Конспект урока по литературному чтению: Б.В.Шергин "Собирай по ягодке наберёшь кузовок" (УМК "Школа России) 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Иванова Ольга Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.2019 г.

Школа: № 14

Класс: 3

Кабинет: 3

                    ФИО учителя: Иванова С.А.

                    ФИО студента: Иванова Ольга

ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»».

Цели деятельности учителя: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать содержание раздела «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»;
  • уметь извлекать нужную информацию;
  • уметь анализировать произведения.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль;
  • проявлять этические чувства;

Тип урока: урок рефлексии

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: 3 класс. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., презентация, материал для рефлексии.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

метод: слово

учителя.

30 сек.

 Ребята, я вам очень рада! Давайте улыбнёмся. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно! Правда?

- Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнится

Ваша душа до донышка.

Приветствуют учителя

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

2

мин.

- Ребята, скажите, пожалуйста, как назывался раздел, по которому мы работали на протяжении нескольких уроков? Какое необычное название раздела. Что это? Как вы понимаете эту пословицу? Начинаем наш конкурс.

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Название рассказа Б.Шергина

Я понимаю эту пословицу так, нужно двигаться к цели маленькими шажками, тогда мы достигнем цели.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Наглядный

метод:

презентация

 Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

2 мин.

Раз мы заканчиваем раздел, то какая тема нашего урока?

Верно. Какие цели поставим?

 - Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, именно во время которого вы покажите, что узнали и чему научились на уроках.   
 Для проведения конкурса мы разделились на три команды. Давайте вспомним правила работы в группах.

Каждой группе предлагаю оценочные листы, где вы запишите участников и будете оценивать работу всей команды и работу каждого.

Итак, переходим к конкурсной программе.

1 конкурс «Узнай рассказ» 

Вам необходимо вытянуть карточку с отрывком, вспомнить автора и название.

1. «Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной». 

2. « Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда было еще далеко.»

3. Жил – был король когда-то,

При нем блоха жила.

Милей родного брата

Она ему была. 

4. « Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие». 

5. «Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться». 

6. «Потом он посмотрел на часы – ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть».

Оцените свои ответы в листах.

Переходим ко 2 заданию.

« Составь пословицы и поговорки»

- Соберите пословицу, узнайте по ней загаданный мною рассказ.

1. А, не, плотник, топор, тешет.

2. Не, дурная, голова, дает, ногам, покоя. 

3. Ветер, куда, и его, несет, туда, дует. 


Оцените.

Сейчас ваша одноклассница проведёт физминутку.

Следующий этап конкурса «Творчество писателя».

Дети берут портрет писателя, среди трёх лежавших на столе лицевой стороной вниз; фамилия, имя и отчество писателя закрыто и рассказывают о них по плану ( Н.Н.Носов, В.В. Шергин, М.М. Зощенко).

План выступления:

1. Назвать писателя.

2. Какие рассказы вы читали?

3. Кто является главными героями его произведений?

4. Как вы думаете, этот писатель писал свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя?

Не забывайте отмечать в оценочных листах правильно выполненные задания.

Переходим к чтению.

«Читаем выразительно».

- Выберите понравившийся отрывок из произведения, прочитайте его в лицах выразительно.

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Вспомнить, что мы проходили и чему научились.

Вспоминают правила работы в команде

1. Выслушивай товарища до конца.

2. Говори только по делу.

3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы

4. Работай дружно.

5. Хорошее настроение – успех в работе.

Дети вытягивают карточки с отрывками из рассказов, читают их, вспоминают автора и название.

1.Б.В. Щедрин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

2.А.П. Платонов « Еще мама»

3. Н.Носов «Федина задача»

4. М.М. Зощенко « Великие путешественники»

5. М.М. Зощенко « Золотые слова»

6. А.П. Платонов. « Цветок на земле»

Не топор тешет, а плотник. Б.В. Щергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». 

Дурная голова ногам покоя не дает. М. М. Зощенко. «Великие путешественники». 

Куда ветер дует, туда и его несет. Н.Н. Носов. «Телефон».

Н.Н.Носов. «Федина задача», «Телефон», «Мишкина каша» и тд. Мальчишки. Для того, чтобы показать актуальность того, что он описывает.

В.В. Шергин. «Собирай по ягодке наберёшь кузовок», рассказы то же учат.

