Стихи В.Берестова, Р.Сефа..
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

Цели деятельности учителя: познакомить со стихотворениями о весне В. Берестова, Р. Сефа; научиться выразительно читать; создавать условия для развития умения анализировать произведения; обогащать представления об окружающем мире;

Планируемые результаты:

личностные:

·                    формировать чувства гордости и восхищения своей Родиной, красотой ее природы, бережного отношения к ней, развитию эстетических чувств через поэтическое слово.

предметные:

·                   читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; анализировать смысл названия произведения; уметь находить фрагменты текста стихотворения, нужные для ответа на поставленные вопросы; принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно в слух стихотворений.

Тип урока: комбинированный. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_1_klass.doc100 КБ
Файл stihi_berestov_i_sef.odp1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Моисеенко – Кропочева М.С.

Конспект урока литературного чтения.

Тема: Стихи В.Берестова, Р.Сефа.. 

Цели деятельности учителя: познакомить со стихотворениями о весне В. Берестова, Р. Сефа; научиться выразительно читать; создавать условия для развития умения анализировать произведения; обогащать представления об окружающем мире;

Планируемые результаты:

личностные:

  •  формировать чувства гордости и восхищения своей Родиной, красотой ее природы, бережного отношения к ней, развитию эстетических чувств через поэтическое слово.

предметные:

  • читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; анализировать смысл названия произведения; уметь находить фрагменты текста стихотворения, нужные для ответа на поставленные вопросы; принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно в слух стихотворений.

Тип урока: комбинированный. .

Оборудование: Литературное чтение: 1кл.: Учебник:  В 2 ч./ Климанова Л.Ф. / Учебник, 2012-Ч1./Программа - Школа России; презентация.

мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

Словесный: слово учителя.

≈ 2

Здравствуйте, ребята! Сейчас тихо сядут девочки, и ещё тише мальчики. Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. Учебник здесь?  А тетрадь у вас есть? А где же ручки? Они на месте? А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Теперь мы готовы начинать урок. Сегодня на уроки у нас присутствует строгая комиссия. Они внимательно будут следить за тем, как вы работаете на уроке, активно или пасивно. А так же они будут смотреть как вы умеете вести себя на уроке. И те, кто будут сидеть тихо, не будут выкрикивать, будут работать в течении урока, получит от комиссии, грамоту за отличную работу на уроке литературного чтения.

Приветствовать.

Настраиваться на предстоящую работу.

Проверять готовность к уроку.

Положительное отношение к урокам  литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

2.

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

Проверка д/з

Практический: чтение стихов наизусть

Постановка учебной задачи и ее решение практич.: работа с ребусами

Словес.: слово учителя

Практич.: выразительное чтение и анализ Т

Слов.: ответы на вопросы

Практич.:анализ выр. чтения

   

Словест.: слово учителя

Физкульт минутка

Практич.: выполнение упражнения

Решение частных задач на основе анализа текста

Словест.: слово учителя

Словест.: ответы на вопросы

Практич.: просмотр мультфильма

≈ 5

≈ 6

12

Речевая разминка

-Для начала давайте выполним пару упражнение для того, чтобы потом нам было легче читать. Смотрите на меня и повторяйте.(щеточка, жуем губы, прокалываем щеки)

-Прочитайте загадку медленно, четко проговаривая каждый звук: Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг- скок! Не робей!

Я бывалый …..(воробей)

-Прочитайте её с вопросительной интонацией.

  • прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость.
  • А сейчас наооборот: начинаем громко, затем голос затихает.
  • А кто быстро попробует прочитать?

-А сейчас давайте проверим как вы подготовили домашнее задание. Дома вам нужно было выбрать одно стихотворение на с. 70 — 71 и выучить. Есть желающие?                                                                                          - Оцените чтение наизусть по алгоритму.

А сейчас я предлагаю вам разгадать тему сегодняшнего урока. Для этого нам необходимо три группы. Первая группа- 1 ряд и т. д. Сейчас я раздам каждой группе ребусы, которые вы должны разгадать. Напоминаю, что вы должны все участвовать в работе и соблюдать тишину, наши гости внимательно следят за вами.( Стихи Берестова,Сефа)                                                          

  • Как вы думаете, что означают слова Берестов и Сеф?(фамилии авторов с произведениями которых мы сегодня познакомимся)
  • Сегодня мы с вами познакомимся с двумя замечательными авторами и их произведениями.

Слово о писателе

-Валентин дмитриевич Берестов русский поэт. Родился в семье учителя. Читать научился в 4 года. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. Берестов- был бит своими товарищами по первому классу.

