Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"
план-конспект занятия (3 класс)

Такиуллина Эмилия Фаязовна

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект внеклассного мероприятия по теме

«Человек – природное существо и член общества»

Экологическая игра

Выполнила:

студентка группы 43

Такиуллина Эмилия

Проверил:

Горячёва Светлана Леонидовна

Челябинск, 2019

Дата проведения мероприятия: 09.04.19

ФИО учителя: Свергунова Н.А.

Класс: 3 «А»

Тема: «Человек – природное существо и член общества»

Цели: формирование экологических знаний об внимательном и заботливом отношении к природе, ко всему живому.

Оборудование: презентация, глобус, карточки-задания для групп, конверты с письмом, дополнительная литература: книги, статьи, журналы; карточки с приметами, карточки с тестом.

Ход мероприятия:

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

3 мин.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем мероприятии. Присаживайтесь.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Пусть это мероприятие подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.

-Покажите, смайлики какое у вас сейчас настроение?

Слушают учителя.

Оценивают настроения с помощью смайликов.

2. Основной

35 мин.

 1. Чтение стихотворения

Держа в руке глобус, ученик рассказывает стихотворение.

Звучит голос Земли:

- Мне радостно слышать вас и обидно .

Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

Голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

Тема нашего занятия так и звучит «Человек – природное существо и член общества»

-Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах.

- Какие же цели мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?

И что угрожает нашей планете Земля?

На все эти вопросы ответите вы сами.

Давайте разделимся на три группы.

А перед этим выполним опрос.

Инструкция: выберите нужный ответ на вопрос.

Вопрос

ДА

НЕТ

1

Любите ли Вы быть в центре внимания?

2

Легко ли вам удается найти тему для разговора с незнакомым человеком?

3

Всегда ли Вы внимательно слушаете собеседника?

4

Имеются ли хотя бы две области, в которых Вы разбираетесь?

5

Раздражает ли Вас, если Вашим мнением пренебрегают?

6

Хороший ли Вы оратор?

7

Будете ли Вы продолжать разговор, если тема разговора Вам не известна?

8

Вы любите больше говорить, чем слушать?

9

Любите ли Вы давать советы?

10

Имеете ли Вы собственное мнение по любому вопросу?

11

Дадите ли Вы понять собеседнику, что тема разговора Вам не интересна?

- Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают?

Задания для групп.

1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.

2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.

3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.

Выступают ботаники

- У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Выступают географы

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

Пресных вод приходится очень мало.
Поэтому воду нужно беречь. 
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!

Ребята, какие же признаки грозной беды мы можем выявить?

Кто виноват во всех причинах болезни планеты?

- Видно, люди забыли о том , что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

- Что имел в виду автор этих строк ?

- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

- Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

- Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.

Интересно, а как вы приводите себя в порядок ?

- Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

- Вспомним правила гигиены здоровья.

- А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

Итак, отправляемся в путешествие. 

 1. Станция "Лесная почта"

Каждой группе дается задание.

На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

Письмо №1

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Правильно ли поступила девочка?

Письмо №2

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

- Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные

2. Станция "Лесная Аптека" на службе человека.

Добрый врач, бывалый врач
Чуть услышит стон и плач
В ранний час и полночь
Поспешит на помощь.

- Какая группа больше напишет лекарственных растений? (Рассказывает ученик)

Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. 

Физкультминутка

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил 
Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови 
И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

3. Станция "Маленькие тайны природы"

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?

Почему крапива сильно "жжется"?

Какой зверь на земле самый чистоплотный?

На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего?

Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

Назовите самого прожорливого хищника планеты

Куда исчезают лягушки, жабы зимой?

Ты натер ногу в пути, как облегчить боль?

Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар.

4. Станция " Музыкальный калейдоскоп".

Наши ученые вспомнят песню: зоологи - песни, в которых поётся о животных

  • Ботаники - о цветах, растениях,
  • Географы - о погоде, воде, воздухе

Спойте строчку, а можно и 1 куплет, песни.

5. Станция "Природные синоптики".

На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их "собрать". За быстроту - 1 балл, за правильность - 2 балла.

  • В январе/ к вечеру/ потеплело - к осадкам. (3 листка)
  • В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.
  • В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой

Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему".

Ять-ять-ять - …
Ля-ля-ля - …
Ождь-ождь-ождь - …
Я-я-я - …

  • Что угрожает нашей планете?
  • Как решить проблему с болезнью нашей планеты?
  • Как вы должны заботиться о природе?

