Литературное чтение. К. И. Чуковский "Муха - цокотуха"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Трошкова Валентина Леонидовна

Урок литературного чтения по теме произведений К.И.Чуковского. Работа по сказке "Муха - цокотуха". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._chukovskiy_muha-tsokotuha.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Корней Чуковский «Муха – цокотуха»

Тип урока- урок общеметодологической направленности.

Цели: Деятельностная

- формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

         Содержательная

- построение обобщённых деятельностных норм и способностей к выявлению теоретических основ развития содержательных методических линий курса.

Задачи урока:

  • Выявить уровень начитанности – знание сказок К.И. Чуковского;
  • Формировать представления о понятиях «авторская сказка», «сказка в стихотворной форме»;
  • Учить сравнивать сказки разных авторов;
  • Формировать учебные умения:

        - называть правильно знакомые книги,

        - определять тему и жанр прослушанного произведения,

             - самостоятельно составлять модель обложки.

  • Воспитание доброты, сострадания.

Оборудование: Книги М. Пришвина «Лисичкин хлеб», А.Блока «Зайчик», В. Сутеева «Ёлка» для выставки и модели обложек к этим книгам.  Портрет К.И. Чуковского, аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха» в исполнении автора, книги К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище» и др., фигурка паучка, распечатанные страницы раскраски «Муха-Цокотуха» со строчками из сказки.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок. Начинаем мы урок литературного слушания.

Какие замечательные ученики сидят в этом классе! Какая ровная у них осанка! Как аккуратно лежат на партах ваши школьные принадлежности! Я вижу, вы готовы трудиться. Можно начинать урок. Что мы будем делать на уроке литературного слушания?

 Будем читать новое произведение, знакомиться с автором книги и названием, рисовать модель обложки, определять жанр и тему произведения.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: Целеполагание;

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

- Вы узнали книги, которые стоят на выставке? Назовите их правильно.

- Молодцы! Как много вы, оказывается, знаете! А это кто? Какой-то зловредный паучок. Что у него в лапках? Да это же модели обложек книг с нашей выставки! Он всё перепутал. Помогите разобраться, какая модель обложки к какой книге относится?

- Вы согласны с тем, как ребята распределили модели обложек? Почему вы так думаете?

- Молодцы! Порядок на выставке навели. Паучка прогнали. Интересно, откуда он взялся? Может быть,  из этих книг?  (показать на книги с выставки)

 А. Блок «Зайчик», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Сутеев «Ёлка»

Дети выходят к доске и прикрепляют модели обложек рядом с книгами на выставке

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками. Познавательные:

логические- анализ объектов с

целью выделения признаков

3.Постановка учебной

задачи.

- Посмотрите, я принесла на урок очень интересную книгу. Может, паучок взялся из неё?

(Показ книги «Муха-Цокотуха»)

- Вам знакома эта книга?

- Может быть, вы знаете, кто её написал?

- Посмотрите,  Корней Иванович Чуковский – автор этой замечательной книги. И он сам нам её сейчас прочитает. Сядем поудобнее. Приготовимся слушать сказку.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование

проблемы

4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Первичное слушание.

(Слушаем аудиокнигу К.Чуковского «Муха-Цокотуха» в исполнении автора.)

- Молодцы! Вы хорошо умеете слушать.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные-

моделирование, логические -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

коммуникативные –

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5.Первичное закрепление.

 Беседа по выявлению первичного восприятия.

- Догадались, откуда взялся вредный паучок?

-Что мы сейчас слушали? Назовите жанр этого произведения.

-Понравилась сказка? Какая она: весёлая или грустная, смешная или страшная?

    Физминутка.

- Представьте, что вы тоже пришли на праздник к Мухе-Цокотухе. Веселитесь и танцуйте вместе с гостями.

- Вы запомнили фамилию автора сказки?

-Посмотрим ещё раз на портрет этого человека. К.И.Чуковский был высокого роста, с большим любопытным носом, непослушной чёлкой и смеющимися светлыми глазами.

