Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…». Поход в Музейный Дом иллюстрации Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень».
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Соболевская Галина Николаевна

 

«Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь…»

                         С. Экзюпери «Маленький принц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

в рамках  УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…». Поход в Музейный Дом иллюстрации Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень».

Цель: На материале произведений живописи показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве и красоту образного   характера  литературы.

Задачи урока: Формировать представление о силе воображения использовать картину как способ взглянуть на мир по- новому, научиться внимательно, относиться к окружающему миру.

Формировать умения ориентироваться в тексте: выделять части, отыскивать нужное место, определять содержание выделенной эмоции.

Развивать умения соотносить иллюстрации, название произведения с его содержанием, понимать характер литературного произведения, читать выразительно, целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения.

Мотивация урока.        

- Прочитай, подбери нужные слова на месте пропущенных. Как получилось?

  Много прочитаешь –…  

 Любую книжку ты читаешь и все в уме …         воображаешь

И видя каждую картинку, домысливаешь …        половинку

Кода читаешь про слона,

То в Африку летаешь.

Плывешь по ледяным морям

О севере читаешь.

Когда летаешь в облаках,

Напустив на птичек страх

О … мечтаешь        о космосе

И целый мир, …мир         чудесный, волшебный, прекрасный

Себе ты открываешь!

Тема и цель урока.

Сегодня мы продолжаем открывать чудесный волшебный загадочный мир. Познакомимся с новыми стихотворениями нашей старой доброй знакомой Юнной Мориц

Содержание урока.

1. Работа с картинами Д. Арчимбольдо.

Откройте, пожалуйста, страницы  Музейного Дома. Найдите там две картины Джузеппе Арчимбольдо «Лето» и «Осень».

Определить к какому жанру относятся эти картины, вам помогут загадки из стихотворения А. Кушнера. (по оглавлению)

( Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька твой сосед, -

Обязательно картина

Называется  портрет).

- Докажите, что это портрет. (Изображение фигуры и лица человека с помощью овощей и фруктов)

- Почему  один портрет называется «Лето», другой «Осень»?

( На портрете «Лето» изображены плоды, созревающие летом, в прическе использованы оттенки зеленой краски, кафтан символизирует землю, из которой произрастают колосья пшеницы. На портрете «Осень» изображены плоды, созревающие осенью, в прическе использованы желтые, коричневые, оранжевые краски, кафтан  - это лукошко с запасами).

- С помощью каких предметов мы можем рассмотреть портреты более внимательно?

- Что увидели через лупу? (Дата на плече кафтана, имя и фамилия художника)

- А теперь возьми рамочку и постарайся сделать из портрета натюрморт, если затрудняешься, вернись к стихотворению Александра Кушнера и найди ту часть стихотворения, которая поможет тебе это сделать.

(Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

 Или все предметы сразу,

Знай, что это – натюрморт).

- Сравните,  что у вас получилось. Покажите друг другу. Какую деталь  портрета изображает художник  с помощью этих натюрмортов?

- Что можно сказать о характере героев?  С помощью чего художник передает это?

- Я думаю, что художник обманывает нас. В жизни мне не приходилось видеть такие странные лица. А, что думаете, вы? (художник фантазирует, силой своего воображения он передает нам красоту и насыщенность времен года + цвет)

Вывод: воображение особенный необычный взгляд на окружающие нас предметы. В воображении умещается разное: и наши впечатления, и наши фантазии.

Художник передает свое видение мира через силу воображения, кисть и цвет. А поэт?

2. Чтение стихотворений.

- Предлагаю закрыть тексты произведений, рассмотреть с помощью луп и рамок иллюстрации, предположить, о чем пойдет речь в стихотворениях, определить характер их содержания.

(ответы детей).

-Прочитайте эти стихотворения.

- В чем помогли вам разобраться иллюстрации учебника?

3. Чтение вслух стихотворения «Хвостики»

Хвост ведет мартышку в гости.

В мяч играет хвост со львом.

Очень любит мышку хвостик –

Сам раскрасил ей альбом.

Тигра водит хвост в кино.

И пора иметь давно,

Кстати, хвостик кой-кому

И гулять не одному.

- Что вы заметили, читая стихотворение? (Заглавная буква каждой строчки образует его название)

Чем похоже стихотворение «Хвостики» на стихотворение Петра Синявского «Федина конфетина»?  

