Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе "На тропинках сказок А.С. Пушкина"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Дмитриева Ольга Игоревна

Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе "На тропинках сказок А.С. Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе

Тема: « На тропинках сказок Александра Сергеевича Пушкина»

Автор: Дмитриева Ольга Игоревна, учитель начальных классов.

Цели:
Образовательные:
-Повторить, закрепить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина,

- Познакомить с некоторыми страницами биографии великого русского поэта,

- Закрепить и уточнить полученные ранее знания детей о сказках А.С.  Пушкина

Развивающие:
- Развивать образное мышление, речь, память,

-Творческие способности, обогащение словарного запаса.

Воспитательные:
- Воспитывать дружбу, взаимопомощь, эстетические и нравственные качества.

- Привить любовь к чтению, к книге.

-Развитие культуры общение.

Оборудование:

Детские рисунки на тему сказок Пушкина, портреты Пушкина, иллюстрации к сказкам, аудиозапись.

Ход мероприятия.

Орг. Момент

Здравствуйте, ребята. Послушайте песню и постарайтесь узнать автора стихотворения.

(песня ).

Ну, и кто догадался?! Кто автор этого стихотворения? Из какой поэмы это стихотворение?

(собираю ответы)

Объявление темы.

Как вы думаете, какая тема нашего мероприятия?  ( собираю ответы)
-Итак, тема нашего мероприятия «На тропинках сказок Александра Сергеевича Пушкина»

Дороги Пушкина.
Какие они родные!
Осенью размытые.
Летом пыльные.
Зимой – теряющиеся под снегом.
А весной – как большие реки.

Беседа о биографии Пушкина.

- Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие – в Мир сказок А.С.Пушкина…

Отправляемся, чтобы отдать должное великому поэту, писателю, сказочнику, чтобы вспомнить его сказки, хорошо знакомые или немного забытые, узнать о них что-то новое, себя показать и на других посмотреть.

-Ребята, что вы можете рассказать о его жизни? (собираю ответы)
Александр Сергеевич Пушкин - самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. "Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца", - говорит А. Твардовский. В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, "пожирал" книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезными оказались для поэта домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Всё это оказало большое влияние на одарённого и впечатлительного мальчика. А сказки! Рассказанные в детстве его старой няней, они оставили большой след в его сознании. В письме к брату в 1824 году он написал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" Если начнёт поэт рассказывать о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой великана, о коварном и трусливом Фарлафе, о приключениях могучего Гвидона и прекрасной царевне Лебедь, - невозможно оторваться от чтения.

Но не только сказки, но и другие сочинения Пушкина так интересны, так увлекательны!

Пушкин написал и о молодом юноше Дубровском, и честном офицере Гринёве, который дружил с грозным человеком - Пугачёвым. Он рассказал нам о старине, о древних русских князьях, о жизни и людях нашей страны более трёхсот лет назад... А сколько стихов у Пушкина! С изумительной поэтической силой и любовью рисует поэт картины родной природы! Мы видим русские деревни, величественное Чёрное море, южные степи и бурные реки Кавказа. С необычайной широтой и правдивостью освещает поэт все стороны и явления современной ему действительности (чтение стихотворений А.С. Пушкина).  По словам Н. Г. Чернышевского, Пушкин способен "увлекаться и увлекать", привязываться к человеку "всеми силами души". Вот и становятся понятны и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и благодарность ему русского народа.

-Ребята, теперь мы устроим викторину и узнаем, кто из вас лучше всех знает сказки Пушкина. У нас есть 3 команды. Выберите себе капитана.

Викторина.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-Посмотрите на иллюстрацию. Узнаете что это за сказка?

– «Сказка о царе Салтане…» была написана летом 1831 года в Царском Селе.

– Кто скажет полное название сказки?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

– Сказка появилась вследствие состязания между Пушкиным и Жуковским по переложению народных сказок для детей. Это одна из самых русских сказок Пушкина. И герои обрисованы в сказочной манере. Давайте вспомним особенности народных сказок, которые проявляются в этой и других сказках Пушкина:

  1. В народных сказках обычно резко противопоставляются добрые и злые действующие лица, причём победа в конце концов остаётся на стороне добрых, а злые терпят наказание. Какие персонажи противопоставлены в сказке Пушкина? (Дети называют персонажей из сказки о царе Салтане, о мёртвой царевне)
  2. Какие злые герои оказываются наказанными? (Поп из сказки о Балде, царица из сказки о мёртвой царевне, старуха из сказки о рыбаке и рыбке…)
  3. Ещё одна особенность – действие происходит в неопределённой сказочной обстановке – негде в тридевятом царстве в тридесятом государстве.
  4. Какие Пушкинские сказки имеют народный сказочный зачин? («Жил был поп толоконный лоб…», «Жил старик со своею старухой…», «Негде в тридевятом царстве…»)
  5. События в сказках складываются по тройственной схеме, т.е. происходят трижды, как в былинах, с повторяющимися словесными формулировками. Приведите примеры. (Гвидон трижды посещает царство Салтана, на острове его ждут три чуда (не считая первого чуда – построения города); Балда побеждает бесёнка в трёх состязаниях (в беге, бросании палки, в верховой езде) и даёт попу три щелчка и т.д.)

