Конспект урока по литературному чтению М. Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол». 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-2

Тема урока: М. Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».

Цель урока: учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических текстах, приемы, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и реальности, начала и конца высказывания.

Планируемые результаты:

ü Предметные: совершенствовать умения выразительно читать; учить анализировать поведение и характер героя стихотворения; закреплять умения разгадывать секреты смешного в литературном произведении и анализировать поведение и характер героя стихотворения

ü Личностные: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 2 часть, презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-2

Тема урока: М. Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».

Цель урока: учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических текстах, приемы, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и реальности, начала и конца высказывания.

Планируемые результаты:

  • Предметные: совершенствовать умения выразительно читать; учить анализировать поведение и характер героя стихотворения; закреплять умения разгадывать секреты смешного в литературном произведении и анализировать поведение и характер героя стихотворения
  • Личностные: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 2 часть, презентация

Этапы урока. Методы и приёмы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

словесный, наглядный.

0,5 мин

Здравствуйте, ребята! Встали ровно подравнялись.  Садитесь

Настаиваться на урок.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

3

Мотивационный.

Слов.:ответы на вопросы

5 мин

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Волк не страшен лишь(ежу)

Ца-ца-ца, ца-ца-ца-
Есть у палки два (конца)

Молодцы продолжаем дальше.

С каким произведением вы познакомились? (мишкина каша)
Почему рассказ назван «Мишкина каша»? (миша весь рассказ варил кашу)
Можно ли сказать, что Мишка — главный герой рассказа? (да)

Почему герой-рассказчик так по нему соскучился и был рад его приезду?(давно не виделись, что бы Мише не было скучно)
Что еще можете добавить к характеристике друзей?
В чем же секрет смешного в этом произведении? (В несоответствии и противоречии.)

Говорить чистоговорку

Отвечать на вопросы

Ставить цели на урок.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

4

Постановка и решение учебных задач:

Слов.:ответы на вопросы

4 мин

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

К чему  нас призывают эти слова?

Как вы думает что мы будем делать сегодня с вами на уроке?

(Сегодня мы с вами на уроке чтения постараемся перенестись в мир стихотворений, которые очень необычные, при этом мы будем разгадывать секреты, слушать и слышать друг друга.)
Сегодня мы продолжим разгадывать секреты смешного, а помогут нам в этом поэты.
Откройте содержание.
Каких авторов вы видите на стр 55-57 и прочитайте фамилии авторов и названия их произведений (М. Бородицкая «На контрольной»,  Л. Яковлев «Для Лены», М. Яснов «Подходящий угол»)
Какие цели мы ставим перед собой? (открыть секреты смешного в поэтических текстах)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы

Определять тему, цели и пути их достижения.

Р.:Ставят учебные задачи.

Прогназируют.

5

Решение учебных задач

Пракчический

30 мин

Откройте стр 55.

Прочитайте название стихотворения М.Бородицкой на стр.55.

-О чем оно вам говорит? Подберите ассоциации к слову «контрольная». (Волнение, переживание, успех, неудача, размышление, старание, отметка).

Послушайте аудио воспроизводство

-Вам было смешно? Кто нам рассказал эту историю?(автор, от слов ребенка))

Прочитайте начало Мишиного высказывания на стр.56.

-Можете продолжить? (Смешно, что герой разговаривает со своей головой, как с отдельным персонажем).

Рассмотрите иллюстрацию на стр.55. Кто из ребят герой стихотворения?(ученик за 1 партой)

-Как вы догадались?(по нему видно что не чего не получается, держится за голову, думает, размышляет, а еще у него грустное лицо)

Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните строчки, которыми можно подписать эту иллюстрацию.

-Каким представлен герой стихотворения?

Прочитайте мнение Кости Погодина о герое. Каким видит героя Костя? (Хитрым и изобретательным).

Продолжите фразу: «Что он только ни придумывает, чтобы… (…заставить свою голову думать»).

-Что же придумал герой? Зачитайте нужные строчки.

