Учебно-методический комплект по лит.чтению Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Братцева  Оксана Олеговна

Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла

презентация и конспект урока,2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла»

Цель: Познакомить с автором и с его произведением

Задачи:

  1. Развивать коммуникативно-речевые умения и навыки.
  2. Формировать уважительное отношение детей к книге как важнейшей культурно-исторической ценности.
  3. Научить на практическом уровне различать художественные и научно-познавательные литературные произведения.

     3. Развивать интерес к литературному творчеству.

Оборудование: учебник, презентация

Планируемые результаты:

Личностные: развивать связную речь

творческую активность

интерес к изучению литературы.

Предметные: познакомить с творчеством автора О.Дриза

                        формировать навыки художественного рассказа;

                        совершенствовать знание о литературном рассказе.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельно-сть учащихся

УУД (Метапредметные результаты)

Организационный момент

2 мин.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, в окно.

- Какой сегодня день?

- А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же, и солнышко заглянуло.

- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы смотрите на солнце? (Тепло, свет, покой, лето, цветы, игры…)

- А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я очень хочу, чтобы он получился таким же светлым, теплым и ярким, как наше солнышко.

- А каким видите наш урок вы?

- Что ждёте от него вы? (интересным, запоминающимся, необычным, удачным, познавательным)

-Я знала, что вы так скажите, и написала эти слова на лучиках нашего солнышка.                  

Приветствуют учителя и садятся.

Личностные - воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся.

Мотивационный

  5

мин.

- А вот и гость! (игрушка «Кота»)

- Как вы думаете, почему он сегодня является нашим  гостем?

- Кто из вас с удовольствием готовил домашнее задание?

- Какой же кот сухопутный или морской?

- Какая же любовь победила?

- Кот предлагает выполнить ещё одно задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:

уметь формулировать собственно мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

.

Постановка учебной задачи:

Определение темы.

15

мин.

 Откройте учебники на стр.43 и прочитайте задание, которое предлагает Учёный Кот.

Выделите главные слова. (Прочитать стихотворение Овсея Дриза и посмотреть картину Мстислава Добужинского.)

- Сформулируйте тему урока.

- О чём пойдёт разговор?

Познавательные -воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Решение задачи

15 мин.

Овсей Овсеевич Дриз - поэт. (1908 - 1971) Овсей Дриз родился 16 (29) марта 1908 в местечке Красное неподалёку от Винницы. Его отец, Шика Дриз

Учился в Киевском художественном училище. Служил в пограничных войсках. Автор многих поэтических сборников. Овсей Дриз много писал для детей. Стихи его переведены на многие языки. Его стихи высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения.

Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Таким его знали на русском и на других языках. И таким он действительно был на языке оригинала. Но это не вся правда о его творчестве. Правда же состоит в том, что далеко не все произведения Овсея Дриза для взрослых были переведены, и, лишь читая их на языке оригинала, можно ощутить глубоко национальный трагизм его творчества. Овсей Дриз писал стихи для детей в период, когда в Советском Союзе уже почти не осталось детей, которые могли бы прочитать эти стихи. Сам поэт был женат на нееврейской женщине, и его собственный сын не мог читать стихов своего отца в оригинале.

Какое время года? (кончилось лето) - на пороге между окончанием лета и началом осени.

- Прочитай стихотворение про себя.

- Сформулируйте вопросы, которые помогут нам лучше понять это стихотворение (запись вопросов, предложенных детьми,  на доске)

- Что такое «топ-топ» и «прыг-скок»?

- Что за предметы «трам-там-там» и «ду - ду»?

- Что общего у всех этих предметов?

- Какое настроение создаётся, прочитав это стихотворение?

- Давайте попытаемся ответить на эти вопросы, которые вы сами сформулировали.

- Всё ли расшифровали в этом стихотворении?

(Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок»-это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пёс и котёнок».

- А вы как думаете? (Расшифровать созданные поэтом образы можно по-разному)

-А что за предметы «дзинь-дзинь» и «тик-так»?

- Маша и Миша поняли одинаково?

- А вы как поняли?

- Маша говорит, что «трам-трам-там» и «ду-ду» - это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд ( показ. игрушки)

- А у вас какое мнение?

- Давайте проверим это (игра на дудочке, на барабане) - несколько учащихся пробуют играть.

- Какие это предметы? (живые и неживые)

- Что общего у всех этих зашифрованных живых и неживых предметов?

(Все эти предметы - звучащие или обладающие голосом)

-  Почему поэт их так называет? (Звучащие образы воплощение не только звуков и шума, но движения и жизни)

.Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского «Кукла».

 

Музыка П.И.Чайковского «Болезнь куклы»

 

- Какие ассоциации возникают?

- Найдите в «Музейном доме» картину Мстислава Добужинского «Кукла»

- Ребята! Мы уже не первый раз совершаем поход в «Музейный дом»

Мстислав Валерианович Добужинский - живописец, график, художник театра.

