Технологическая карта урока. Сентябрь. 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka._sentyabr.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Николай Михайлович Рубцов «Сентябрь»

Цели деятельности учителя:

1) расширить знания о жизни и творчестве Н.М. Рубцова;

2) развивать речь, мышление, память;

3) отработать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты:

- предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; понимать язык поэзии.

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: открытие новых знаний 

Оборудование: учебник, презентация.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

8:00-8:01

Доброе утро, дорогие ребята!

Красиво все встали, покажите, как должны стоять настоящие ученики и ученицы.

Теперь покажите, какое у вас настроение.

Улыбнитесь.

Молодцы, садитесь.

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: чтение разными интонациями

Нагл.: презентация

Словес.: учебный диалог,

Словес.: учебный диалог, формулирование цели и темы урока

8:01-8:04

  Поднимите руку, кто приготовил сочинение о бабьем лете?

Кто хочет прочитать всему классу?

     

                                  Речевая разминка.

Осень

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются – там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Прочитайте стихотворение шепотом; с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией восхищения.

Выучите стихотворение. Вам дается 1 минута.

Кто хочет рассказать?

Какое ваше любимое время года?

Вам нравится осень?

Почему?

Чем красива осень?

Посмотрите на картины разных художников.

В этих картинах дна тема – осень.

Видите, как по-разному художники изобразили осень.

А какой осенний месяц вам нравится больше всего?

Какой осенний месяц самый теплый?

Какую картину можно назвать сентябрь?

Хорошо, сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением ...Кто уже догадался, какое название у стихотворения?

Сентябрь

Откройте учебник на стр. 119 и прочитайте, кто написал это замечательное стихотворение?

Николай Михайлович Рубцов

Какие цели мы поставим на урок?

- познакомиться с жизнью и творчеством поэта Н. М. Рубцова;

- прочитать стихотворение «Сентябрь».

Выполняют речевую разминку

Читают стихотворение разными интонациями

Отвечают на вопросы

Высказывают свои мнения

Самостоятельно формулируют цели урока

П: осмысленно читают текст

Р.: выполнение учебного действия

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3. Решение частных задач

Словес.: слово учителя

Нагл.: презентация

Словес.: слово учителя

Нагл.: презентация

Словес.: слово учителя

Словес.: учебный диалог

Нагл.: презентация

8:12-9:15

8:15-8:16

8:16-8:20

8:20-9:22

8:22-8:24

Какие еще стихотворения про осень вы знаете?

Кто хочет прочитать отрывок?

Знакомы ли вы с творчеством Н. М. Рубцова?

Теперь внимательно меня слушаете, я вам расскажу про жизнь и творчество Н. М. Рубцова.

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецк Архангельской области. Он был четвертым ребенком в семье. В 1940 году вместе с семьей переехал в Вологду, где их застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году. В 1942 году умерла его мать, и мальчик был направлен в детский дом.

    Памяти матери посвящены стихотворения «Аленький цветочек», «Детство», а село Никольское с храмом Николая Угодника увековечено в знаменитых строках «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу…».

    В 1956 – 1959 гг. Н. М. Рубцов проходил действительную армейскую службу на северном флоте в заполярном городе в Североморске, где находилась база флота.

    Первые пять стихотворений Н.М. Рубцова в коллективном сборнике стихов «Первая плавка» вышли в 1961 году. Через год 24 января Николай Михайлович выступил с чтением стихов на вечере молодежной поэзии в ленинградском Доме писателей, там он познакомился с Глебом Горбовским и с другими молодыми поэтами. К этому мероприятию поэтом был подготовлен рукописный сборник «Волны и скалы», включавший в себя 37 стихотворений, туда вошли такие, ставшие известными в будущем стихи, как «Видение на холме»,  «Березы» и «Добрый Филя».

     1963 год стал временем вхождения в литературу, тогда появился первый вариант стихотворения «В горнице». В течение года он писал «Я буду скакать по холмам…» и другие стихотворения, ставшими рубцовской классикой.

     К лету 1967 г. вышла книга «Звезда полей». Это стало звездным часом поэта.

     В следующем году благодаря хлопотам Егора Исаева вышла в свет четвертая книга Н. М. Рубцова «Сосен шум».

К этому времени относится стихотворение «Судьба», «Ферапонтова», «Я умру в крещенские морозы…».

    Николай Михайлович Рубцов погиб в ночь на 19 января 1971 году, в крещенские морозы. После смерти были опубликованы сборники «Последний пароход» (1973),

«Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).

 Физкультминутка.

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

 Откройте учебник на стр. 119.

Внимательно следите за моим  чтением.

            Сентябрь

Слава тебе, поднебесный

Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой,

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

На златогривых конях!

Радуюсь громкому лаю,

Листьям, корове, грачу

И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

И никому не известно

То, что, с зимой говоря,

В бездне таится небесной

Ветер и грусть октября…

Какое настроение у поэта?

Почему так много в тексте восклицательных предложений?

Подберите синонимы к словам.

КРАТКИЙ – короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.

НАСТУПИЛ – настал.

ЖЕЛАТЬ – хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать, алкать.

Подберите антонимы к словам.

КРАТКИЙ – долгий, продолжительный.

РАДУЯСЬ – огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь.

Найдите сравнения, олицетворения. (солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.)

Теперь кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

 Отвечают на вопросы

Слушают учителя

Слушают, следят за чтением

Отвечают на вопросы, подбирают синонимы, антонимы к словам.

Находят в стихотворении разные литературные средства выразительности.

П.: извлечение необходимой информации из текста.

П.: поиск и выделение необходимой информации

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение

Р.: выполнение учебного действия

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р.: выполнение учебного действия

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

Нагляд.: презентация

8:30-8:40

Перед вами три смайлика. Поднимите тот, который больше всего соответствует вашему настроению на уроке  и степени удовлетворения от проделанной работы.

Итак, с каким стихотворением вы познакомились сегодня на уроке?

Кто написал это стихотворение?

Поднимите руку, кому понравилось это стихотворение.

Какие цели мы ставили на уроке?

Достигли ли мы их?

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

Урок окончен.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый  контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...

Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)

Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...

Урок обучения грамоте (технологическая карта урока) 1 класс УМК Школа России

Технологическая карта с применением Электронного приложения Обучение грамоте к Азбуке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской,М.. Бойкиной УМК Школа России...

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Класс: 3 Тема урока: «Конструирование. Макет парка»

Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урокаДидактические: 1 Формирование умения работать по плану; 2 Изуч...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...