Первичное знакомство с произведением

  • Окройте учебник на с. 73. Прочитайте название произведения. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, вы внимательно слушайте и готовтесь отвечать на вопросы.

Первичный анализ

  • О ком рассказывается в стихотворении?( о воробьях)
  • в какой день происходит ?( в последний день зимы)
  • О чем говорят воробьи?( что скоро наступит весна)

Повтор чтения и углубленный анализ

-Сейчас я прочитаю ещё раз, дети обратите внимание знаки препинания.

-Какие трудности возникают у птиц зимой?( мало пищи)

-Почему воробьи радуются последнему дню зимы?

-Как вы можете им помочь?( построить скворечники и насыпать корм)

-Назовите зимующих птиц нашего края.(воробьи, вороны, голуби)

-Какие птицы улетают в теплые края?( ласточки, гуси, лебеди, стрижи)

  • Какие чувства у вас вызывают эти строки?

Теперь прочитайте его в полголоса своему соседу по парте.

-Как вы думаете, какую строчку мы будем читать громче, а какую тише?( 1- тихо, послед.-громко). С какой интонацией будем читать?( радостно)Сначала первый вариант, потом второй.

  • Кто попробует выразительно вслух прочитать?(1-2)
  • Проанализируйте свое чтение.

-Сейчас давайте отдохнем. Все встаем и повторяем за мной.( моль)

Присаживайтесь.

Слово о писателе

  • Роальд Семёнович Сеф ( лит. псевдоним: Роман Сеф), детский поэт, писатель. Когда Сеф был еще маленьким, его отца убили, а маму арестовали. Мальчик жил с бабушкой. Стихи начал писать в 5 лет. В 11 бежал на войну, он хотел быть героем. Но мальчика поймали и вернули домой.

Знакомство с произведением

- Сейчас у нас будет необычное знакомство со стихотворением. Я предлагаю вашему вниманию мультфильм, который был создал по стихотворению Романа Сефа «Чудо».                                                           - Как вы думаете о каком чуде пойдет речь?                     - Сейчас мы с вами узнаем о каком же чуде идет речь, внимательно смотрите мультфильм и готовтесь отвечать на вопросы.

Первичный анализ произведения

-О каком чуде идет речь в произведении?

-Как вы понимаете слово «Чудо»?( Чудо- нечто небывалое, невероятное, удивительное) -Внимательно посмотрите на знаки препинания в этом стихотворении. Какой первый знак препинания стоит?(?) Как мы  должны прочитать первое предложение? С какой интонацией?( вопросительно, удивленно).

-Как прочитаем второе предложение?( с большим удивлением)

-Как прочитаем 3?( с недоумением). Как так , не видел чуда!

-Следующюю как прочитать должны?( призываем)

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет подготовить выразительное чтение стихотворения Романа Сефа « Чудо».

Читать, правильно артикулируя.

Читать стихи наизусть.

Оценивать чтение наизусть по алгоритму

Разгадывать ребусы

Работать в группах

Отвечать на вопросы

Слушать

Отвечать на вопросы

Читать выразительно

проводить самоонализ

Слушать учителя

Выполнять задания

Слушать учителя.читать

Строить предположения

смотреть мультфильм

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и со храняют уч задачу

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: выполнять работу в группах

К: участвуют в учебном  диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: выполнять работу в парах

П: строят рассуждение

К: умение слушать и слышать

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: выполнять работу в группах

К: участвуют в учебном  диалоге;

 К: формулируют ответы и выводы;

 К: строят реч. высказывания.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: работа с ребусами.

Словестный: ответы на вопросы.

Физкультминутка

Практич.:выполнять упражнения

Словестный: слово учителя.

Решение частных задач на основе анализа текста  

Словес.: слово учителя

Практический: чтение стихотворения выразительно

Словс.: слово учителя

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Словестный: ответы на вопросы

Практический: анализ выраз. чтения  

Словс.: слово учителя

≈ 12

2

10

-А сейчас я предлагаю вам разгадать тему сегодняшнего урока. Для этого нам необходимо три группы. Первая группа- первый ряд, вторая- второй ряд, третья- третий ряд. Сейчас я раздам каждой группе ребусы, которые вы должны разгадать. Напоминаю, что вы должны все участвовать в работе и соблюдать тишину, наши гости внимательно следят за вами. (Стихи Берестова, Сефа)                                                                  - Как вы думаете, что означают слова Берестов и Сеф?(фамилии авторов с произведениями которых мы сегодня познакомимся).                                                                                                        - Сегодня мы с вами познакомимся с двумя замечательными поэтами и их стихотворениями.  

               

-Сейчас давайте отдохнем. Все встаем и повторяем за мной. (физминутка моль)

          Слово о писателе.

