Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (система Л.В.Занкова)
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Широких Ирина Геннадиевна

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе авторской программы В.А.Лазаревой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit._chtenie_1_klass_shirokih.docx75.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Широких Ирины Геннадиевны

высшей квалификационной категории

 по курсу  «Литературное чтение»

1 класс

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета "Литературное чтение" для четырехлетней начальной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта  начального общего   образования (Москва, 2009), в основу положена авторская  программа, разработанная   В.А. Лазаревой. (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Составители Лазарева В.А.. - Самара: Издательский дом «Федоров» , 2012 г.; 1 класс). Программа составлена в соответствии с дидактическими принципами системы Л.В. Занкова для начальной школы. Имеет гриф Министерства образования Российской Федерации.

МЕСТО КУРСА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

                Курс «Литературное чтение»  рассчитан на послебукварный период и составляет 40 часов, 4 часа в неделю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Цель курса:        нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.

Задачи курса:

- формирование беглого, осознанного  и выразительного чтения разных видов текста; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной;

- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных  ценностей и качеств ребёнка и формирование нравственных понятий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (40 часов)

Вводное занятие. (1 ч)
Раздел 1. Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!  (9 ч)

  1. Изобразительная природа художественного текста. К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
  2. Изобразительная природа художественного текста. Д. С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна..»
  3. Изобразительные возможности художественного текста. А. С. Пушкин «…Под голубыми небесами». Г. М. Новицкая «Береза».
  4. Н. А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани…»
  5. Способы изображения художественного образа.Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве ». В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре».
  6. Способы изображения художественного образа. В.Е. Викторов «Волшебство» А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает..»  Тим Собакин «Уходит тихо лето».
  7. Звукопись как способ изображения художественного образа. М. Я. Бородицкая «Разговор с пчелой». А. А. Усачев «Шуршащая песня».
  8. Звукопись как способ изображения художественного образа А. А. Шибаев «Переполох, А.Л.Барто «Игра в слова».
  9. Изобразительные возможности художественного текста.Т. М. Белозеров «Тучка».С. И. Ожегов «Статья из толкового словаря о дожде». К. Г. Паустовский «Мелкий грибной дождь».

Раздел 2. Над вымыслом слезами обольюсь. (4 ч)

  1. Выразительность художественного текста. Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость».И. П. Токмакова «Это ничья кошка».
  2. Выразительность художественного текста. А.А. Фет «Мама! Глянь-ка …» И.П. Токмакова «Осень» И.С.Никитин «Встреча зимы»
  3. Выразительное чтение. В. Д. Берестов «Заяц барабанщик». И. П. Токмакова «Крокодила», «Я ненавижу Тарасова».
  4. Выразительное чтение. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». А. Н. Плещеев «Скучная картина»

Раздел 3. Сладко да ладно. (5ч)

  1. Особенности поэтически хтекстов. «Весна-красна» по И. Соколову-Микитову. А. Н. Плещеев «Весна». Д. Чиарди «Об удивительных птицах».
  2. Особенности поэтических текстов. А. Милн.  «Хвосты». Считалки.
  3. Рифма. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок)
  4. Рифма. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок). Н. В. Гернет , Д. И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
  5. Способы рифмовки в поэтическом тексте. Ю.Тувим «Про пана Трулялинского»

Раздел 4. А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает. (7 ч)

  1. Фантастические образы в художественных произведениях.  С. Я. Маршак «Дремота и зевота»
  2. Способы художественного воплощения фантастического. Ю. Тувим «Чудеса». Б. В. Заходер «Приятная встреча»
  3. Способы художественного воплощения фантастического. Д. Биссет «Орел и овечка».
  4. Реальная основа фантастической картины в художественном образе. М. Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется».
  5. Реальная основа фантастической картины в художественном образе. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок)
  6. Роль фантастического элемента  в художественном тексте. Б. В. Заходер «Моя Вообразилия».
  7. Роль фантастического элемента  в художественном тексте. Э.Э Мошковская «Хитрые старушки».

