Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Калинина Светлана Михайловна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

     ФИО учителя: Калинина Светлана Михайловна

Класс: 3-з

     УМК  «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Тема: В.В. Бианки  «Мышонок Пик»

Тип урока: открытие нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучается в разделе «Люби живое», четвёртый в разделе.

Цель: познакомить с творчеством В.В.Бианки и его произведением «Мышонок Пик», прививать любовь к животным, природе.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Предметные знания:

- знакомство с произведением В.В.Бианки «Мышонок Пик»;

- обогащение словарного запаса.

Предметные действия:

- умение прогнозирования содержания произведения;

- выразительное, осознанное чтение текста;

- построение высказываний на основе прочитанного текста;

- выделение главных героев и событий.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- уметь осуществлять взаимоконтроль.

-уметь находить информацию в тексте;

- строить логическую цепь рассуждений, доказательств.

- уметь строить простые рассуждения;

- уметь вступать в диалог, уважая мнение собеседника;

- уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила, условия.

- уметь предполагать;

 - уметь эмоционально откликаться на поступки людей;

- способность к самооценке своих действий, поступков.

Ход урока

     **Название  

       этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Самоопределение к деятельности.

1. Создание ситуации успеха.

2. Речевая разминка.

Фронтальная.

Диалог.

Учитель приветствует детей:

- Дети, у меня такое хорошее настроение, что хочется сказать всем вам - «Доброе, здравствуйте!».

- Свой урок хочется начать со слов известного французского писателя Ж.Ж.Руссо.

На доску выводится слайд с пропущенными словами, ученики предполагают, какие слова надо вставить.

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы____(умные),

Как хорошо умеете______

(работать), Если будете постоянно  ставить перед собой новые _____(цели), стремиться к их достижению…»

 Формирую у учеников способность к организации своей деятельности.

Чтобы разговаривать,надо выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Проводится речевая разминка.

-Ребята, представьте, что мы оказались в лесу. Разошлись друг от друга на расстояние. И я вам кричу, а в лесу, обычно, что слышится в ответ?

Настраиваются на активную работу на уроке.

Отрабатывают чёткость, громкость, выразительность произношения.

2

3.

4.

5.

6.

Постановка учебной задачи.

Первичное чтение и закрепление с проговариванием во внешней речи.

Включение нового знания в систему знаний и закрепление.

Домашнее задание.

Инструктаж по его выполнению.

Рефлексия.

Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

1.Учить прогнозированию результата деятельности, увеличивать число учащихся, использующих несколько вариантов ответов.

2. Развивать нравственно-этическую ориентацию на основе прочитанного текста.

3. Учить находить нужную информацию, используя текст.

Применение открытого знания в практической деятельности.

Умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Фронтальная.

Фронтальная: поочередные высказывания-предположения учащимися. Диалог-обсуждение эмоционального восприятия после первичного прочтения.

Самостоятельная работа в группах.

Работа в группах.

Фронтальная: диалог-обсуждение. Работа в группах.

Самостоятельная. Фронтальная.

Включается звук полевой мыши.

- Дети, вы принесли с собой на урок животное?

- Кто же может издавать такой звук?

Входит учащийся в маске мышонка, рассказывает заранее выученное стихотворение.

- Где живут герои?

- Почему они герои? Герои чего?

- А почему слово Бианки написано с заглавной буквы?

-Значит, с каким писателем сегодня познакомимся?

- Посмотрите на портрет писателя. Попробуйте описать его характер через внешность.

Учу ставить цели урока, отвечать на вопросы, создаю ситуацию для обсуждения.

Продуктивное чтение. Определяю цель и даю задание.

-А может у вас есть предположение, о ком будет произведение? Прочитайте название. Совпало ли ваше предположение?

Первичное чтение учителем, затем остановка –читать продолжают дети.

Задаю вопросы, побуждая учащихся к высказыванию своего мнения.

-Заинтересовало ли вас произведение? Чем?

- Как вели себя герои? (обсудить всех троих).

На доске прикрепляются три карточки с надписями мальчик, девочка, мышонок..

 Дети начинают работу в группах. Повторяют правила работы в группах.

По классу расклеены карточки, на которых написаны качества. Первой группе надо найти качества мальчика, второй-девочки, третьей-мышонка. Если на карточках нет качества, которое знают ребята, то они дописывают его сами. Оговаривается время выполнения данного задания.

-Ребята предлагаю узнать, насколько  внимательны вы были при чтении, как умеете ориентироваться в прочитанном тексте. Возьмите сиреневую карточку, там увидите таблицу. Заполните её. Время на выполнение задания- 4-5 минут.

Враги

мышонка

Их действия

- Возьмите карточку жёлтого цвета, на ней написано кому будет задан ваш вопрос.

Каждая группа в течение 2 минут обдумывает вопрос одному из героев произведения.

Затем проводится беседа.

- Чему научился  маленький мышонок?

- А чему научились вы?

- К какому литературному жанру можно отнести это произведение?

- Почему?

- Что реально, а что нет?

- Давайте вспомним наши цели.

- Всё ли мы выполнили?  

- Так над чем же заставил вас задуматься  Виталий Бианки?

- Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением

?

Учитель ставить оценки за урок.

Дифференцированное  домашнее задание.

Помогает проявить те или иные способности каждому учащемуся.

-Вспомните, как вы работали на уроке, всё ли у вас получилось?

- Урок понравился. Задания были понятны и трудностей не вызывали.

- Испытывал затруднения при выполнении некоторых заданий.

- Текст  вызвал интерес и желание прочесть историю до конца.

В ваших конвертах есть кораблики трёх цветов, выберите нужный и поднимите, отправим кораблик в плавание!

-Ребята, люди для некоторых понятий придумали символы. Посмотрите.

На доске три символа: символ медицины, символ мира, пустой символ.

А вы видели символ доброты? И я нет.

Но, я всё же придумала для вас символ доброты. Я считаю, что им вполне может стать сердце. Ведь доброе сердце способно к милосердию, состраданию всему живому, будь то травинка, будь то мышонок или еще кто другой. Я хочу, чтобы вы были не только успешными учениками, но и людьми, которые умеют любить и ценить всё живое. Как называется наш раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое).

Включаю песню «Твори добро».

Передаю каждому ребёнку шар в виде сердца.

Учу анализировать, обобщать, делать выводы. Учу доброте, милосердию.

Отвечают на вопросы, ставят цели. Отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.  Понимают точку зрения другого.

Чтение текста учащимися. Представление сложившейся ситуации. Высказывание с  предположением морального решения. Грамотно строить высказывания. Умение менять свою точку зрения, согласившись с аргументами собеседника.

Описание чувств и эмоций каждого героя.

Поиск нужной информации. Умение работать в соответствии с данной инструкцией. Анализировать характер героев произведения. Вносят вклад в совместные действия.

Умение удерживать учебную задачу. Поиск ответа в нужной части текста. Вежливое обращение к собеседнику.

Интегрироваться в группы и строить продуктивное  взаимодействие и сотрудничество.

Учатся умению грамотно задавать вопросы, умению аргументировать своё суждение.

Учатся строить монологические высказывания.

Выбирают задание, которое смогут выполнить успешно, используя свои потенциальные возможности.

Оценка и анализ своей работы.

Прочтение произведения, определение совпадения результатов прогнозирования.

Выделение морального содержания произведения.

Выделение положительных и отрицательных черт характера.

Умение выражать свои эмоции и анализировать настроение.

Совершенствование умений находить информацию в тексте.