Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Стихи В. Берестова». (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова; развивать навыки выразительного чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; помочь вспомнить, что известно об олицетворении; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра.

уметь: читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев;  характеризовать их поступки; анализировать заголовок произведения ; ставить вопросы к стихотворению.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihiv_._berestova.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

                ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Стихи В. Берестова».

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова; развивать навыки выразительного чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; помочь вспомнить, что известно об олицетворении; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра.

уметь: читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев;  характеризовать их поступки; анализировать заголовок произведения ; ставить вопросы к стихотворению. 

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2  /  В.П. Канакина, В.Г. Горельский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015., презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу.

Присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Р.: самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

Словес.: учебный диалог.

Нагляд.: презентация.

Практич.: речевая разминка

10 мин.

- Прочитайте  считалку.


-Кто может прочитать эту считалку скороговоркой? (спросить 2-3 учеников)

-А кто теперь может прочитать выразительно эту считалку? (спросить 2-3 учеников)

- Раз – картошка, два – картошка.

Под моим растет окошком.

Я водички вскипячу

И картошечку сварю.

Я и сам поем немножко,

Остальное кину кошке,

А потом пойду гулять –

Раз , два, три, четыре, пять.

-А теперь перейдем к проверки домашнего задания.

-Что вам было задано на дом?

(проверка д/з)

Читают считалочку

П: построение речевого высказывания

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: слово учителя.

2 мин.

 водит на слайде портрет В. Берестова.

-Обратите внимание на слайд, кто это?

-А как зовут этого писателя? Как вы думаете?

-Это портрет Валентина Дмитриевича Берестова.

-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В. Берестова, будим учиться анализировать, сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки.

В. Берестов

К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи

IV. Открытие нового знания

Словес.: учебный диалог.

Нагляд.: учебная презентация.

Словес.: слово учителя.

3 мин.

Вспомните и скажите какие стихотворения В. Д. Берестова вы проходили?

(стр. 74,75)

- Сегодня мы поговорим о жизни этого замечательного поэта.

Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998)

русский писатель, переводчик. Родился в городе Мещовске Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого.

Прелесть самостоятельного чтения Валентин Дмитриевич понял довольно рано: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати… С тех самых пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей…»

Во время войны в эвакуации (в Ташкенте) юный В. Берестов познакомился с поэтами К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком и А.А.Ахматовой. Отец привил Валентину любовь к истории, и юноша поступил на исторический факультет Московского университета, стал археологом.

Археолог Берестов принимал участие в раскопках древнего Хорезма, писал очерки, повести. А потом родилась дочка – и появились стихи для детей. Как и Чуковский, детским писателем В. Берестов стал случайно, когда решил пересказать историю из дочкиной жизни знакомому детскому писателю. Валентин Дмитриевич Берестов написал для детей замечательные стихи и сказки.

За игрой.

Гляжу с высоты.

Хитрые грибы.

Кошкин щенок (Бедной маме не под силу/ Мыть лохматого верзилу.) и др.

Л: смыслообразование

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Практич.: первичное чтение учителя.

Словес.: учебный диалог

Практич.: выборочное чтение.

Практич. чтение учащихся.

Практич.: первичное чтение учителя.

Практич.: чтение

учащихся.

10 мин.

- А теперь мы с вами прочитаем стихотворение В. Берестова «Знакомый».

Учебник пока не открывайте. Как вы думаете, о каком знакомом может идти речь?

-Давайте проверим наше предположения. Откройте в учебнике стр. 150.

(Читает первое четверостишие.)

-«Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю на встречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком…»

-Хотите ли вы о чем- нибудь спросить автора?

Читает второе четверостишие.

-«… И вот мы радости не прячем.

Мы – неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем,

То он, то я, то он, то я…»

-Узнали вы уже что- то о друзьях? Открылся ли вам секрет?

Читает третье четверостишие.

-«…Объятья, шутки, разговоры.

– Ну, как живёшь? Ну, как дела? –

Вдруг видим, кошка вдоль забора,

Как тень на цыпочках прошла….»

-Какие вопросы возникли сейчас?

- Читает четвертое четверостишие.

-«… – Побудь со мной ещё немного!

–Но я его не удержал.

– Гав! Гав! – сказал знакомый строго,

Махнул хвостом и убежал…»

-Кем оказался знакомый мальчишка?

-Ожидаемым ли был такой конец стихотворения?