Раздел 5. Чтение - вот лучшее учение. (14 ч)

  1. Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. Л. Н. Толстой «Косточка».
  2. Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. В.А. Осеева «Сыновья»
  3. Нравственная проблематика и идея произведения. И. А. Крылов «Чиж и Голубь» (Басня).
  4. Нравственная проблематика и идея произведения. Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья»
  5. Чтение и анализ русских народных сказок. «Лиса и козел» (Русская народная сказка).
  6. Авторская сказка. К. Д. Ушинский «Жалобы зайки».
  7. «Лиса и заяц» (Русская народная сказка).
  8. Лиса и заяц» (Русская народная сказка).
  9. «Глупый волк» (Русская народная сказка).
  10. Малые жанры фольклора: загадки.
  11. Малые жанры фольклора: пословицы. Малые жанры фольклора: скороговорки.
  12. Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. В.А. Осеева
  13. Проверка сформированности навыка чтения.
  14. Заключительный урок  «Секреты художественного текста». Б.В. Заходер «Товарищам детям».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС (40 часов)

Первый год обучения литературному чтению - самый важный, поскольку едва освоившие чтение дети в короткий послебукварный период должны научиться читать художественный текст, открыть его для себя как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях, и в конечном итоге, о себе. Продолжается начатая еще в букваре работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств  чтения, как правильность и осознанность. Но в этом учебном году ученики-читатели знакомятся и со свойствами художественного текста - изобразительностью и выразительностью.

Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением, и дети должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Дети при чтении художественных текстов должны научиться работать с самым сложным для восприятия видом информации эмоционально-образной. В 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувство и настроение, донести до читателя авторскую идею. Так начинают формироваться основные читательские умения. Эта логика заложена в структуре учебника.

Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений. Вопросы и задания к текстам помогают учителю организовать работу. Поскольку она не просто новая для учащихся, но и объективно очень непростая, в учебнике предусмотрен такой вид работы, как предварительное чтение, когда учащиеся постигают смысл трудных слов через словообразование или этимологию. Кроме того, в учебнике есть несколько видов словарей: обычный толковый, разъясняющий детям значение незнакомых и непонятных слов, и несколько специальных словарей, помогающих найти точное слово для обозначения чувств и настроений, отношений людей и нравственных оценок. Все это способствует расширению словаря учащихся, а значит, и развитию их речи. В процессе работы над художественными произведениями ученики на практике, без введения сложных литературоведческих терминов (например, «тропы» или «эпитеты»), получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: художественный текст, устное народное творчество, автор, стихотворение, рифма, ритм. Освоение понятий идет на практическом уровне и в занимательной форме, дети сами открывают «секреты» художественного текста в процессе читательской деятельности.

Размышляя над содержанием произведений, изучаемых в 1 классе, дети начинают задумываться о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, забота. Этому способствует подбор текстов учебника и характер вопросов и заданий. Задача учителя - так организовать работу над текстом, чтобы учащиеся осмысливали и оценивали поступки героев эпических произведений и сопереживали им. Читая и рассказывая стихи, дети будут испытывать сильное эмоциональное воздействие художественного текста, волноваться, радоваться и огорчаться, только тогда произойдет их личностное восприятие и освоение нравственных ценностей и нравственных уроков произведений. Так, уже в 1 классе в процессе полноценного восприятия художественных произведений, сопереживания и осмысления закладываются основы формирования и развития таких нравственных качеств ребенка, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность.

Круг детского чтения

1. «Ведь это чудо из чудес -   когда из слов вдруг вырос лес!»

«Тело лисицы оченьподвижное…» (По В.Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженныйв сани...»; А.С. Пушкин «Под голубыми небесами...»; Г.М. Новицкая «Береза»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка»; С.Я. Маршак «Разговор лягушек».

2. «Над вымыслом слезами обольюсь»

Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянь- ка из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы»; В.Д. Берестов «Заяц- барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

3. «Складно да ладно»

«Весна-красна» (по И.С. Соколову_Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Похожие хвосты» (перевод Р. Сефа); Считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень_очень вкусный пирог».

4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»;М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; И.П. Токмакова «Голубая страна»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...».

5. «Чтение  вот лучшее учение»

Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Старый дед и внучек» (басня), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»;

«Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки);

Пословицы и поговорки; загадки; скороговорки; В.А. Осеева «Сыновья», «Хорошее»; Б.В. Заходер «Товарищам детям».