М.М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники», сестра и брат: Лёля и Минька.

1группа – А.Платонов «Ещё мама»,

2 группа – М.Зощенко «Великие путешественники»,

3 группа – Н.Носов «Федина задача».

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

метод:

выполнение

заданий

10 мин.

Сейчас я предлагаю вам решить тест, которые покажет, как хорошо вы читали дома и работали сегодня на уроке.

А1. Прочитайте названия произведений и найдите то, которое указывает на раздел учебника.

  1. «Золотые слова»
  2. «Великие путешественники»
  3. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
  4. «Цветок на земле»

А2. Какой рассказ принадлежит Н.Н.Носову?

  1. «Телефон»
  2. «Друг детства»
  3. «Золотые слова»
  4. «Великие путешественники»

А3. Кто написал рассказ «Цветок на земле»?

  1. Б.В.Шергин
  2. А.П.Платонов
  3. М.М.Зощенко
  4. В.Ю.Драгунский

А4. Из какого произведения эти строки?

Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушёл целый год.

  1. «Телефон»
  2. «Друг детства»
  3. «Золотые слова»
  4. «Великие путешественники»

А5. Узнайте произведение по ключевым словам.

Груша, корзина, игрушки, любовь.

  1. «Друг детства»
  2. «Федина задача»
  3. «Золотые слова»
  4. «Цветок на земле»

В1. Как вы понимаете слово «космография»?

  1. Наука о космонавтах
  2. Распущенные космами волосы
  3. Наука о космосе
  4. Название космических кораблей

В2. Какому произведению соответствует пословица?

Почитай учителя как родителя.

  1. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
  2. А.П.Платонов «Ещё мама»
  3. М.М.Зощенко «Золотые слова»
  4. Н.Н.Носов «Федина задача»

В3. Продолжите слова деда Тита, который объяснял внуку самое главное.

«Цветок этот – самый труженик, он….

  1. из смерти работает жизнь
  2. растёт, лечит и радует людей
  3. выполняет главную роль
  4. может пойти на лекарство

В4. Какая пословица про руки упоминается в рассказе Б.В.Шергина?

  1. Ноги носят, а руки кормят.
  2. Умелые руки – помощники науки.
  3. Глаза страшатся, руки делают.
  4. Золотые руки на серебро не купишь.

С1. Как-то один старичок сказал Ване о бабушке: «Твоя бабка….»

Закончите предложение.

  1. тихонько скажет
  2. из песен сделана
  3. из пословиц сложена
  4. ладно думает

Подпишите листочки и передайте по часовой стрелке соседу.

Проверьте согласно слайду. Выставьте отметки в лист оценивания.

Выполняют тест самостоятельно.

Верные ответы

А1. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

А2. «Телефон»

А3.А.П.Платонов

А4. «Великие путешественники»

А5. «Друг детства»

В1. Наука о космосе

В2. А.П.Платонов «Ещё мама»

В3. из смерти работает жизнь

В4. Глаза страшатся, руки делают.

С1. из песен сделана

из пословиц сложена

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

2

мин.

- Чем мы заполнили свой кузовок, изучив этот раздел?

- Чему научились?

- Как каждая команда может оценить свои знания по изученному разделу?

- Итак, каких результатов мы достигли?

Оценивание деятельности на уроке

Свой кузовок мы запомнили интересными и поучительными рассказами.

Научились ценить.

Мы достигли высоких результатов.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный

метод:

слово учителя

3мин.

- Урок хочу закончить стихами В. Берестова « Как хорошо уметь читать!»

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Слушают стихотворение

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению по теме: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей", 2 класс УМК "Школа России",с применением ЭОР.

Урок разработан с применением ЭОР. Приложение включает в себя: план-конспект урока по теме И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей", 2 класс по УМК "Школа России", перечень используемых ЭОР, гиперссылки...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока политературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России"  Материал может быть использован учителями начальных классов на уроках литературного чтен...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:  Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению "Б. Шергин Собирай по ягодке – наберешь кузовок" УМК "Школа России", 3 класс

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке ...

Конспект урока по литературному чтению «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: развитие умения работать со словарем, формирование умений правильного, сознательного и беглого чтения целыми словами; формирование умений соотносить главную мысль произведен...