Главные вкладки

    Конспект урока на тему "Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»" 3 класс
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    Литературное чтение

    Челябинск, 2016

    Тема урока:  Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»

    Цели урока:

    развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

     развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

     • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

     относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

     высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

    Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение осозновать и определять эмоции других людей; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

    Предметные: развивать умение работать с учебником; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать в слух;  делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; подробно и выборочно пересказывать текст.

    Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

    Этап урока

    Методы и приемы

    Время

    Содержание урока. Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты (УУД)

    Организационный этап

    30 сек

    Здравствуйте ребята,  садитесь.

    Приветствие учителя.

    Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

    Мотивационный этап

    5 мин

    Сегодня у нас новый раздел, очень интересный, а какой сейчас узнаем.

    1. Проверка домашнего задания.

    Рассматривание детских работ на тему «Мои увлечения» и рассказ о любимых занятиях.

    – Интересно жить тому человеку, у которого есть увлечение, занятие для души.

    Одни люди очень любят читать, другие коллекционируют марки и значки, третьи собирают частушки, пословицы.

    Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

    Познавательные УУД

    1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    3. Ориентироваться на развороте учебника.

    Постановку учебной задачи

    Методы: словесный, практический.

    Приемы: беседа, диалог, упражнение.

    15 мин

    . Введение в раздел.

    – Послушайте следующие строчки и определите увлечение этого человека.

    Наполним музыкой сердца!

    Устроим праздники из буден!

    Своих мучителей забудем,

    Вот сквер – пройдёмся до конца.

    Найдём любимейшую дверь,

    За ней – ряд кресел золочёных,

    Куда с восторгом увлечённых

    Внесём мы тихий груз

    Своих потерь.

    Какая музыка была,

    Какая музыка звучала!

    Она совсем не поучала,

    А лишь тихонечко звала.

    – Автор этих строчек – Юрий Иосифович Визбор. По профессии журналист, киносценарист. Написал много песен на свои стихи, исполнял их сам. Послушайте одну из них.

    Звучит песня Ю. Визбора по выбору учителя: «Одинокий гитарист», «Домбайский вальс», «Милая моя», «Наполним музыкой сердца...» и др.

    – Кто из вас догадался, какова тема следующего раздела?

    Откройте учебник на с. 132–133, прочитайте название раздела.

    – О чём будем читать?

    – Почему строчка-название в кавычках? (Это цитата из стихотворения Ю. Визбора.)

    – Расскажите, что видите на иллюстрации. Как эти рисунки связаны с музыкой?

    – Любите ли вы музыку? Какую?

     Чтение учителем авторского текста (с. 134).

    – Что нового о семье Насти вы узнали?

    – Почему же люди пишут стихи, картины, музыку? Прочитайте про себя ответ папы и перескажите его близко к тексту.

    – Подчеркните в ответе папы те строчки, в которых заключена главная мысль.

    – Какую музыку называют «серьёзной»?

    – Отгадайте кроссворд «Скрипичный ключ».

    Вопросы к кроссворду

    1. В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет. (Балалайка)

    2. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. (Лютня)

    3. На этом инструменте играл И.С. Бах. В самых больших этих инструментах насчитывается несколько тысяч металлических и деревянных звучащих труб длиной от нескольких миллиметров до нескольких метров. (Орган)

    4. Деревянный музыкальный инструмент в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами, в переводе это слово обозначает «звучание воздушной струи». (Флейта)

    5. То толстеет, то худеет – на весь дом голосит. (Гармонь)

    6. Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пустота. (Барабан)

    7. Выглядит шикарно прямо,

        Разновидность фортепиано,

        Ровен его клавиш ряд,

        Поиграть на нём я рад. (Рояль)

    Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

    Решают кроссворды.

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Регулятивные УУД

    1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

    3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

    4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

    2. Выразительно читать и пересказывать текст.

    3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.

    Решение частных задач.

    Методы:  наглядный, словесный, практический.

    Приемы: беседа, диалог, упражнение.

    18 мин

    1. Работа со стихотворением «Рояль».

    1. Работа с текстом до чтения.

    – Что вы узнали о рояле из загадки? (Разновидность фортепиано.)

    – Какую форму имеет инструмент? (Треугольный корпус.)

    – Рассмотрите иллюстрацию. Что увидели дети внутри рояля?

    2. Работа с текстом во время чтения.

    1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух.

    Вопросы после чтения:

    – С чем автор сравнивает внутреннее устройство рояля?

    – Что напоминает улицы? Из чего состоит этот городок? (Из струн, молоточков, суконца.)

    – Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения? (Хороший знаток музыки, фантазёр.)

