русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Александрова Ксения Викторовна

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 26.45 КБ
Файл презентация 201.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русскому языку

Класс: 2 А

Тема урока: Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.

Цели урока: изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге; научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять; развивать умение слышать звучащее слово, работать по алгоритму; воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала.

Предметные: закреплять умения правописания слов с безударными гласными, знания о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.

Личностные: развивать учебно-познавательного интереса к учебному материалу, формировать учебно-познавательную мотивацию учения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Тип урока: обобщающий.

Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык: Учебник для 2 класса. – М: Баласс – 2012г.; карточки для групповой  работы.

Этапы урока. Методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Планируемые результаты (УУД)

Организационный: Словесный: беседа

Организация направленного внимания на начало урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Практический: выполнение задания

Словесный: формулирование темы и целей урока

Мотивация к учебной деятельности

- Подготовим тетради к работе, запишем минутку чистописания, число, классная работа.

- С каким новым разделом русского языка вы начали знакомство? (безударные гласные в корне)

- В какой части слова могут стоять безударные гласные? (приставка, корень, суффикс, окончание)

- А мы в какой части слова работаем? (в корне)

- Скажите, а знания о безударных гласных так уж важны? Они вам могут в жизни пригодиться? Оцените себя. Вы можете уверенно сказать, что всё знаете о безударных гласных?

Безударные гласные в корне.

Приставка, корень, суффикс, окончание.

В корне.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Актуализация знаний

Словесный: беседа

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

- Какая же наша главная цель? (научиться правильно писать слова с безударными гласными)

- Это цель и нашего сегодняшнего урока, и всех последующих, пока вы работаете с безударными гласными. Конечно, чтобы научиться правильно писать слова с безударными гласными, надо знать все их секреты. И один из секретов мы попробуем открыть сегодня. Для этого, как настоящие исследователи, мы проведём наблюдение над гласными звуками и буквами. Условный значок нам напомнит, что мы будем наблюдать.

На доске разбросаны слова и их транскрипции.

- Что такое транскрипция? (способ произнесения слова. То, что мы слышим.)

Подберите каждому слову его транскрипцию. Слова-помощники вам помогут.

(На доске – слова: СЛЫШИМ  –  ПИШЕМ)

                    [Дарога]    ==  дорога

                    [Картина]  == картина

                    [Работа]    ==  работа

                    [Пагода]   ==  погода                                                    

- Вы заметили что-то интересное в произношении и написании гласных? (в некоторых словах произношение и написание совпадает, в некоторых нет).

- На какие 2 группы можем разделить эти пары? (ставлю знаки ==,==)

- Что мы сейчас делали? (наблюдали над произношением и написанием гласных в словах)

- Вы догадались, чем мы сегодня с вами занимаемся на уроке? Вам знакомы эти слова? Вы с ними работали? Запишем словарные слова. 1 чел – у доски.  

- Какие слова при написании наиболее опасны? Чем? (произношение и написание гласных не совпадает) (убираю слова «работа, картина»)

- Почему? (ставлю?) Пусть ответ на этот вопрос станет нашей учебной задачей: почему произношение и написание некоторых гласных не совпадает?        

Первичное закрепление

- Что же нам в этом поможет? (ударение)

- Поставьте ударение. Произнесём слова. Как слышится гласный под ударением? (хорошо, ясно, понятно, отчётливо). Подчеркнём двумя чертами.

- А без ударения? (неясно, непонятно, неотчётливо). Подчеркнём одной чертой. Вот мы и открыли секрет:

  • Гласный ударный, т.е. в сильной позиции, слышится хорошо, ясно.
  • Гласный безударный, т.е. в слабой позиции, слышится неясно, неотчётливо.

- Почему же в словах «погода, дорога» произношение и написание не совпадает? Что создаёт опасность? (безударные гласные) Почему? (п.ч. слышится неясно)

- Напомним, в какой части слова мы работаем с безударными гласными? (в корне слова)

- Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные слова)

Работа с деревом.