В рубрике «Проверь себя»: К.Г. Паустовский «…Мелкий грибной дождь…»; А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»; Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (в переводе Б.В. Заходера); Э.Э. Мошковская «Хитрые старушки»; В.А. Осеева «Хорошее».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– положительное отношение к предмету «Литературное чтение»;

– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;

– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);

– первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к учебному материалу;

– мотивации к успешности учебной деятельности;

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;

– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

– умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя засчет целенаправленного развития произвольности психических процессов;

– принимать позиции слушателя и читателя, доступных по жанру литературных произведений;

– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать цель и смысл выполняемых заданий;

– понимать важность планирования своей деятельности;

– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

– работать со словарем и материалом предварительного чтения;

– понимать принятую в учебнике систему значков;

– осуществлять первоначальный контроль своих действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– читать тексты и понимать их фактическое содержание;

– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

– выделять события, видеть их последовательность в произведении;

– пользоваться словарем учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять в тексте основные части;

– выполнять логические действия (анализ, сравнение);

– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;

– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);

– работать с сопоставительными таблицами;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

– принимать участие в обсуждении прочитанного.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

– входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности.

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

– читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части;

– пересказывать небольшие по объему тексты;

– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

– оценивать героя литературного произведения по его поступкам;

– понимать изобразительную природу художественного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;

– определять главную мысль литературного произведения;

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

– строить высказывание по заданному образцу.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

– отличать художественные книги от научно-популярных;

– определять автора книги и ее название;

– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;

– пользоваться значками для ориентировки в учебнике;

– находить в учебнике то или иное произведение;

– ориентироваться в учебнике по содержанию.

Обучающийся получит возможность научиться:

– пользоваться словариками (в том числе словариком настроения) в учебнике;

–осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;

– ориентироваться в сборнике сказок;

– участвовать в организации выставки книг в классе;

– объяснять назначение художественных книг;

– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

– сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научно-популярный;

– понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план;

– различать произведения малых фольклорных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись;

– видеть реальное и фантастическое в художественном тексте;

– отличать произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка;

– эмоционально воспринимать традиционное изображение характера героя в сказке;

– видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

– подбирать иллюстрации к литературному произведению;

– создавать рисунки иллюстрации к произведениям;

– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– читать по ролям стихотворения;

– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;

– передавать эмоциональное содержание художественных текстов;

– выделять особенности характера животных – героев народных сказок.

В результате изучения литературного чтения в 1 классе, учащиеся должны знать:

-        наизусть 4 – 5 стихотворений разных авторов; иметь представление:

-        о тематическом многообразии литературы разных времён;

-        об отличии художественного текста от научного;

-        об отличии поэтического  текста от прозаического;

-        об отличительных особенностях сказки, рассказа, стихотворения;

-        об отличии фольклорного текста от литературного;

 уметь:

-        определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); находить рифмы;

-        задавать и отвечать на вопросы по тексту произведения;

-        находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение);

-        читать  плавно, безотрывно по слогам и целыми словами (темп чтения 40 – 50 слов).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Планируемые результаты обучения

Измерители, виды и формы контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

1

Первоначальные представления детей о книге

1

Характеризовать книгу (учебник): анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации). Анализировать иллюстрации.

Знать

автора учебника, название учебника.

Уметь

ориентироваться в учебнике; различать условные обозначения.

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;

Рассматривание иллюстраций.

Работа с условными обозначениями.

Стр. 3-4

март

Раздел 1. Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!  (9 ч)

2

Изобразительная природа художественного текста. К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

1

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства, отражения мыслей и чувств автора.

Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, пауз, темпа.

Знать

литературоведческие понятия «художественный текст»;

«изобразительная природа художественного текста»;

«способы создания художественного образа»;

«рисующие» слова, звукопись.

Уметь

читать осознанно текст художественного произведения;

определять тему и главную мысль произведения;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

Знать

литературоведческие понятия «художественный текст»;

«изобразительная природа художественного текста»;

«способы создания художественного образа»;

«рисующие» слова, звукопись.

Уметь

читать осознанно текст художественного произведения;

определять тему и главную мысль произведения;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

сопоставлять художественный и нехудожественный тексты на одну тему;

выявлять простейшие способы художественного изображения.