    – Какую музыку мы могли бы услышать на улицах этого города? (Светлую, радостную, мажорную.)

    2. Выразительное чтение стихотворения.

    2. Чтение фрагмента рассказа И.С. Тургенева «Певцы».

    1. Работа с текстом до чтения.

    Вступительное слово учителя.

    – Вы послушаете сейчас отрывок из рассказа «Певцы». Его автор – русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ написан более 150 лет назад. Можете ли вы высказать какие-то предположения о содержании рассказа по его названию?

    Ответы детей учитель выслушивает, но не комментирует.

    – Этот рассказ – о необычном «соревновании» двух исполнителей русских народных песен, одного из них зовут Яков, имени другого мы не знаем, автор называет его по роду занятий – рядчик (человек, который управляет, заведует чем-то, возможно, он управляющий у какого-нибудь барина). Действие происходит в небольшом деревенском кабачке, слушатели – и жители деревни, и прохожие люди, рассказчик – охотник, помещик, хорошо знающий эти места и людей.

    – Представить обстановку, действующих лиц нам поможет иллюстрация на с. 15.

    2. Работа с текстом во время чтения.

    1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту).

    Задача учителя – помочь детям прочувствовать текст, эмоционально его «прожить».

    По ходу чтения следует прокомментировать значения некоторых слов: фальцет (см. сноску на с. 151); све'дущие – знающие, понимающие хорошо что-либо; скорбь – сильная печаль, горесть, страдание; упоение – восторг, наслаждение.

    2. Выявление первичного восприятия.

    – Кто же победил в этом состязании певцов?

    – Почему решили, что Яков? Ведь после пения рядчика «общий слитный крик ответил ему неистовым взрывом» – это был крик восторга! А после пения Якова «никто не крикнул, даже не пошевельнулся…»

    3. Беседа после чтения (возможно выборочное чтение, если позволит время).

    – Как готовится к пению рядчик? А Яков? (Рядчик выступает вперёд к тем, кому суждено разрешить их спор. Яков пытается отстраниться от зрителей. Он настраивает себя на пение. Певцу требуются душевная сосредоточенность и особый настрой.)

    – Как звучал голос рядчика? Якова? (Автор показывает техническое мастерство рядчика: способность брать ноты в большом диапазоне, делать смелые переходы и украшать своё пение. Яков вкладывает в пение душу; автор отмечает «глубокую страсть», силу, «грустную скорбь».)

    – Как воспринимают слушатели пение рядчика? Якова?

    – Как вы думаете, почему же победил именно Яков? (Слушатели не просто восторгались его мастерством, Яков заставил их пережить очень сильные эмоции, задел за живое: «Русская… душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».)

    После беседы можно послушать с детьми в записи какую-нибудь русскую народную песню.

    – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

    Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, читают текст

    Познавательные УУД

    1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    3. Ориентироваться на развороте учебника.

    4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Регулятивные УУД

    1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

    3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

    4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

    2. Выразительно читать и пересказывать текст.

    3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.

    Итог урока.

     Рефлексия

    Методы: словесный.

    Приемы: беседа.

    2 мин

    – Какое умение формировали?

    – В этом разделе нам предстоит прочитать о музыке и музыкантах, о влиянии музыки на человека, на его душу, даже на всю его жизнь.

    – Что вам показалось на уроке самым интересным?

    – Как бы вы оценили свою работу на уроке?

    Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания

    Домашнее задание

    1 мин

    1. Перечитать отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы».

    2. Выполнить задание № 4 в тетради на с. 51.

    Записывают домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по физической культуре. раздел "Легкая атлетика". Тема: Бег из различных исходных положений

    В работе предстален урок по физической культуре для 1 класса, раздел "Легкая атлетика". Тема урока: бег из различных исходных положений. На уроке во вводной части дается комплекс с гимнастической палк...

    Конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова 2 классШуточный рассказ: серьезная проблема »

    Цель урока: Посмотреть, как Д.Родари, автор рассказа « Сакала-пакала» затрагивает в шуточной форме серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей....

    Конспект урока физической культуры по разделу программы "гимнастика" для учащихся 2 класса

    Тема урока: Развитие двигательных качеств элементами гимнастики...

    КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ ВОЛЕЙБОЛА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

    ПРИМЕНЕНИЕ МАЛЫХ МЯЧЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЕРХНЕЙ ПЕРЕДАЧЕ И ПОДАЧЕ МЯЧА,КООРДИНАЦИОННЫХ ЛЕСТНИЦ-ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ....

    Конспект урока литературного чтения+ презентация "Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский "У мальчика Юры ужаснейший насморк" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Есеновского, со стихотворением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; формирование умения анализировать поступк...