Дидактические игры на уроках обучения грамоте
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Вахрушева Светлана Васильевна

В разработке представлены игры по обучению грамоте и чтению.Игры направлены на разработку следующих умений:выделение и распознавание звуков,чтение слов и предложений,распознавание графического облика букв,деление слов на слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_urokah_obucheniya_gramote.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

                               Дидактические игры на уроках обучения грамоте

        Главная забота учителей, обучающих первоклассников, – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство. Вспомним слова В.А.Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Приведу примеры использования дидактических игр на уроках обучения грамоте. 

         На первых уроках при ознакомлении детей с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре «Живые слова».

         К доске выходят трое учеников (это дети, выступающие в роли слов), а остальным даётся задание составить предложение, например: Ёжик несёт яблоко. Дети у доски выбирают себе слова из составленного предложения. Классу даётся задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение. Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый своё слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно.

В другом варианте игры можно предложить детям, выступающим в роли слов, слова, например: белка, грибы, сушит. Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая «живые слова» у доски. Дети - «слова» произносят свои слова, и у них получается предложение: Белка сушит грибы. Эту игру можно использовать и при изучении других тем.

Игра «Закончи предложение».

Детям предлагается закончить предложения:

Книга лежит на ... .

Человек находится в ....

Мы играли на ....

Дети пошли утром ....

                 При ознакомлении детей со звуковой стороной слова, при обучении звуковому анализу важное место также отводится игре. При изучении и выделении звуков хорошо использовать игру «Назови слова, в которых есть данный звук». Так, при изучении звука [у] расставляют на столе игрушки. На уроке в гости к детям приходит нарядная кукла Алёнка. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у неё сегодня день рождения.

- Давайте подарим Алёнке игрушки, в названиях которых слышится звук [у], - предлагается учащимся.

Дети называют игрушки: кукла, уточка, петушок, кубики, курочка, гусь.

Развитию внимания, умения определять на слух нужный звук способствует игра  «Какой звук «заблудился?»

Жил в лесу один чудак,

Разводил в саду он лак. (Мак)

Нам темно, мы просим папу

Нам включить поярче ла..пу. (Лампу)

Игра «Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Учитель:

-    Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).

Игра «Рыбалка».

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Игра «Кто больше»

Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые начинаются (в которых есть) определенный звук.

Игры   со слогами

Игра «Капитаны»

Для этой игры нужны цветные рисунки корабельной бухты, корабликов с согласными буквами (одна сторона у кораблика окрашена в синий цвет а другая - в зеленый) .карты путешествий по которым капитаны   ведут корабли. На картах изображены острова с гласными буквами. Когда кораблик подплывает к острову, капитан читает название острова ка, хо ,ки.  Если слияние мягкое, то поворачиваем кораблик на зеленую сторону, если твердое слияние - на синюю сторону. Класс дополняет слог - слияние до полного слова.

Для отработки навыков чтения слогов - слияний и для совершенствования речи  учащихся можно использовать игровые тематические таблицы.

«Курочка с цыплятами»

Вышла курочка гулять , свежей травки пощипать

 А за ней цыплятки — малые ребятки.

-   Цып - цып - цып

-Сюда ,сюда ! Я вам буковку нашла !

Прибежал веселый А , прочитали дети ...(на).

Прибежал задорный О, прочитали дети ...(но).

Прибежал упрямый У, прочитали дети ...(ну).

 Прибежал зазнайка Е, прочитали дети ...(не).

Игра« Дупло»

Вот это дуб, а в нем дупло,

Где поселилась буква О.

Буква эта гласная, но дружна с согласными.

Жёлудь «эль» упал в дупло, прочитали дети ...(ло).

Жёлудь «эн»упал в дупло, прочитали дети ...(но)..

Игра «Составить слово»

Предлагаются разбросанные слоги. Последний слог слова является первым

для следующего слова:

Мо - ло — ко

Ро-

Ва-

Игра «Математическая грамматика».

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например:  с + том - м + лиса - са + ца = (столица)

Игра «Допиши словечко».

На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например:  Воробей взлетел повыше:

                    Видно все с высокой        (крыши).

 Игра «Лишний звук»

Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Игра «Добавь звук »

Добавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.

Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

Игра «Замени и прочитай»

В данных словах замените один согласный звук.

Например: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

       Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах. А еще важно, чтобы первоклассники получали максимум радости и удовольствия от работы.

     Игры, игровые упражнения, соревновательные моменты, применяемые на уроках в 1 классе, делают процесс обучения грамоте интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Материал содержит подборку игр, которые можно использовать начиная с первых уроков обучения грамоте...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изуче...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

В работе описаны дидактические игры, которые можно использовать на уроках обучения грамоте....

Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка.

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных  способностей детей младшего школьного возраста....

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Дидактические игры на уроках обучения грамоте в первом классе...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выгодский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это ...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

ИГРЫ   на уроках обучения грамоте...