  • Какие экологические катастрофы вы видите в нашем городе?
  • Как их можно устранить?

Я уверена, что вы уже сейчас начнете заботиться о своей планете.

Земля - наш дом

(3 ученика рассказывают стихотворения)

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
И мы докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Ребята понравилось вам мероприятие? 
Давайте украсим нашу планету цветами!

Самая прекрасная, родная, 
Разноцветная, веселая, живая, 
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

Ответы детей.

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

Ответы детей.

1.Выявить экологические проблемы;

2.Узнать, что изучают ученые: ботаники, зоологи, географы.

Делятся на группы.

(Учащиеся читают задания и дополнительную литературу, выбирая основной материал и затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)

Признаки грозной беды.

1. Вырубка лесов. Ботаники

2. Гибель животных. Зоологи

3. Загрязнение воды. Географы

4. Загрязнение воздуха.

5. Накопление мусора.

6. Отравление почвы.

(Человек )

(Ответы детей )

(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

Выполняют упражнения.

(Нет, только в ответ на боль, даже слабую).

(В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

(Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).

(Принимая "муравьиную ванну", птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой).

(Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).

(Спят).

(Приложить лист подорожника).

(Ромашка)

("У природы нет плохой погоды"; "Что мне снег, что мне зной"; "Снег кружится, летает, летает"; "Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай"; "От улыбки в небе радуга проснётся.)

Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.
Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.
Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.
Я-я-я - Наука экология.

Ответы детей.

(о птицах, о чистоте, на речке - мусор, битые стекла)

(завод)

Слушают стихотворение.

3. Заключительный

7 мин.

А сейчас, чтобы подвести итоги нашего занятия, выполним тест.

Инструкция: прочитайте вопросы и выберете один вариант ответа.

1. что такое экология?

 а) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой;

 б) наука о взаимодействии человека и природы;

 в) наука о природе.

2. Какие глобальные экологические проблемы современности вы знаете?

 а)  проблема загрязнения окружающей среды, проблема парникового эффекта, разрушение озонового слоя;

 б) заканчиваются исчерпаемые ресурсы, люди вырубают лесов;

 в) сжигание попутного газа в факелах, радиоактивное загрязнение, утилизация отходов;

3. Какие антропогенные факторы изменения окружающей среды Вы знаете?

 а) рост городов, загрязнение почв, воды, воздуха, вырубка лесов;

 б)  осушение болот, распашка земель, снижение численности популяции опылителей и опыляемых растений;

 в)  разрушение почвы копытными животными, увеличение численности бактерий, повышение кислотности почвы.

4. что такое Красная книга?

 а)  аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов;

 б) описание наиболее редких животных и растений;

 в) перечень негативных действий человека по отношению к природе.

5. Кто, прежде всего, должен заниматься охраной природы?

 а) прежде всего, я сам и все люди на планете;

 б)  специалисты – экологи, министерство природных ресурсов, руководители промышленных предприятий;

 в) президент страны;

6. Можно ли рвать цветы в лесу или приносить домой диких животных?

 а) да;

 б) не знаю;

 в) нет.

Напутствие.

Люди! Берегите природу, всё, что она вам может дать. Ведь человеку отпущено так мало времени. Любите солнце и звёзды, наслаждайтесь летним теплом и снежными зимами, зеленью лесов и холодным ветром. Любите природу во всём её многообразии, ибо всё в ней прекрасно. Надо лишь уметь видеть красоту и беззащитность в каждом её явлении. Будьте для неё охраной и защитой! Берегите природу от плохих своих помыслов и действий.

Вы хорошо работали, Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина

данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....

конспект внеклассного мероприятия

Выпуской вечер в 4 классе....

Конспект внеклассного мероприятия "Изменение и сохранение климата

В методической разработке представлены материалы на экологическую тему в номинации "Изменение и сохранение климата" . Через красоту и тайны цветов я стараюсь прививать любовь к окружающему миру,...

Поклонимся великим тем годам! План-конспект внеклассного мероприятия

План-конспек внеклассного мероприятия (1-4кл.), посвященного Дню Победы.Использованы стихи поэтов г. Армавира. В ходе мероприятия проводится встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, работника...

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Осенняя смешинка»

Концертно-юмористическая программа носит развлекательный характер....

Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру

Формирование УУД на внеклассном занятиии по окружающему миру...