-Как вы думаете, как называется эта сказка? Почему вы так решили?

Молодцы! Вы замечательно работаете сегодня.

 Моделирование обложки.

- Давайте нарисуем модель обложки этой книги. Положите перед собой листки и цветные карандаши. Я буду рисовать на доске.

Только что-то я забыла, как это делать? Помогите, пожалуйста.

- Большое спасибо, вы мне очень помогли! Кто будет первым читать модель обложки нашей книги: вы или я?

(Правильное чтение: автор, название.)

Дети отвечают на вопросы

Дети танцуют под весёлую музыку

 Перед детьми лежат половинки тетрадных листов в клетку. Дети подсказывают порядок работы:

-это сказка, поэтому в центре рисуем круг;

-сказка о животных – закрашиваем круг коричневым цветом;

-сверху рисуем красную рамочку и в ней печатаем фамилию автора;

-внизу рисуем синюю рамочку и в ней печатаем название сказки.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия; коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

7. Вторичное чтение сказки с составлением схемы.

- Прочитаем ещё раз эту сказку вместе. Вы будете мне помогать, хором подсказывать слова. Параллельно с чтением составим схему нашей сказки на обратной стороне листочка с моделью обложки.

(Чтение сказки по строфам и выполнение схемы на листах в приготовленных прямоугольниках с помощью «заместителей».)

1-я часть.

- Какая муха?(добрая, гостеприимная, щедрая). Напечатаем в первом прямоугольнике букву М

2-я часть.

-Гости какие?(Весёлые, воспитанные, пришли с подарками) (буква Г)

3-я часть.

- Какой паучок? (злой, жестокий)

-Какая муха? (испуганная) (печатаем буквы М и П)

4-я часть.

Физминутка - театрализация.

-Представьте себя в роли испуганных гостей. Во время чтения изобразите их поведение и действия.

- Так как все гости спрятались, то четвёртый четырёхугольник на схеме мы оставим пустым. Никого не видно.

- Хорошо поступили гости? Как надо было поступить?

5-я часть.

- Что вы чувствуете, когда слышите эти строки? (Жаль муху. Хочется ей помочь.)

-Какой комарик? (в прямоугольнике буква К)

6-я часть.

- Муха сердилась на гостей?

- Как вы думаете, что лучше: долго сердиться или побыстрее всех простить и помириться? Почему? (буквы М, К, Г)

- Молодцы! Мы закончили читать сказку и составили схему. Кто хочет рассказать сказку, пользуясь схемой?

Чтение отрывков из сказки.

- Как хорошо уметь читать! Можно прочитать любые самые интересные сказки. Мы с вами изучили все буквы, а значит можем прочитать любую строчку из этой книжки, а если очень захотим, то и всю книгу. Я раздала вам страницы раскраски из сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Прочитайте строчки и можете разукрасить рисунки на этих страницах.

Дети выходят к доске. Учитель читает, а они прячутся, затем изображают кузнечика.

Слушаем пересказ сказки.

Самостоятельное чтение и чтение вслух

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения; личностные:

самоопределение.

7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Понравился вам урок?

-Что понравилось больше всего?

-Что показалось трудным на уроке?

- Прочитаем ещё раз правильно обложку нашей книги.

- Чем сказка «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского похожа на сказку В.Сутеева «Ёлка»? А чем отличается?

- Какую ещё сказку в стихотворной форме мы читали?

- К.И.Чуковский написал много замечательных сказок, стихов и даже загадок для детей. Посмотрите на эти книги. Среди них есть знакомые вам? Вы можете взять эти книги в библиотеке и почитать дома вместе с родителями.

      Урок окончен. Спасибо за хорошую работу.

Ответы детей

 Обе сказки о животных, но у К.Чуковского сказка в стихотворной форме

С.Я.Маршак «Тихая сказка»

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование__



 

Комментарии

Трошкова Валентина Леонидовна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Подобран интересный дополнительный материал.