Поставьте вопросы, на которые нам необходимо ответить, чтобы проанализировать эту картину. (Запись вопросов на доске)

- За окном разгар лета или наступающая осень? (использование лупы и рамочки)

(Блёклые, словно выцветшие желтовато- коричневые цвета рядом с зелёными цветами говорят о наступающей осени.

- Как вы думаете, в доме есть, кто-нибудь, кроме куклы?

- Посмотрите, есть ли шторы на окне, давно ли его открывали? (Отсутствие штор, крючок-запор на окне обостряют ощущение заброшенности и пустоты в доме)

- Рассмотрите куклу  

- Возьмите рамку. Выдели на картине фрагмент, который является  на ваш взгляд главным.

- Каково переживание художника?

- Какое создаётся впечатление: тишины и заброшенности или шума и детского веселья?

(Одинокая кукла в неудобной позе; пустой уголок двора, видный в окно и цветовая гамма- всё указывает на то, что все уехали , всё создаёт впечатление пустоты и заброшенности.)

- Какими переживаниями с нами хочет поделится художник.

- Вернитесь ещё раз к стихотворению Овсея Дриза «Кончилось лето».

- Каким переживанием  делится с нами художник Добужинский?

- Прочитать названия темы

- В стихотворении и картине отображены сходные темы и похожие переживания?

(Стихотворение называется «Кончилось лето», а акварель называется «Кукла», поэтому мы можем сказать, что у произведений разные темы, но в них воплощены сходные переживания).

Слушают слово о писатели

Работают по тексту. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные:

уметь формулировать собственно мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные: формулирование ответов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приёмами понимания прочитанного

Познавательные -воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Рефлексия

5 мин.

- С какими произведениями вы познакомились?

- Кто их автор?

- Вам понравилось искать общие впечатления от стихотворения и картины.

Дз: нарисовать иллюстрацию свою к этому стихотворению

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: анализировать собственную работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Тема « О.Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М .Добужинского «Кукла»

Слайд 3

Цель урока: Познакомиться с автором и его произведением.

Слайд 4

Овсей Овсеевич Дриз

Слайд 5

Родился 16 [29] марта 1908, местечко Красное, ныне Винницкой области, Украина Еврейский советский поэт, писавший на языке идиш.

Слайд 6

Его отец после свадьбы отправился за океан на заработки и в пути скончался

Слайд 7

Учился в Киевском художественном училище. Служил в пограничных войсках. Автор многих поэтических сборников. Овсей Дриз много писал для детей . Стихи его переведены на многие языки. Его стихи высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения.

Слайд 8

Он мечтал стать скульптором. С детских лет рисовал, лепил. Но в полную силу его талант открылся в поэзии. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Таким его знали на русском и на других языках.

Слайд 9

Овсей Дриз писал стихи для детей в период, когда в Советском Союзе уже почти не осталось детей, которые могли бы прочитать эти стихи . Сам поэт был женат на нееврейской женщине, и его собственный сын не мог читать стихов своего отца в оригинале.

Слайд 10

умер 27 февраля 1971, Москва

Слайд 11

«Кончилось лето»

Слайд 12

Какое время года ? - Что такое «топ-топ» и «прыг-скок »? -А что за предметы «дзинь-дзинь» и «тик-так»? - Что за предметы «трам-там-там» и « ду - ду »? - Что общего у всех этих предметов? - Какое настроение создаётся, прочитав это стихотворение?

Слайд 14

- В стихотворении и картине отображены сходные темы и похожие переживания?

Слайд 15

Дз : нарисовать иллюстрацию свою к этому стихотворению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…». Поход в Музейный Дом иллюстрации Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень».

«Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь…»                         С. Экзюпери «Маленький принц»...

Учебно-методический комплект В. Лунин «Что я вижу»,Ю. Мориц «Хвостики». «Поход в Музейный Дом». Иллюстрации Д Арчимбольдо «Лето», «Осень».

В. Лунин «Что я вижу»,Ю. Мориц «Хвостики». «Поход в Музейный Дом». Иллюстрации Д Арчимбольдо «Лето», «Осень»....

Конспект урока по чтению 2 класс. М. Лермонтов "Утёс". Поход в "Музейный дом". Иллюстрация И. Рериха "Стражи ночи".

Тип урока: открытие нового знания.Цели урока: Ознакомить учащихся со стихотворением «Утёс»; развивать словесно-логическое мышление, воображение и речь учащихся; способствовать развитию у у...

Конспект урока литературного чтения на тему: «О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла» 2 класс, УМК "ПНШ" + презентация

Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся со стихотворением О. Дриза «Кончилось лето»; закрепление знаний обучающихся о жизни и творчестве поэта; обучение правильному чтению стихов...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПНШ" М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением М.Лермонтова «Утёс»; обучение правильному, выразительному чтению произведения; развитие словесно-логического мышления, воображения; ...