Викторина по «Сказке о царе Салтане…»

  1. Какое дерево увидели царица с сыном, когда вышли из бочки, вынесенной волной на берег? (Дуб)
  2. Что услышал царевич Гвидон, подходя к морю, когда отправился на поиски дичи? (Стон)
  3. В каком облике летал Гвидон к царю Салтану? (Комар, муха, шмель)
  4. Мимо какого острова проплывали корабельщики, направляясь «в царство славного Салтана»? (Мимо острова Буяна)
  5. Сколько братьев было у царевны Лебеди? (33 богатыря)
  6. О каких трёх чудесах рассказывали царю Салтану повариха, ткачиха с сватьей бабой Баборихой ? (О поющей белке, о 33 богатырях, о царевне – Лебеди)
  7. Чьими племянниками были 33 богатыря? (Черномора)
  8. Какую песенку пела белка, грызя орешки? («Во саду ли, в огороде…»)
  9. Что произошло с ткачихой оттого, что Гвидон очень разозлился? (Она окривела на один глаз)
  10. Что было у царевны – Лебеди во лбу? («А во лбу звезда горит…»)

Викторина по «Сказке о попе и работнике его Балде»

  1. За какую плату Балда работал у попа? (В год за 3 щелчка попу в лоб)
  2. За скольких человек ел Балда? (За четверых)
  3. Как попёнок звал Балду? (Тятя)
  4. Какое средство придумала попадья, чтобы избавиться от Балды и спасти лоб попа? (Отправить Балду за оброком к чертям)
  5. Чьим голосом говорил подосланный к Балде бесёнок? (Мяукал, как голодный котёнок)
  6. Сколько зайцев поймал Балда в ближнем леске? (Двух)
  7. Какую хитрость с кобылой придумал Балда, чтобы провести бесёнка (Балда дал задание чертёнку пронести коня, а сам, сказав, что пронесёт коня под собой, сел на него и поскакал)
  8. Чего лишился поп после второго щелчка? («Лишился поп языка»)
  9. Что Балда приговаривал с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
  10. Какое самое главное противоречие в Балде? (Хитрый находчивый, но – Балда!)

Конкурс капитанов. Кто быстрее соберет разрезанную картинку и назовет, из какой она сказки.

Конкурс инсценировка.( Ребятам предлагается вытянуть одну из сказок Пушкина и подготовить инсценировку отрывка из этой сказки.)

-Ребята, а сейчас мы проверим какая группа самая творческая. Ваша задача как можно интереснее, правдоподобнее, оригинальнее показать отрывок из сказки. Решать кто победил, будут все.

«Золотая рыбка»

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море".
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось".

Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто".

«Сказка о царе Салтане»

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир". -
"Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".-
"Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
"Здравствуй, красная девица, -
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха".

«Сказка о спящей царевне и 7 богатырях»

Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?” Зеркальце в ответ:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

 -А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете тексты пушкинских сказок. Я буду зачитывать вам строки из сказок Пушкина, пропуская последнее слово или слова, а вы должны угадать, какие слова пропущены.

Три девицы под окном
Пряли поздно.….. (вечерком )
Ах ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне ……… (назло)
С первого щелчка
подпрыгнул поп до…. (потолка)
Со второго щелчка лишился поп….. (языка)
А с третьего щелчка …..(Вышибло ум у старика)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А …… (неведомую зверушку)
Жил-был поп,
Толоконный….. (лоб)
В синем море звезды блещут,
В синем море волны…. (хлещут)
Нужен мен работник,
Повар, конюх и ..…… (плотник)
В этот же день стал княжить он,
И нарекся князь ….. (Гвидон)
Не хочу быть черною крестьянкой,
Хочу быть столбовою ……. (дворянкой)
Ветер по морю гуляет и кораблик……. (подгоняет)
Он бежит себе в волнах, на раздутых ……. (парусах)
И молва трезвонить стала
Дочка царская …… (пропала)
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать …… (велят)
И желанная страна
Вот уже вдали ……. (видна)
Ладно ль за морем иль худо,
И какое в свете …… (чудо)
Здравствуй, Балда - мужичок,
Какой тебе надобен …… (оброк)
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз …….. (не сводит)
Чем вы, гости, торг ведете,
И куда теперь ……. (плывете)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи …………….(туч)
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный ……………(рожок)
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам…………(урок)

-Дополнительные вопросы.

  1. Кто жил у самого синего моря?
  2. Сколько было богатырей?
  3. Как звали царевича – жениха спящей царевны?
  4. Кто сторожил царство Дадона?
  5. С чем осталась злая старуха?
  6. Остров, на котором поселился царевич Гвидон?
  7. Над чем чахнет Кащей?
  8. Какие орешки грызла белочка?
  9. Кого поп нанял в работники?
  10. Чем могла удивить царевна – Лебедь?
  11. Для кого А.С.Пушкин писал свои сказки?

Рефлексия

-Ребята, что нового вы узнали на занятие сегодня? О каких сказках мы вспомнили? Вам понравилось занятие? (включаю аудиозапись со стихотворением Пушкина)

Всем спасибо за занятие!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Осенняя смешинка»

Концертно-юмористическая программа носит развлекательный характер....

Конспект внеклассного мероприятия 1 класс "Путешествие к индейцам"

Внеклассное мероприятие на природе "Путешествие к индейцам" может быть проведено в любом классе. Очень весело, необычно, поучительно, где сближаются родители и дети....

Конспект внеклассного мероприятия 3 класс. «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»

Тема: «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»Цели: прививать интерес к чтению; развивать память, внимание, логическое мышлениеОборудование: презентация, картинки, фишки...

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Секреты здорового питания»

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Секреты здорового питания».Цель: формировать у обучающихся представления о здоровом питании, о значении питания для человека....

Конспект внеклассного мероприятия "По страницам любимых сказок"

Вашему вниманию предоставляю конспект внеклассного мероприятия на тему "По страницам любимых сказок" ....

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"...