-А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение?

Сейчас, мы с вами прочитаем стихотворение на стр. 151.

- Прочитайте название стихотворения.

- Как вы думаете, о чём или о ком будет это стихотворение?

- Давайте проверим наши предположения и прочитаем его.

Читает стихотворение

«Возьмём с собой сушёных груш

И двинемся в лесную глушь,

Одни в далёкий путь.

Я у Старкова за спиной,

Спешит Красильников за мной.

Назад не повернуть.

Взлетают палки наши в лад,

И наши лыжи в лад скользят.

Всё дальше, дальше дом.

Но мы — мужчины. И к тому ж

У нас запас сушёных груш.

И мы не пропадём.»

-Можем ли мы назвать его юмористическим? Почему?

-Автор сочувствует героям или посмеивается над ними?

-А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение?

Откройте стр. 152 прочитайте, пожалуйста, название стихотворения и предположите, о чём будет идти речь?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- О чем говорится в стихотворении?

- Чем машет кисточка?

- Что рисует девочка?

- Ребята, а вы любите рисовать?

-А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение?

 

Кто может бежать зимой босиком?

Они неразлучные друзья.

-Почему они обращали внимание на кошку? Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто?

Щенком.

 

-Путешественники.

Предположения детей.


-О кисточке.

-Машет хвостом.

-Куклу, девочку…

Да/нет.

К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний.

Физкультминутка

1 мин

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют двигательные упражнения

VII. Включение в систему знаний.

Словес.: вопрос – ответ

Практич.: работа с загадками.

Практич.: работа со словами – перевертышами.

5 мин.

Ребята, давайте проверим как хорошо вы знаете учебные предметы. Я предлагаю вам отгадать загадки.

-Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

-Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает.

-Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я.

 -Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?

-Посмотрите на меня — Сбоку у меня поля, Для задачек будут, детки, На моих страницах клетки, А для разных упражнений, Я — в линейку, без сомнений. Это — лёгкая загадка: Каждый знает, я — ... .

Все вы хорошо знаете учебные принадлежности. Молодцы ребята!

Обратите внимание на слайд. Вам нужно расшифровать название стихотворения.

«ЙЫМОКАНЗ»

-Кто сможет расшифровать и назвать это стихотворение?

-Мы с вами недавно прочитали данное стихотворение. Скажите-ка мне пожалуйста, о каком друге рассказывает автор в этом стихотворение?

-Почему он убежал?

- А теперь расшифруйте название этого стихотворения.

«ИКИННЕВТСЕШЕТУП»

-Кто сможет расшифровать и назвать это стихотворение?

-О чем это стихотворение?

«АКЧОТСИК»

-А кто сможет расшифровать и назвать это стихотворение?

-О чем это стихотворение?

- Выберите одно из стихотворений, которое больше всего вам понравилось, и прочитайте его выразительно.

Карандаш

Книга

резинка

Линейка

тетрадь

Знакомый

Путешественники

кисточка

 

П: построение речевого высказывания

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге.

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: учебный диалог

Нагялд.: учебная презентация

2 мин.

Фронтальная работа

Наш урок подходит к концу.

- Что вы узнали на уроке?

- Чему учит нас это стихотворение?

Учит нас быть умными, послушными, Любить своих родителей и радоваться детству.

- За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось?

П.: анализирование результатов своего труда.

К.: участие в учебном диалоге.

Нагляд.: учебная презентация

2 мин.

Откройте дневники запишите д.з.

Читать выразительно стихотворения В. Берестова.

Записывают д.з.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

 Тема: «Стихи В. Берестова».

Выполнил(а) студент(ка) _______ гр.

Ф.И. ___________________________

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Е.Благинина "Котёнок""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Е. Благининой «Котёнок».Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Проект "Праздник поэзии""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: рефлексия. Цель урока: создание условий для создания проекта, посвященного празднику поэзии.Задачи урокаДидактические:Формировать навык самостоятельно находить материал на заданную тем...

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: "Стихи В. Берестова"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения. Тема урока: «Стихи В. Берестова»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о писателе В. Берес...

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Стихи И. Токмаковой»

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование знаний о писательнице И. Токмаковой и знакомство с её творчеством.Задача урока по практической части ВКР: формирование функциона...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Стихи В. Берестова." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование знаний о писателе В. Берестове и знакомство с его творчеством. Задачи урокаДидактические:1)...