Прочитайте слова Анишит Йокоповны

(Анишит Йокоповна интересуется, с чем связано то, что герой от уговоров перешел к угрозам.  Никак не решить задачу, голова отказывается думать, и он решил её припугнуть).

-Что значит «по макушке»?

-В чем же секрет смешного в этом произведении? (Герой относится к своей голове, как к живому существу)

Кто автор следующего стихотворения?

-Кто его автор и как оно называется? (Лев Яковлев «Для Лены»)

 Что вы знаете про этого, поэта?

Лев Яковлев – поэт – изобретатель. Он изобрел новый жанр – частушки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, причем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена не поет и не шумит. Но визжит на переменах и гремит, как динамит.

Детство – это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия переполняет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела. Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка». Войдите в мир Льва Яковлева – и вы увидите, сколь празднична наша жизнь. Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.

Сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушаете, и догадайтесь в чем секрет смешного.

- Чем вам понравилось стихотворение?

-Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик)

-Что можете о нём сказать? (Г-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек – одноклассниц).

Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки. Что же возмутило Мишу Иванова?

-Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно Миша тоже хотел кому-нибудь понравится и действовал подобным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущение он себя выдал).

-Какой секрет смешного скрыт в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию – хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую – Лена назвала его шутом. Смешно и то, что фамилия героя – Горохов – совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завоевывать внимание другой девочки тем же способом).

- Хотите ознакомиться с ещё одним стихотворением и разгадать его секрет?

Прочитайте на стр.57 автора и его название. (Михаил Ясное «Подходящий угол»). Прочитайте стихотворение про себя. Теперь выразительно.

- Чьи предположения подтвердились, поднимите руку.

-Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик – товарищ Вовки).

-Что с ним случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем).

-Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите своими словами из текста.

-Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?

Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преимуществе перед другом.

-Что значит «благодать»?( дар для человека от Бога)

Автор использует приём контраста. Найдите его, в чем он выражается? Найдите противопоставление слову «благодать» («В углу стоять»).

-А в чем ещё выражается прием контраста? (Счастливый герой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу).

Слушать аудио

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Рассматривать иллюстрацию

Читать стихотворение

Читать мнение Кости Погодина

Зачитывать строчки из стихотворения

Отвечать на вопросы

Читать стихотворение

Слушать биографию автора

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Перечитывать стихотворение и находить нужные строчки

Выполнять двигательные упражнения

Самостоятельно читать стихотворение

Осмыслять текст стихотворения

Отвечать на вопросы

Размышлять и отвечать на вопросы

Регулятивные:самоконтроль.

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Личностные:учебно – познавательный интерес к новому материалу.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; оценка жизненных ситуаций и поступков героев;

К: сотрудничать со сверстниками в выполнении общих учебных задач;

П: анализировать и сравнивать полученную информацию, уметь опираться на свой жизненный опыт;

К: участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи; участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

самовыражение: монологические высказывания разного типа;

6

Итог урока

4 мин

-С какими произведениями вы познакомились?

-Какие секреты смешного помогли нам раскрыть авторы?

-Какой момент урока показался вам наиболее интересным?

-Что вызвало затруднения?

Какие цели мы с вами ставили?

Кто добился поставленных целей поднимите руку.

Отвечать на вопрос

Делать вывод

Вспоминать цели

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи;

7

Домашнее задание

0,5  мин

Читать в хрестоматии «Приставочка моя любимая»

Записывать д.з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс

Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс...

Конспект урока литературного чтения "М. Бородицкая "На контрольной", Л. Яковлев "Для Лены", М. Яснов "Подходящий угол" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями М. Бородицкой «На контрольной», Л. Яковлева «Для Лены», М. Яснова «Подходящий угол», а также ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения М. Есеновского «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; навыка выразительного чтения; умен...

Конспект урока по литературному чтению "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»Цели: знакомство с произведениями М. Бородицкой «Разговор с п...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые р...

Технологическая карта по литературному чтению «М. Бородицкая «На контрольной», Л. Яковлев «Для Лены», М. Яснов «Подходящий угол» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворениями М. Бородицкой «На контрольной», Л. Яковлева «Две Лены», М. Яснова «Подходящи...