Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России"
    методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

    Залогина Светлана Николаевна

    Конспект урока политературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России"  Материал может быть использован учителями начальных классов на уроках литературного чтения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

    Конспект открытого урока

     по литературному чтению

     в 4 классе

    Тема урока:

    «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

    Учитель начальных классов

    Залогина Светлана Николаевна

    11 декабря 2014 год

    Цели урока:

    1. Продолжить знакомство с произведением В. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
    2. Формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности
    3. Формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь
    4. Работать над повышением техники чтения.
    5. Развивать умения и навыки работать с художественным текстом.
    6. Расширять кругозор и словарный запас.
    7. Воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.
    8. Воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.

    Тип урока:        урок – исследование.

    Оборудование: компьютер

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация

    - Какое домашнее задание вы приготовили к уроку?

    (Дочитали сказку Всеволода Михайловича Гаршина «Сказка о жабе и розе»)

    -Я обещала вам рассказать об интересных фактах из жизни В.М. Гаршина. (Презентация)

    Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года.   Детство у него  не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребёнком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях.

    Художник Илья Ефимович Репин просил Гаршина позировать ему, когда работал над известной картиной «Иван Грозный и сын его Иван». С Гаршина он написал царевича, убитого тяжёлым посохом царя. Так же писатель позировал художнику для картины «Не ждали».

     Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Он  не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок.

     Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня мы говорим о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе», с которой вы познакомились в процессе домашнего чтения.        

    (звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна. «Мелодия»)

        - Ребята, понравилась ли вам музыка? Я поставила ее вам не случайно. Однажды Всеволод Михайлович  Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость -  композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо против Музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старик- чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.

             - Мы сегодня будем говорить о содержании сказки,  попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.

    3. Постановка проблемного вопроса.        

    - Какова же основная мысль сказки? О чём хотел сказать В.М. Гаршин? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

    4. Работа с текстом. Выборочное чтение. (Формирование умения давать описательную характеристику на основе текста)

    - Где происходят события, описанные в сказке.

    - Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом.

     (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась).

    - Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом.

     (Роза расцвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное).

    - А так ли некрасив был этот цветник?

     Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами?

     (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).

    - Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста.

     (...Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов)

    Кто же был обитателем цветника? (роза, жаба, хозяин-мальчик)

    - Как выглядела роза?

    - Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац.

     (Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).

    - Каким изобразил Гаршин майское утро?

     (Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает).

     Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет.

    - Отчего плачет роза?

     (Она плачет от счастья. Ведь она дарит красоту миру).

    Словарная работа

     Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности.

    (милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная...).

    - А что особенного, духовного, было в поступке розы? Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.

     (Она молилась).

    - О чем могла молиться роза?  О чем она мечтала? Подтвердите текстом.

     (Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить и принести пользу людям).

    - Какой персонаж в сказочной истории изображает зло?

    - К какому классу животных относится жаба

    (Класс земноводных.)

    -Прочитайте описание жабы.

    - Какие отрицательные черты характера символизирует жаба в этом произведении?

     (Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту).

    Словарная работа

    -Подберите синонимы к слову «злая», отражающие мир души жабы.

     (Жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая, безжалостная, бесчувственная, бессердечная...).

    Мы подчеркивали, что роза мечтала служить миру красотой, изливая чудесный свет...

    - А о чем мечтала жаба?

     (Поесть и отдохнуть).

    Физкультминутка

    - Почему Гаршин  упоминает о мальчике в этой истории с жабой и розой? Что сближает мальчика и розу? (они оба любят и ценят прекрасное, он, как и роза умирает)

    - Кто же главный обитатель цветника, его хозяин? Найдите слова, которые характеризуют мальчика.

    - Как вы понимаете слово кроткий?

    (Кроткий, значит тихий, мирный, спокойный, терпеливый, смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни. А смиренным Господь дарует благодать.) 

    - Можно ли розу назвать кроткой? Почему?

    (Можно, потому что не гордится своей красотой,  смиряется с тем,  в каких условиях она живет.)

    - Какое чувство вызывает мальчик у читателя? (сочувствие, жалость)

    - О чём читал мальчик в книгах? Почему ему нравились именно эти книги? (он мечтал о приключениях, нравились сильные люди)

    - Почему мальчик перестал посещать цветник? Прочитайте.

    - Что почувствовала  жаба, увидев прекрасный цветок? (понравилась роза, она хотела быть ближе к цветку и ничего другого не придумала, как съесть его?) Почему она этого не сделала?

    -О чём молила роза, когда поняла, что её хочет «слопать» жаба?

    (Господи! Хоть бы умереть другой смертью)

    - Исполнилось ли ее желание? Молитва  розы осталась неуслышанной?

    - Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?

    (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду.  Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.

    - Какой последний долг исполнила роза?

     (Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого роза имела большое значение).

    - Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

     (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты. Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям.)

    -Забыли ли розу после этого случая?

    (Нет, ее засушили и, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике)

    6. Итог урока         

    -Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту)

    - Что символизирует жаба? (зло, уродство.)

    - Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

     - Кто одержал победу в этом поединке и почему?

    А в час, когда мой след во всех сердцах сотрется,

    Лишь в этот страшный час, скажи, что умер я.

    - Как понимаете этот  афоризм?

    (Человек жив, пока жива память о нём)

    -Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение сказкой?

     (В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят)

    -В чём же основная мысль сказки?  

    (Гаршин  хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. Показать противостояния добра и зла.  Добро всегда побеждает зло)

    Мир жабы злобен и коварен; нам предстояло весь его раскрыть,

    А роза, милое создание, она сотворена любить.

    Задача нашего урока - добро и зло разоблачить.

    -Как вы считаете, справились мы с задачей урока?

    8. Домашнее задание:

    1. Ответить  на вопросы в конце сказки.
    2. По желанию.

    Могла ли сказка кончиться иначе? Придумайте свой конец к этой сказке.

    9.Оценки за урок. Рефлексия.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Литературное чтение

    Слайд 2

    Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)

    Слайд 3

    Илья Ефимович Репин « Иван Грозный и сын его Иван»

    Слайд 4

    И. Е. Репин «Не ждали»

    Слайд 10

    Роза – символ добра Жаба – символ зла

    Слайд 11

    Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

    На данном уроке  проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему:  Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

    Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

    Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")

    Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...

    Конспект урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто. «В театре»" 3 класс УМК "школа России"

    Тема: Агния Львовна Барто. "В театре"Цель: ознакомление учащихся с произведением Агнии Львовны Барто "В театре"; формирование у младших школьников ценностную ориентацию, спосо...