Литература 1 класс викторина "По дорогам сказок А.С.Пушкина"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

викторина "По дорогам сказок А.С.Пушкина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт урока по литературному чтению

в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

Тарасовой Ольги Александровны,

студентки 46 группы специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Дата: 23.05.2016

ОУ № 40

 Класс 1 «В»

Программа: «Гармония»

Тема: «По дорогам сказок А.С.Пушкина»

Цель: Создание условия для применения обобщённой системы знаний полученной в результате изучения сказок А.С.Пушкина

Планируемый результат:

Личностный – Демонстрируют интерес к творчеству А.С.Пушкина, доброжелательность

Метапредметный – Демонстрируют умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;

умение оценивать свою работу на уроке; умение извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения; умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеют диалогической и монологической речью;  демонстрируют умение задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметный – Демонстрируют знания о творчестве А.С.Пушкина, узнают сказку по ее характерным особенностям, расширяют читательский кругозор.

Задачи:

Воспитательная задача – Развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина, доброжелательность

 ориентации в нравственном содержании и смысле  своих поступков и поступках других людей, доброжелательность.

Развивающая задача – Развивать регулятивные УУД:  самостоятельно  формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; развивать умение оценивать свою работу на уроке; познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения. коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать диалогическую и монологическую речь; задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Образовательная задача – Совершенствовать знания о творчестве А.С.Пушкина, умения узнавать сказку по ее характерным особенностям, расширять читательский кругозор.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации (обобщающий урок)

Оснащение: презентация Викторина «По дорогам сказок А.С.Пушкина», ноутбук проектор

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Принципы обучения и воспитания:

Принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);

принцип наглядности; 

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности; 

принцип создание положительного эмоционального подъёма;

принцип воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение, работа с учебником.

По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) – частично-поисковый, проблемный.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

Методы организации учебно – познавательной деятельности: методы самостоятельной работы.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

План урока: 

1. Мотивация к учебной деятельности (1-2мин).

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (10-15мин).

3. Комплексное применение и систематизация знаний.(15-20мин).

4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. (5-8мин). 

5. Рефлексия учебной деятельности (1-2мин).

Использованная литература:

Список литературы:  

1.        Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

2.        А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

3.        А.Я. Данилюк. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/19/viktorina-po-skazkam-pushkina

Макет доски

23 мая

Ход урока:

Этапы урока,  задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат  с учетом формируемых УУД

1)Мотивация к учебной деятельности

Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа)

-Здравствуйте, ребята меня зовут Ольга Александровна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Уберите, пожалуйста, все лишнее с парт. Подравняйтесь. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбки располагают к приятному общению. Садитесь.

Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

2) Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задача: Повторить материал изученный на предыдущем уроке, сформулировать тему и задачи урока.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа), демонстрация,

Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Проверка домашнего задания.

Ребята, сегодня я хочу с вами провести викторину.

А вот на какую тему она будет вам нужно будет догадаться.

Посмотрите на слайд.

Изображены 4 иллюстрации.

А вообще к какому жанру принадлежат эти иллюстрации?

Вам нужно выбрать одну лишнюю и объяснить почему.

(репка – русская народная сказка, а остальные сказки А.С.Пушкина)

Итак, ребята значит сказки какими могут быть?

(народными и литературными,  а литературные делятся на авторские)

Сегодня викторина у нас будет по сказкам, а как вы думаете какого автора? (А.С.Пушкина)

Правильно, и тема нашего урока будет звучать так: Викторина «По дорогам сказок А.С.Пушкина»

 

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы

Познавательный УУД: извлекать информацию представленную в разных формах, строить рассуждения

3) Комплексное применение и систематизация знаний.

Задача: Применить полученные знания

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа), наглядный (демонстрация)

Для викторины нам нужны три команды. Я предлагаю так, что первый ряд это первая команда, второй ряд, вторая команды и третий ряд третья команда.

Каждой команде на обдумывание ответа будет даваться 30 секунд.  

Если команда не отвечает, вопрос переходит к следующей команде.

За каждый правильный ответ будет начисляться по одному баллу.

А если кто то будет помогать другой команде, либо мешать той команде будет засчитываться штрафные очки.

Кому не понятны правила?

Тогда начнем. Первая команда вам первый вопрос:

  1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

(«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря...»
)

  1. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей?

(первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,
вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,
третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»)

  1. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? 

(царь Дадон)

  1. В какой сказке А.С.Пушкина «живёт» Шамаханская царица?

(«Сказка о золотом петушке»)

  1. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», каких работников искал поп на базаре?

(конюха, повара и плотника)

  1. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

(33 года)

  1. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..»)

  1. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону?

(указывал с какой стороны есть угроза нападения на владения царя)

  1. . В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как вы думаете, почему сенную девушку звали Чернавка?

(Она была служанкой, выполняла «чёрную» работу по дому)

  1. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как звали жениха мёртвой царевны?

(Елисей)

  1. Какие желания были у старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

(- новое корыто
- новая изба
- быть столбовою дворянкой
- быть вольною царицей
- быть владычицей морскою)

  1. Кто дал царю Дадону золотого петушка?

(мудрец-звездочёт)

  1. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

  1. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин оставил старуху у разбитого корыта?

(за непомерную жадность)

А сейчас будет другое задание. Вам нужно будет отгадать хозяина данного предмета.