Уметь: сопоставлять художественный и нехудожественный тексты на одну тему;

выявлять простейшие способы художественного изображения.

Знать

литературоведческие понятия «художественный текст»;

«изобразительная природа художественного текста»;

«способы создания художественного образа»;

«рисующие» слова, звукопись.

Уметь

читать осознанно текст художественного произведения;

определять тему и главную мысль произведения;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

Знать

литературоведческие понятия «художественный текст»;

«изобразительная природа художественного текста»;

«способы создания художественного образа»;

«рисующие» слова, звукопись.

Уметь

читать осознанно текст художественного произведения;

определять тему и главную мысль произведения;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

сопоставлять художественный и нехудожественный тексты на одну тему;

выявлять простейшие способы художественного изображения.

Уметь: сопоставлять художественный и нехудожественный тексты на одну тему;

выявлять простейшие способы художественного изображения.

Личностные:

-проявление интереса к литературному чтению

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;

Познавательные:

Общеучебные:

-находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

-отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Логические:

-пересказывать небольшие тексты, называть их тему

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной речи;

-умение задавать вопросы

Личностные:

-проявление интереса к литературному чтению

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;

Познавательные:

Общеучебные:

-находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

-отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 Логические:

-пересказывать небольшие тексты, называть их тему

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной речи;

-умение задавать вопросы.

Личностные:

-проявление интереса к литературному чтению

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя.

Познавательные

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

- понимать фактическое содержание текста;

- пользоваться словарными пояснениями учебника.

Коммуникативные

-воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении;

- принимать участие в обсуждении прочитанного произведения;

- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Творческая работа

«Рисование картин на основе художественного текста».

Стр. 7-8

март

3

Изобразительная природа художественного текста. Д. С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна..»

Н. А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани…»

1

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительное  чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Сопоставление изображения действительности в литературе и живописи.

Стр. 9-10

март

4

Изобразительные возможности художественного текста. А. С. Пушкин «…Под голубыми небесами».

Г. М. Новицкая «Береза».

1

Выразительное  чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения.

Сочинения по картине.

Стр. 11-12

март

5

Способы изображения художественного образа.

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве ».

В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре».

1

Анализировать текст, различая позицию автора. Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств.

Заучивание наизусть стихотворений.

Стр. 12-14

март

6

Способы изображения художественного образа. В.Е. Викторов «Волшебство»

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает..»

Тим Собакин «Уходит тихо лето».

1

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора.

Поиск информации в энциклопедии.

Описание лошади.

Стр. 15-17

март

7

Звукопись как способ изображения художественного образа

М. Я. Бородицкая «Разговор с пчелой».

А. А. Усачев «Шуршащая песня».

1

Выразительное  чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения.

Работа со словарём.

Стр. 18-19

март

8

Звукопись как способ изображения художественного образа

А. А. Шибаев «Переполох

А.Л.Барто «Игра в слова»

1

Выразительное  чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа.Анализировать текст, различая позицию автора.

Чтение по ролям стихотворения.

Работа в паре (инсценировка)

Игра «Повтори звуки»

Стр. 20-22

март

9

Изобразительные возможности художественного текста.

Т. М. Белозеров «Тучка».

С. И. Ожегов «Статья из толкового словаря о дожде».

К. Г. Паустовский «Мелкий грибной дождь».

1

Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и худож.), выделять особенности, образные средства. Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения

Работа в группе.

Стр. 23-24

март

Раздел 2. Над вымыслом слезами обольюсь. (4 ч)

10

Выразительность художественного текста.

Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость».

И. П. Токмакова «Это ничья кошка».

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

Знать

термин «проза», «рифма»;

изобразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение.

Уметь

 подбирать темп чтения и интонацию, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения;

заучивать поэтические тексты;

находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

пересказывать небольшие по объёму тексты.

Знать

термин «проза», «рифма»;

изобразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение.

Уметь

 подбирать темп чтения и интонацию, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения;

Личностные

 У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к уроку литературного чтения;

- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

Регулятивные

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

Познавательные

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

- понимать фактическое содержание текста;

- пользоваться словарными пояснениями учебника.

Коммуникативные

-воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении;

- принимать участие в обсуждении прочитанного произведения;

- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Заучивание наизусть стихотворения по желанию.