- Буратино вырастил дерево на Поле чудес, вместо монеток – на листочках слова. Прочитаем. (вода, водичка, водный, водитель, водяной). Вы ничего интересного не заметили? (лишнее слово – водитель).        Почему? (другое лексическое значение). Как можно назвать остальные слова? (однокоренные). Почему? Читаем их и записываем. 1 чел – у доски

 План поможет нам в работе:

  • корень
  • ударение
  • безударные гласные

- Выделим корень. Поставим ударение, подчеркнём ударные и безударные гласные. На какие 2 группы можно разделить эти слова? (с ударными гласными и с безударными гласными в корне)

- Понаблюдаем за гласной в корне этих слов. В чём загадка? (гласная буква во всех словах одинаковая)

Вот и ещё один секрет:  

  • Гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково.

Научиться правильно писать слова с безударными гласными.

Способ произнесения слова, то, что мы слышим.

В некоторых словах произношение и написание совпадает, в некоторых нет.

Ставлю знаки ==, ==.

Наблюдали над произношением и написанием гласных в словах.

Произношение и написание гласных не совпадает) (убираю слова «работа, картина»

Ударение.

Хорошо, ясно, понятно, отчетливо.

Неясно, непонятно, неотчетливо.

Безударные гласные.

Потому что слышится неясно.

В корне слова.

Надо подобрать однокоренные слова.

Лишнее слово-водитель.

Однокоренные.

С  ударными гласными и с безударными гласными в корне.

Гласная буква во всех словах одинаковая.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Решение частных задач

Практич. Выполнение упражнения

Практич.: письм. упр.

Практич.: сам-ное письм. упр. составление сл.соч.

Фронтальная проверка

- Проверим действие этого правила на других словах. Отгадайте загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются

А с восходом солнца

Сами открываются. (глаза)

- Буратино тоже позаботился и подобрал однокоренные слова. (Глоза, глазки, глазок, глозной). В чём ошибки? Чего не знал Буратино? (что гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково). Выделим корень.

- А нам теперь как не запутаться? (в группе однокоренных слов обязательно найдётся слово – помощник, где гласная в корне будет слышаться ясно, понятно. Он нам и подскажет). Исправим ошибки Буратино.

- Как слышится гласный под ударением? В каких словах? А без ударения? В каких словах? Почему и под ударением и без ударения в корне пишется одна и та же буква? (гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково).

Работа у доски

Так же, как и у кустов, корень слова есть у слов!                                                    

Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам!

Лес, л…сок, л…сной, л…сник.                        

Цвет, цв…ток, цв…тной, цв…тник.

Море, м…ряки, м…рской.

Лёд, л…довый, л…дяной.    

- Догадайтесь, какое задание нужно выполнить? (вставить пропущенные буквы). Выполняем самостоятельно. План поможет. С проверкой – 4 чел у доски

Глаза.

Что гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково.

Гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково.

Вставить пропущенные буквы.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Итог урока. Рефлексия.

- Почему в некоторых случаях произношение и написание гласных не совпадает? Что создаёт опасность? (безударный гласный). Почему? (он слышится неясно).

- Что ещё нужно помнить при написании безударных гласных в корне слова? (гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково).

- Я надеюсь, что те знания и умения, которые вы сегодня приобрели, помогут вам грамотно писать слова с безударными гласными.

- Оцените свою работу и работу класса

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

по русскому языку

                                                                         Выполнила студентка: 41 гр.

                                                             Александрова Ксения

Проверила: Шурыгина Наталия Викторовна

                                         Отметка:                      

                                                                                                     Дата: 10.03.2016 г.

Челябинск, 2016


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова-помощники вам помогут. Слышим-пишем

Слайд 3

Вода Водичка Водный Водитель Водяной

Слайд 4

План: Корень Ударение Безударные гласные

Слайд 5

Глоза Глазки Глазок Глозной

Слайд 6

Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам! Лес, л…сок, л… сной , л …сник. Цвет, цв …ток, цв … тной , цв … тник . Море, м… ряки , м … рской . Лёд, л… довый , л … дяной .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. + презентация

«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»...

русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация

«Буква ь в середине и на конце слова. Перенос слов с буквой ь в середине слова.»...