на такую тяжелую работу посылали не потому, что не можешь поспорить или не нравишься главному, а потому что так выпало по счету, то есть как-никак по справедливости (почитайте, какими были считалки в те времена).

В наше время эта роль считалок уже утеряна, но они по-прежнему выполняют функцию распределения ролей, только не в работе, а в играх.

И еще несколько слов о том, почему в считалках часто используются странные, несуществующие слова. Это тоже идет из древности. В те времена люди сильно верили в силу слова, считалка была чем-то похожим на заклинание. Считалки часто использовались для гадания. А еще в ту пору люди еще не могли объяснить многие явления природы, и поэтому боялись ее и одухотворяли. Например, люди верили, что звери понимают человеческую речь. Поэтому, собираясь на охоту, они старались не употреблять обычные слова, а заменять их "тайными", секретными: вдруг зверь услышит, что они говорят, и поймет, что они идут за ним охотиться.

Сейчас зачастую трудно определить, какие считалки пришли к нам из древности, а какие появились совсем недавно: этот жанр нисколько не устарел и не потерял свою актуальность, и постоянно появляются все новые считалки. Они по-прежнему помогают детям распределять  роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно.

4.Ребята, назовите какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Ответы детей: загадки, сказки, поговорки, небылицы, игры, частушки, пословицы.

-Давайте посмотрим все ли мы жанры перечислили? (Слайд 5)

-Считалки являются одним из жанров фольклора.

-Что значит народные считалки?

 – В народной считалке есть всегда три части (зачин – основная часть – концовка типа «выйди вон», «тебе водить»). 

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон!

-Расскажите свои считалки.

Обсудите в парах. Высказывания детей.

Спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете.

Какие виды существуют считалок и где их можно применить.

зачин – основная часть – концовка типа «выйди вон», «тебе водить». 

познавательные 
На основе анализа объектов делать выводы.

познавательные 
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

коммуникативные 
Оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
познавательные 
строить речевое высказывание в устной форме
регулятивные 
принимать и сохранять учебную задачу

Закрепление изученного материала

С.93-94

– Для кого предназначена первая? А вторая?

– Очень они подходят при расчёте в игре «Кошки-мышки». Вот мы сейчас и поиграем.

– I вариант будут мышки, а II вариант – кошки. Каждый будет читать свою считалку.

 Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение считалок про себя.

2) Чтение вслух и беседа.

– В чём мышки считают дырки?

– Как вы понимаете последнее предложение?

– Чем занимается кошка?

– Какие у кошки задачи? А какие получаются ответы? Почему?

– Улыбнулись ли вы, читая эти считалки?

3. Работа с текстом после чтения.

Игра «Кошки-мышки».

– Интересно, какая мышка съела весь сыр? Посчитаемся, и кто выйдет первым, тот и съел.

Все «мышки» становятся в круг, и тот, кто запомнил считалку наизусть, считает, и определяется «мышка», которая съела сыр.

Чтение считалок И. Демьянова.

1) Чтение всех считалок про себя.

2) Выборочное чтение:

а)– Какая считалка помогает запомнить правила дорожного движения?

б)– Прочитайте считалку-детектив.

– Где же вы предлагаете искать сметану?

в)-Что вы заметили в третьей считалке?(скрываются три скороговорки (их можно рекомендовать и для уроков риторики, и для других уроков)?

3) Заучивание наизусть понравившейся считалки.

Чтение считалки М. Бородицкой.

1. Работа с текстом до чтения.

– Какое слово спряталось в названии?

– Кто же, по-вашему, герои этой считалки? О чём она будет? (Ученики перечисляют овощи, нужные для приготовления щей.)

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста вслух учениками и комментарии по ходу.

После чтения всей считалки.

– Кто бы мог сказать: «Потеснись-ка ты, капуста. От тебя в кастрюле густо!»? (Другие овощи.)

– Почему кочерыжка должна выйти? (Она не годится для щей.)

3. Работа с текстом после чтения.

1) Упражнение в выразительном чтении.

2) Итоговая беседа.

– Ещё раз вернёмся к названию. А можно было назвать стихотворение «Считалочка»? (Учитель пишет слово на доске.) Одинаково ли пишется и произносится это слово? Почему же Марина Бородицкая назвала стихотворение «Щи-талочка»?

-Мы прочитали с вами авторские считалочки.

-Какие слова в авторских считалках играют роль такой концовки?

(Считалочка также произносится быстро и отчетливо, а конец фразы позволял делать указательное движение на игрока, а иногда в концовке слова –выйди вон!) 

Их можно рекомендовать и для уроков риторики, и для других уроков.

Ученики перечисляют овощи, нужные для приготовления щей.

Другие овощи.

Она не годится для щей.

Считалочка также произносится быстро и отчетливо, а конец фразы позволял делать указательное движение на игрока, а иногда в концовке слова –выйди вон!)

коммуникативные 
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

познавательные 
строить речевое высказывание в устной форме

регулятивные 
принимать и сохранять учебную задачу

коммуникативные
Слушать и понимать речь других

Итог урока. Рефлексия.

Демонстрационный ,  Обобщающий опрос

– Чем авторские считалки похожи на народные? Чем отличаются?

-Где их можно применять? (Во время игры, в жизненных ситуациях)

Справились мы с задачей?

– С каким настроением уходите с урока?

Покажите это на оценочном листе.

Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание.

Регулятивные:
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
оформлять свои мысли в устной форме.

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

по литературному чтению

                                                                         Выполнила студентка: 41 гр.

                                                             Александрова Ксения

Проверила: Шурыгина Наталия Викторовна

                                         Отметка:                      

                                                                                                     Дата: 14.03.2016 г.

Челябинск, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. + презентация

«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»...

Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.

Сопоставление сюжета русской сказки «Напуганный медведь и волки» со сказкой «Дыйканбай и дэв»...

русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация

«Буква ь в середине и на конце слова. Перенос слов с буквой ь в середине слова.»...

русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах....

Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.

Сопоставление сюжета русской сказки «Напуганный медведь и волки» со сказкой «Дыйканбай и дэв»...

Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.

Современные сказки о животных. (А. Курляндский «Ну, погоди!»)...