Работа с иллюстрациями.

Стр. 25-27

март

11

Выразительность художественного текста.

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка …»

И.П. Токмакова «Осень»

И.С.Никитин «Встреча зимы»

1

Выразительно читать тексты с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Поиск информации.

Анализ отличительных особенностей поэтического текста.

Стр. 28-31

\март

12

Выразительное чтение.

В. Д. Берестов «Заяц барабанщик».

И. П. Токмакова «Крокодила», «Я ненавижу Тарасова»

1

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Прослушивание текста.

Разыгрывание сценок с использованием фразы  с разной интонацией.

Стр. 32-34

апрель

13

Выразительное чтение.

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».

А. Н. Плещеев «Скучная картина»

1

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения.

Работа со словарём.

Работа с иллюстрациями.

Стр. 35-37

апрель

Раздел 3. Складно да ладно. (5 ч)

14

Особенности поэтически хтекстов.

«Весна-красна» по И. Соколову-Микитову.

А. Н. Плещеев «Весна».

Д. Чиарди «Об удивительных птицах».

1

Выразительно читать тексты с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Знать

 жанр произведения «стихотворение»;

начальные представления о рифме, ритме;

стихотворение наизусть.

Уметь

пересказывать небольшие тексты;

находить в тексте рифмы;

определять персонажей и героев (главных действующих лиц);

отличать прозаический текст от поэтического текста;

передавать интонацию при чтении произведений;

выразительно читать диалог;

определять созвучие и подбирать рифму.

Знать

 жанр произведения «стихотворение»;

начальные представления о рифме, ритме;

стихотворение наизусть.

Уметь

пересказывать небольшие тексты;

находить в тексте рифмы;

определять персонажей и героев (главных действующих лиц);

отличать прозаический текст от поэтического текста;

передавать интонацию при чтении произведений.

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности на уроках литературного чтения

Регулятивные:

-выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Общеучебные:

-произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Логические:

- составлять простой план небольшого текста-повествования.

Коммуникативные:

-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками.

Работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе, словарём).

Заучивание наизусть.

Стр. 38-40

апрель

15

Особенности поэтических текстов.

А. Милн.  «Хвосты».

Считалки.

1

Объяснять выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла.

Отработка техники чтения.

Соревнование «Кто больше знает считалок».

Стр. 42-45

апрель

16

Рифма. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок)

1

Выделять в стихотворении сравнения

Выразительное чтение

Стр. 46-50

апрель

17

Рифма. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок).

Н. В. Гернет , Д. И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

1

Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Выразительное чтение 1диалогов в рассказе.

Стр. 51

апрель

18

Способы рифмовки в поэтическом тексте. Ю.Тувим «Про пана Трулялинского»

1

Сравнивать тексты различных жанров с рифмами

Составление характеристики героя.

Стр. 53-54

апрель

Раздел 4. А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает. (7 ч)

19

Фантастические образы в художественных произведениях.

С. Я. Маршак «Дремота и зевота»

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Знать

литературоведческие понятия «автор», «герой произведения», «идея», «сюжет».

Уметь

находить реальные детали в фантастической картине;

выборочно читать;

придумывать и рисовать иллюстрации к тексту, доказывая текстом своё видение;

называть некоторые качества характера героев произведения;

вести беседу о прочитанном.

Знать

литературоведческие понятия «автор», «герой произведения», «идея», «сюжет».

Уметь

находить реальные детали в фантастической картине;

выборочно читать;

придумывать и рисовать иллюстрации к тексту, доказывая текстом своё видение;

называть некоторые качества характера героев произведения;

вести беседу о прочитанном.

Знать

литературоведческие понятия «автор», «герой произведения», «идея», «сюжет».

Уметь

находить реальные детали в фантастической картине;

выборочно читать;

придумывать и рисовать иллюстрации к тексту, доказывая текстом своё видение;

называть некоторые качества характера героев произведения;

вести беседу о прочитанном

Личностные:

 

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;

- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-положительного отношения к школе, чувства необходимости учения

- способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вину;

- способности осознавать семейные традиции, уклад жизни  своей семьи, традиции чтения в семье;

- положительного отношения к школе, чувства необходимости учения;

- интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;

- способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;

- умения передавать своё эмоциональное отношение к тексту;

- позитивной самооценки.