  1. Яблоко (царица-мачеха)
  2. Белка (царь Гвидон)
  3. Веревка (Балда)
  4. Рыбка (старик)
  5. Зеркало (царица-мачеха)
  6. Орехи (белочка)
  7. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? (в землянке)
  8. Сколько было сыновей у царя Дадона в "Сказке о золотом петушке"?  (2)
  9. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? (хрусталь)
  10. В каких насекомых превращался князь Гвидон? (в комара, шмеля, муху)

А сейчас вам нужно будет продолжить фразу:

  1. «Ветер, ветер! Ты могуч: … ты гоняешь стаи туч…».
  2. «Жил старик со своею старухой у … самого синего моря».
  3. «Чем вы, гости, торг ведёте: … и куда теперь плывете?».

Личностные УУД:  проявление интереса к уроку

Регулятивные УУД: планировать пути решения поставленной проблемы

Коммуникативные УУД:  высказывать свои мысли в  устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, овладение диалогической и монологической речью.

4) Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

Задача: Проверка полученных результатов

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа), работа с текстом

А сейчас, давайте почитаем какие результаты у нас получились.

Какой же ряд знает сказки А.С.Пушкина лучше.

Итак,  ….. ряд получил .. очков, ….. ряд получил .. очков, ….. ряд получил .. очков.

Получается, что …. ряд знает лучше сказки А.С.Пушкина, и я им выдаю вот такие жетоны.

…. ряд как вы думаете, что нужно посоветовать остальным, чтобы они так же хорошо знали сказки и так же смело и быстро отвечали?

5) Рефлексия учебной деятельности

Задача: Подвести итог урока, провести рефлексию деятельности

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

(Поощрение. Создание ситуации успеха)

Итак, ребята какой была тема нашего урока?

Что нового вы узнали?

Понравилась ли вам викторины?

Что было для вас легким? А что сложным?

Молодцы ребята, вы сегодня мне очень помогли, хорошо занимались и правильно отвечали.

Спасибо за урок.

Урок окончен.

        

Личностные УУД: самоопределение

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать  свои мысли, владение диалогической формы речи

Регулятивные УУД: умение оценивать свою работу на уроке.

А.С. Пушкин

У лукоморья дуб зелёный

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

А.С. Пушкин

У лукоморья дуб зелёный

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина Выполняла работу: Студентка 46 группы Тарасова Ольга Александровна

Слайд 3

Какая сказка лишняя?

Слайд 4

Сказки Народные Литературные Авторские

Слайд 5

Викторина « По дорогам сказок А.С.Пушкина »

Слайд 6

1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? « Жил старик со своею старухой У самого синего моря...»

Слайд 7

2. В «Сказке о Царе Салтане » какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей? первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…», вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…», третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»

Слайд 8

3. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? царь Дадон

Слайд 9

4. В какой сказке А.С.Пушкина «живёт» Шамаханская царица? « Сказка о золотом петушке»

Слайд 10

5. В «Сказке о попе и о работнике его Балде », каких работников искал поп на базаре? конюха, повара и плотника

Слайд 11

6. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 33 года

Слайд 12

7. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? « Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?..»

Слайд 13

8. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону ? указывал с какой стороны есть угроза нападения на владения царя

Слайд 14

9. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как вы думаете, почему сенную девушку звали Чернавка? Она была служанкой, выполняла «чёрную» работу по дому

Слайд 15

10. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как звали жениха мёртвой царевны? Елисей

Слайд 16

11. Какие желания были у старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»? - новое корыто - новая изба - быть столбовою дворянкой - быть вольною царицей - быть владычицей морскою

Слайд 17

12. Кто дал царю Дадону золотого петушка? мудрец-звездочёт

Слайд 18

13. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной? « Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

Слайд 19

14. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин оставил старуху у разбитого корыта? за непомерную жадность

Слайд 20

«Волшебный сундучок» царица –мачеха царь Гвидон Балда

Слайд 21

«Волшебный сундучок» с тарик царица-мачеха белочка

Слайд 22

21. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В землянке

Слайд 23

22. Сколько было сыновей у царя Дадона в "Сказке о золотом петушке"? Два

Слайд 24

23. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? Хрусталь

Слайд 25

24. В каких насекомых превращался князь Гвидон ? В комара, шмеля, муху

Слайд 26

Продолжите фразу: «Ветер, ветер! Ты могуч: … « Жил старик со своею старухой у … « Чем вы, гости, торг ведёте: … ты гоняешь стаи туч …». самого синего моря ». и куда теперь плывете?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме «По дорогам сказок»

Цель: попытаться привлечь внимание детей к книгам и чтению.Задачи: способствовать развитию коммуникативных навыков, творческих способностей, попытаться воспитать взаимопомощь и уважение  др...

Урок чтения в 3 классе "По дорогам сказок"

Расширить читательский кругозор учащихся, сформировать привычку к самостоятельному чтению; научить анализировать книги, охарактеризовать главных героев, дать оценку их действиям. Работать над развитие...

По дорогам сказок А.С.Пушкина

Данная работа представляет собой урок внеклассного чтения по теме " Сказки Пушкина", который проводится в форме викторины.........

"По дорогам сказок А.С.Пушкина"

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина....

Внеклассное мероприятие в 1 классе "По дорогам сказок"

Игра-викторина позволит увлекательно провести занятие во внеурочное время...

Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе "На тропинках сказок А.С. Пушкина"

Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе "На тропинках сказок А.С. Пушкина"...

Урок литературного чтения на родном русском языке 1 класс " По дорогам сказок\'

Урок- викторина, урок - обобщение по сказкам.Можно использовать на семинарах....