Конспект урока на тему "Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Челябинск, 2016

Тема урока:  Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»

Цели урока:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение осозновать и определять эмоции других людей; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

Предметные: развивать умение работать с учебником; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать в слух;  делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; подробно и выборочно пересказывать текст.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный этап

30 сек

Здравствуйте ребята,  садитесь.

Приветствие учителя.

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотивационный этап

5 мин

Сегодня у нас новый раздел, очень интересный, а какой сейчас узнаем.

1. Проверка домашнего задания.

Рассматривание детских работ на тему «Мои увлечения» и рассказ о любимых занятиях.

– Интересно жить тому человеку, у которого есть увлечение, занятие для души.

Одни люди очень любят читать, другие коллекционируют марки и значки, третьи собирают частушки, пословицы.

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

15 мин

. Введение в раздел.

– Послушайте следующие строчки и определите увлечение этого человека.

Наполним музыкой сердца!

Устроим праздники из буден!

Своих мучителей забудем,

Вот сквер – пройдёмся до конца.

Найдём любимейшую дверь,

За ней – ряд кресел золочёных,

Куда с восторгом увлечённых

Внесём мы тихий груз

Своих потерь.

Какая музыка была,

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

– Автор этих строчек – Юрий Иосифович Визбор. По профессии журналист, киносценарист. Написал много песен на свои стихи, исполнял их сам. Послушайте одну из них.

Звучит песня Ю. Визбора по выбору учителя: «Одинокий гитарист», «Домбайский вальс», «Милая моя», «Наполним музыкой сердца...» и др.

– Кто из вас догадался, какова тема следующего раздела?

Откройте учебник на с. 132–133, прочитайте название раздела.

– О чём будем читать?

– Почему строчка-название в кавычках? (Это цитата из стихотворения Ю. Визбора.)

– Расскажите, что видите на иллюстрации. Как эти рисунки связаны с музыкой?

– Любите ли вы музыку? Какую?

 Чтение учителем авторского текста (с. 134).

– Что нового о семье Насти вы узнали?

– Почему же люди пишут стихи, картины, музыку? Прочитайте про себя ответ папы и перескажите его близко к тексту.

– Подчеркните в ответе папы те строчки, в которых заключена главная мысль.

– Какую музыку называют «серьёзной»?

– Отгадайте кроссворд «Скрипичный ключ».

Вопросы к кроссворду

1. В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет. (Балалайка)

2. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. (Лютня)

3. На этом инструменте играл И.С. Бах. В самых больших этих инструментах насчитывается несколько тысяч металлических и деревянных звучащих труб длиной от нескольких миллиметров до нескольких метров. (Орган)

4. Деревянный музыкальный инструмент в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами, в переводе это слово обозначает «звучание воздушной струи». (Флейта)

5. То толстеет, то худеет – на весь дом голосит. (Гармонь)

6. Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пустота. (Барабан)

7. Выглядит шикарно прямо,

    Разновидность фортепиано,

    Ровен его клавиш ряд,

    Поиграть на нём я рад. (Рояль)

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Решают кроссворды.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Решение частных задач.

Методы:  наглядный, словесный, практический.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

18 мин

1. Работа со стихотворением «Рояль».

1. Работа с текстом до чтения.

– Что вы узнали о рояле из загадки? (Разновидность фортепиано.)

– Какую форму имеет инструмент? (Треугольный корпус.)

– Рассмотрите иллюстрацию. Что увидели дети внутри рояля?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения:

– С чем автор сравнивает внутреннее устройство рояля?

– Что напоминает улицы? Из чего состоит этот городок? (Из струн, молоточков, суконца.)

– Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения? (Хороший знаток музыки, фантазёр.)

– Какую музыку мы могли бы услышать на улицах этого города? (Светлую, радостную, мажорную.)

2. Выразительное чтение стихотворения.

2. Чтение фрагмента рассказа И.С. Тургенева «Певцы».

1. Работа с текстом до чтения.

Вступительное слово учителя.

– Вы послушаете сейчас отрывок из рассказа «Певцы». Его автор – русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ написан более 150 лет назад. Можете ли вы высказать какие-то предположения о содержании рассказа по его названию?

Ответы детей учитель выслушивает, но не комментирует.

– Этот рассказ – о необычном «соревновании» двух исполнителей русских народных песен, одного из них зовут Яков, имени другого мы не знаем, автор называет его по роду занятий – рядчик (человек, который управляет, заведует чем-то, возможно, он управляющий у какого-нибудь барина). Действие происходит в небольшом деревенском кабачке, слушатели – и жители деревни, и прохожие люди, рассказчик – охотник, помещик, хорошо знающий эти места и людей.

– Представить обстановку, действующих лиц нам поможет иллюстрация на с. 15.

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту).

Задача учителя – помочь детям прочувствовать текст, эмоционально его «прожить».

По ходу чтения следует прокомментировать значения некоторых слов: фальцет (см. сноску на с. 151); све'дущие – знающие, понимающие хорошо что-либо; скорбь – сильная печаль, горесть, страдание; упоение – восторг, наслаждение.

2. Выявление первичного восприятия.

– Кто же победил в этом состязании певцов?

– Почему решили, что Яков? Ведь после пения рядчика «общий слитный крик ответил ему неистовым взрывом» – это был крик восторга! А после пения Якова «никто не крикнул, даже не пошевельнулся…»

3. Беседа после чтения (возможно выборочное чтение, если позволит время).

– Как готовится к пению рядчик? А Яков? (Рядчик выступает вперёд к тем, кому суждено разрешить их спор. Яков пытается отстраниться от зрителей. Он настраивает себя на пение. Певцу требуются душевная сосредоточенность и особый настрой.)

– Как звучал голос рядчика? Якова? (Автор показывает техническое мастерство рядчика: способность брать ноты в большом диапазоне, делать смелые переходы и украшать своё пение. Яков вкладывает в пение душу; автор отмечает «глубокую страсть», силу, «грустную скорбь».)

– Как воспринимают слушатели пение рядчика? Якова?

– Как вы думаете, почему же победил именно Яков? (Слушатели не просто восторгались его мастерством, Яков заставил их пережить очень сильные эмоции, задел за живое: «Русская… душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».)

После беседы можно послушать с детьми в записи какую-нибудь русскую народную песню.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, читают текст

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Итог урока.

 Рефлексия

Методы: словесный.

Приемы: беседа.

2 мин

– Какое умение формировали?

– В этом разделе нам предстоит прочитать о музыке и музыкантах, о влиянии музыки на человека, на его душу, даже на всю его жизнь.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания

Домашнее задание

1 мин

1. Перечитать отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы».

2. Выполнить задание № 4 в тетради на с. 51.

Записывают домашнее задание.