 

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя.

Словарная работа.

Иллюстрации к тексту.

Стр. 55-56

апрель

20

Способы художественного воплощения фантастического.

Ю. Тувим «Чудеса».

Б. В. Заходер «Приятная встреча»

1

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев.

Выборочное чтение текста.

Стр. 57-58

апрель

21

Способы художественного воплощения фантастического.

Д. Биссет «Орел и овечка».

1

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Пересказ текста.

Стр. 59-61

апрель

22

Реальная основа фантастической картины в художественном образе. М. Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется».

1

Воспринимать на слух художественное  произведение. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Чтение по ролям.

Восстановление цепочек слов.

Стр. 62-63

апрель

23

Реальная основа фантастической картины в художественном образе. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок)

1

Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Игра «Веришь – не веришь».

Поиск информации.

Стр. 64-68

апрель

24

Роль фантастического элемента  в художественном тексте. Б. В. Заходер «Моя Вообразилия».

1

  Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Выставка рисунков и поделок «Наша классная Вообразилия».

Отработка техники чтения.

Стр. 69-70

апрель

25

Роль фантастического элемента  в художественном тексте. Э.Э Мошковская «Хитрые старушки».

1

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения

Стр. 71-74

апрель

Раздел 5. Чтение - вот лучшее учение. 14 ч

26

Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. Л. Н. Толстой «Косточка».

1

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора

Знать

жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора:  «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки»

 Уметь

кратко пересказывать  текст;

пересказывать текст по плану;

находить главную мысль текста с помощью учителя;

делить текст на смысловые части с помощью учителя;

самостоятельно извлекать нравственную идею произведения;

составлять план с помощью учителя;

выразительно читать диалоги;

находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста;

составлять характеристику героя;

создавать словесные картины, читать рассказ по законченным частям;

Знать

жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора:  «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки»

 Уметь

кратко пересказывать  текст;

пересказывать текст по плану.

Знать

содержание произведений разделов и их авторов

Уметь

анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, читать по строфам;

выразительно  читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение.

Знать

жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора:  «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки»

 Уметь

кратко пересказывать  текст;

пересказывать текст по плану.

Знать

содержание произведений разделов и их авторов

Уметь

анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, читать по строфам;

выразительно  читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение.

Знать

жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора:  «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки»

 Уметь

кратко пересказывать  текст;

пересказывать текст по плану;

находить главную мысль текста с помощью учителя;

делить текст на смысловые части с помощью учителя;

самостоятельно извлекать нравственную идею произведения;

составлять план с помощью учителя;

выразительно читать диалоги;

находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста;

составлять характеристику героя;

создавать словесные картины, читать рассказ по законченным частям;

Знать

жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора:  «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки»

 Уметь

кратко пересказывать  текст;

пересказывать текст по плану.

Знать

содержание произведений разделов и их авторов

Уметь

анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, читать по строфам;

выразительно  читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение.

Знать

жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора:  «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки»

Уметь

кратко пересказывать  текст;

пересказывать текст по плану.

Уметь

анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, читать по строфам;

выразительно  читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение.

Регулятивные

 Обучающийся научится:

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

- принимать и понимать алгоритм выполнения задания;

- осуществлять действие по образцу;

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

Познавательные

 Обучающийся научится:

 - работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию с помощью знаков;

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

- понимать фактическое содержание текста;

- пользоваться словарными пояснениями учебника.

- выбирать книгу в библиотеке;

- выделять события, видеть их последовательность в произведении;

- видеть особенности характера героя в литературном произведении

- работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.

 

Коммуникативные

Обучающийся научится:

-воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении;

- принимать участие в обсуждении прочитанного произведения;

- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Обучающийся получит возможность научиться:

- уважать мнение собеседников;

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.

Личностные:

 

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;

- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-положительного отношения к школе, чувства необходимости учения

- способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вину;

- способности осознавать семейные традиции, уклад жизни  своей семьи, традиции чтения в семье;

- положительного отношения к школе, чувства необходимости учения;

- интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;

- способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;

- умения передавать своё эмоциональное отношение к тексту;

- позитивной самооценки.