-Найди и перечитай стихотворение Петра Синявского «Федина конфетина»

(действуют предметы, а не люди и животные)

Автор использует прием, когда неживым предметам приписываются качества живых существ, для того, чтобы читатель понял, что…

 Вывод: Не только мы смотрим на мир, но и находящиеся в нем предметы видят нас, но для того, чтобы это увидеть, нужен особый взгляд.

- О чем говорит название следующего стихотворения?

- Какое слово пропущено в названии?

4. Чтение 1 части стихотворения «Букет котов».

- Вам следует выполнить задание повышенной сложности на с 77. Как удобнее выполнить трудное задание?

Предположи, каково полное название стихотворения. Это букет кого или чего? Если тебе удалось догадаться, значит, ты поймешь, сколько строк во второй части (5) и с какой буквы начинается каждая! (дополняющая название стихотворения)

Была у феи клумба волшебной красоты

У ней на этой клумбе росли одни коты,

Коты росли с усами, хвостами всех цветов,

Едва ли вы видали котов таких сортов,

Таких цветущих мяу, пушистеньких котов.

Дополни шуточную строчку и скажи является ли она продолжением данного стихотворения?

Летает в поле много мошек – как много в жизни разных ….

- Догадайся по иллюстрациям, о чем говорится во 2 части стихотворения, какова ее основная мысль ?

 (Букет котов может быть украшением, подарком)

- Продолжение стихотворения такое:

Котов таких букетик вам шляпку освежит,

Он именно на шляпке особенно визжит.

Таких котов на сцену бросай большой букет –

Обрадуешь артиста, и зрителям привет!

Всегда котов букетик украсит ваш портрет.

Вывод: Какое переживание своей фантазией выражает поэтесса. (любовь к животным, котам).  В подтверждение этого Н.З. прочитает наизусть стихотворение Юнны Мориц, которое является содержанием упражнения в учебнике русского языка.

Рисую лодку под мостом

И кой - кого с большим хвостом.

Сидит он в лодке ловит рыбку.

У рыбки вижу я улыбку,-

Наверное, портрет хвоста

Она узнала неспроста…

Конечно, это хвост к-та!

(Ю. Мориц)

5. Выразительное чтение стихотворений.

- При чтении этих произведений, что должен передавать наш голос?

(Радость, восторг, удивление, ласка…)

Характер этих стихотворений жизнерадостный, игривый

- Попробуем передать это на примере стихотворения «Хвостики»

Итог урока: Как можно назвать художников, поэтов, писателей, композиторов и вас, дети?   Что нужно для того, чтобы увидеть, нужно всматриваться.

Вывод: Понимать, что красота это то, что вокруг, необходимо научиться ее обнаруживать.

Закончим урок замечательными словами из прочитанных нами произведений нам произведений.

Вспомните, откуда эти строчки?

«Какой сегодня чудесный день! Завтра будет еще лучше! Как хорошо, что мы живем на земле! Мир так чудесен!»

«Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь…»

Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!»  С. Экзюпери «Маленький принц»

 Самооценка по шкале успешности.

Домашнее задание: Посмотреть на предметы своего двора сквозь призму своего воображения и рассказать, что увидели своему соседу. Выучить стихотворение «Хвостики»

Урок составила учитель начальных классов - Соболевская Галина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поход в «Музейный дом» Д.Арчимбольдо «Лето»,«Осень» Ю.Мориц «Букеты»

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе УМК ПНШ ....

Учебно-методический комплект по лит.чтению Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла

Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Куклапрезентация и конспект урока,2 класс...

Учебно-методический комплект В. Лунин «Что я вижу»,Ю. Мориц «Хвостики». «Поход в Музейный Дом». Иллюстрации Д Арчимбольдо «Лето», «Осень».

В. Лунин «Что я вижу»,Ю. Мориц «Хвостики». «Поход в Музейный Дом». Иллюстрации Д Арчимбольдо «Лето», «Осень»....

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) "Анализ стихотворений Ю.Мориц"Хвостики", "Букет".Поход в "Музейный дом"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС....

технологическая карта урока. Литературное чтение. Ю.Мориц Хвостики. Поход в Музейный дом. Д.А. Арчимбальдо Лето, Осень

Конспект урока по литературному чтению.Ю. Мориц "Хвостики". Поход в музейный Дом. Д.А. Арчимбальдо "Лето", "Осень"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Стихотворения Юнны Мориц «Хвостики», «Букет …». Поход в «Музейный дом» (УМК "ПНШ", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся при работе с поэтическими произведениями Ю. Мориц «Хвостики», «Букет ...