-Валентин Дмитриевич Берестов,  русский поэт. Родился  в семье учителя. Читать научился в четыре года. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников, восьмилетний Берестов – был бит своими товарищами по первому классу.

               Первоначальное знакомство с текстом

-Откройте учебник на с. 73. Прочитайте название. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, вы внимательно слушайте и готовтесь отвечать на вопросы.                  

                                        Первичный анализ                                                  -О ком рассказывается в стихотворении?(в стихотворении идет речь о воробьях)                                                                              -О чем поют воробьи?(о том, что дождались весны)      - В какой день происходит действие описанное в стихотворении?( в последний день зимы)        

          Повтор чтения и углубленный анализ                            

–Какие трудности возникают у птиц зимой?(нехватает корма)

- Чему радуются птицы в последний день зимы?

–Как вы можете им помочь?(построить им скворечники и наполнить их кормом)

–Назовите зимующих птиц нашего края.(голуби, воробьи, синицы, вороны )

–Какие птицы улетают в тёплые края?(ласточки, стрижи,гуси)

- Какие чувства вызывают у вас эти строки?                                          - Теперь прочитайте его в пол голоса своему соседу,сначала первый вариант, затем второй, подготовтесь к выразительному чтению.                          -Обратите внимание на знаки припенания.какую строчку будем читать тише, какую громче?( 1- тихо, последнию громче). Какие эмоции мы должны передать в последней строчке?( радость)

- Кто выразительно прочитает вслух?

Проанализируй свое чтение.

- Роальд Семёнович Сеф(литературный псевдоним:Роман Сеф),детский поэт, писатель, переводчик, драматург.  Когда Роальд был ещё маленьким мальчиком его отца убили, а маму арестовали. Мальчик жил бабушки. Стихи начал писать в 5 лет. В 11 лет убежал на войну, он хотел быть героем. До фронта не добежал, мальчишку, поймали  и вернули домой.  

 - А сейчас я предлагаю вашему внимаю необычное знакомство со стихотворением. Мы посмотрим небольшой мультик, который был создан по стихотворению Романа Сефа «Чудо». Как вы думаете о каком чуде пойдет речь? Сейчас мы с вами и узнаем. Смотрите и слушайте внимательно, готовтесь отвечать на вопросы.                                                                          - Как вы думаете, о чём это произведение?                      - Как вы понимаете слово «чудо»?

(Чудо– нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.)

- Какое чудо описывает автор?                          

Работа со стихотворением

- Как мы должны прочитать первые строчки?( удивленно) А с какой интонацией прочитаем вторую строчку?( с большим удивлением). А с какой интонацией прочитаем третью строчку? ( с недоумением).

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения Романа Сефа «Чуда».

Разгадывать ребусы. Работать в группах.

   

Отвечать на вопрос.

Слушать учителя.

Выполнять задание.

Слушать учителя.

Слушать учителя.

Овечать на вопросы.

Высказывать свое мнение.

Читать выразительно.

 Проводить самоонализ.

Читать в парах.

Слушать учителя.

Смотреть мультфильм, анализировать его.

 Отвечать на вопросы.

 Строить предположения.

Записывать дз.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: выполнять работу в группах.

К: участвуют в учебном диалоге;формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания.

К: умение слушать и слышать.

К: умение слушать и слышать.

К: умение слушать и слышать.

К: участвуют в учебном диалоге;формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.Высказывания.

П: строят рассуждение

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Итог урока.

Словестный:ответы на вопросы.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

≈3

  • С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?              
  • Что запомнили про Сефа?
  • Что запомнили про Берестова?
  • О чем были стихотворения?

-У вас на столах лежат лучики и капельки. Вы сейчас по два человека выходите к доске и приклеиваите их. Если вам понравился урок, то вы клеите лучик к солнышку, если нет, то капельку у тучке. Начнем с первого ряда.

-Спасибо за урок. Досвидания.

Отвечать на вопросы.

Клеить лучики и капельки.

Р:осуществляют итоговый контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлые стихи В. Берестова

Урок литературного чтения в 1 классе " Школа России"...

Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова» (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова;развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.  ...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Стихи В. Берестова». (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова; развивать навыки выразительного чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; помочь вспомнить, что известно об олицетво...

Конспект урока по литературному чтению "Стихи В.Берестова"

Тема: «Стихи В. Берестова» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Берестова; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение стави...

Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: уточнение представлений о творчестве В. Берестова; ознакомление обучающихся со стихотворениями В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кис...

Конспект урока литературного чтения "Стихи В. Берестова" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование читательской компетентности при знакомстве с творчеством В. Берестова; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки герое...