Познавательные:

Общеучебные:

-произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Логические:

- составлять простой план небольшого текста-повествования.

Коммуникативные:

-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками.

Краткий пересказ текста.

Работа со словарями.

Стр. 75-77

апрель

27

Нравственное содержание произведений, их

 поучительный смысл.

В.А. Осеева «Сыновья»

1

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Составление плана текста.

Создание «картинного» плана произведения.

Стр. 78-80

апрель

28

Нравственная проблематика и идея произведения. И. А. Крылов «Чиж и Голубь» (Басня).

1

Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения

Парная работа по придумыванию загадок.

.

Стр. 80-82

май

29

Нравственная проблематика и идея произведения. Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья»

1

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Игра «Всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь».

Стр. 83-84

май

30

Чтение и анализ русских народных сказок. «Лиса и козел» (Русская народная сказка).

1

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать по ролям

Восстановление пропущенных слов в цепочке.

Стр. 85-88

май

31

Авторская сказка. К. Д. Ушинский «Жалобы зайки».

1

Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки о животных.

Творческая работа «Придумать концовку басни».

Стр. 88-91

май

32

«Лиса и заяц» (Русская народная сказка).

1

Выделять  последовательность действий в произведении.

Пересказ текста по плану.

Работа по группам. Изображение животных (позой, мимикой, жестами).

Стр. 92-98

май

33

 «Лиса и заяц» (Русская народная сказка).

1

Выделять  особенности русской народной сказки о животных.

Разыгрывание ситуаций, подходящих к какой-либо пословице.

Стр. 92-98

май

34

«Глупый волк» (Русская народная сказка).

1

Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки. Выделять  последовательность действий в произведении.

Упражнения в технике чтения.

Стр. 99-102

май

35

 Малые жанры фольклора: загадки.

1

Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению. Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности загадки. Находить рифмы, толкование слова.

Упражнения в технике чтения.

Стр. 103-106

май

36

Малые жанры фольклора: пословицы.

1

. Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности пословиц. Соотносить текст произведения с пословицей, которая может быть выражением главной мысли

Тренировка в чтении трудных слов

Стр. 107

май

37

Малые жанры фольклора: скороговорки.

1

Сравнивать авторские фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению, обнаруживать, что те и другие могут быть написаны в стихах или прозе, носить шуточный характер.

Инсценирование отрывка из сказки С.Я. Маршака «Теремок».

Стр. 108-109

май

38

Нравственное содержание произведений, их

 поучительный смысл. В.А. Осеева

1

Обнаруживать, что те и другие могут быть написаны в стихах или прозе, носить шуточный характер.

Поиск информации в учебнике, Интернете.

Стр. 110-112

май

39

Проверка сформированности навыка чтения.

1

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп

Самостоятельное чтение текста.

Работа над текстом. (самостоятельно)

Стр.112

май

40

Заключительный урок  «Секреты художественного текста». Б.В. Заходер «Товарищам детям».

1

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, лог. ударения.

Выразительное чтение.

Стр.113

май

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
  1.  Лазарева В.А. Литературное чтение : Учебник для 1 класса  - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
  2. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  3. ФНМЦ им. Л.В.Занкова «Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова»; примерная программа по русскому языку (авт. Н.В. Нечаева), Самара, изд-во «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров».  

2. Специфическое оборудование:
       Персональный компьютер

  1. Мультимедийная установка
  2. портреты писателей;
  3. репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
  4. иллюстрации к литературным произведениям;
  5. детская периодика.
  6. презентации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова

В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная  В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...

рабочая программа по литературному чтению 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2

Рабочая программа по литературному чтению включает в себя обучение грамоте (чтение) и литратурное чтение. Программа разработана на основании рекомендаций ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала (учебник Чураковой)...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чтение» (сист...

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. Система Л. В. Занкова.

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. Система Л. В. Занкова....

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, система Л.В.Занкова

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 1 класса  составлена на основе авторской программы  курса «Литературное чтение»  В.А. Лазаревой  (Программы началь...

Рабоча программа по литературному чтению 4 класс система Л.В.Занкова

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" составлена  в соответствии с требованиями ФГОС, на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой  и направлена на достижение обучаю...