Технологическая карта литературного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Технологическая карта литературного чтения( период обучения грамоте)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_lit.chteniya_1_klass.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методика моего урока.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Моя цель – индивидуальное развитие каждого ребенка, поэтому применяю исследовательскую деятельность в обучении. Считаю, что целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с первого класса. Это способствует к формированию мотивации в получении знаний как слабых, так и сильных учеников. Главная задача – заинтересовать ребенка, построить урок так, чтобы он был интересен всем. Я исхожу от запросов ученика, учу его думать, рассуждать, выстраиваю в форме диалога.

Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. Это способствует сплоченности класса.

На уроках я часто использую проблемные задания, при которых важно не только обнаружить ошибку, но и обсудить, чего не знал, чего не сумел сделать тот, кто допустил ошибку.

 Составитель:

Байкова Л.Б.

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте ).

УМК «Школа России»

Тема «Звук [а],  и буквы А, а.

Класс 1

Цель:

  формирование новых знаний  о звуке  и букве «а».

         Задачи:

  • создание условий для знакомства с условным обозначением звука [а] — буквами А, а; распознаванием этих букв в печатном тексте;
  • развитие фонематического слуха учащихся, умения различать звук [а];
  • создание проблемной ситуации

УУД, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов ,потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

-способствовать  расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;          

  -  формировать культуру общения, навыки коллективного труда;

      УУД, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                  

 Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                        

   Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                            

    УУД, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                             познакомить учащихся со звуком ( а)  и  буквами, которые ее обозначают; учить читать слоги, слова, тексты с этими   буквами                                                                                                                                                                                                                                Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование к уроку:                                       

                                        - «лента букв»,

                         -учебник «Русская азбука»,

                        - плакат с буквой А;  

                        - основные правила для групповой работы (на карточке);

  -   карточки с текстом скороговорки;

                                 -     презентация к уроку.  

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Структура  урока.  

Этапы:

  1. Организационный этап.  Мотивация.
  2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Актуализация субъектного опыта при совместном формулировании  темы урока и  «учебных задач.
  3. Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности.
  4. Этап первичной проверки понимания изученного материала.
  5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Использованная литература:

  1. Поурочные разработки по обучению грамоте, 4- изд., М., «ВАКО», 2010.
  2. Учебник «Русская азбука», авторы  Горецкий     М., «Просвещение», 2010г.
  3. «Учимся играя», В. Волина, М., «Просвещение», 2004г
  4. Материалы Интернет.

Информационно-технологическая карта урока.

п/п

Этапы

Информационное обеспечение (ИО) к каждому этапу урока

1

Организационный этап

Слайд №1 . Психологический настрой на урок.

2

Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности.

Слайд № 2 ..

3

Этап изучения нового материала

Слайд № 3  - 9

4

Этап первичной проверки понимания изученного материала.

Слайд № 10 - 16

5

Подведение итогов. Рефлексия.

Технологическая карта  урока.

п/п

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты:

формируемые УУД

1

       Организационный  этап . Мотивирование к учебной деятельности

1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку:

-читает четверостишие

 

 - напоминает  главное правило на уроке:

внимательно слушай учителя и своих товарищей.

 

Проговаривают стихотворение и вспоминают главное правило на уроке.

Быстро включаются в деловой ритм.

Регулятивные:

Организация рабочего

 места под

руководством учителя.

Личностные:

Развитие

 самостоятельности.

2

3

 

Развитие речевого аппарата.

Артикуля

ционная гимнастика.

  Дыхательная гимнастика.

Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности

Проводит артикуляционно-речевую  работу,  произнося образцы упражнений.

Упражнение «Маятник». Губы в полуулыбке. Язык, как маятник, двигается из стороны в сторону по верхним зубам снаружи: вправо-влево и наоборот.

Широко раскрыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].

2. Проводит игру «Доскажи словечко».

3. Рассказ учителя

В тридесятом царстве, в тридевятом государстве жил-был гномик-волшебник. Этот гномик любил слушать звуки. За это его прозвали Звуколюб. Он разделил все звуки на 2 разные группы. В большой дом он поселил звуки, издающие разные звуки, и прозвал их «шумные». Они имели свои прозвища: [т]-тарахтелка, ш-шипелка. А в маленький домик поселил всего 6 поющих звуков. Гномик назвал их гласными.Целый день гласные распевали песенки. Звук [а] назвал себя красивым, потому что, когда он произносится, то рот открыт ровно; звук [о] звали круглый; звук [и] называли смешилка – он постоянно смеялся и губы растягивались в улыбку; звук [у] – страшилка;[э] – дразнилка; [ы] – грустилка. Однажды утром гномик, прогуливаясь возле домика гласных, услышал, что все гласные звуки стараются друг-друга перекричать, они даже охрипли. Гномик вошел в домик и спросил:»Почему вы так кричите?» Гласный[а] снова стал петь, но хрипло. Тогда гномик сказал:» Я поселю вас в слова и вы будете там каждый на своем месте.» Звуки обрадовались-теперь они  нужны людям. К гномику обратился самый смелый красивый звук.

- Какой звук обратился к гномику?

 На основании  задания  и слайда №2 организует совместное формулирование темы урока и учебных задач.

Формулирует задание, в результате которого возникает проблема.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

звук[а]

- Поселите меня в слова

Слушают учителя и повторяют упражнения за ним

Активно  и заинтересованно участвуют в игре.

Отвечают на вопросы учителя.

Договаривают предложения - вопросы учителя.

Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.

Коммуникативные:

Постановка вопроса .

Познавательные:

Построение речевых высказываний.

Познавательные:

Формулирование темы, постановка проблемы.

Регулятивные:

Соотнесение того,

что известно и

что предстоит узнать.  

4

Этап изучения нового материала

Физкультминутка

4. Учитель ведет диалог с учащимися;.

- Как вы думаете, в какие слова его поселил Звуколюб? ( аист, арбуз, Аня)

Учитель, показывая картинки на слайдах, задает вопрос: Кто найдет слова со звуком [а] в середине, с двумя звуками[а]?

Учитель объясняет задание

«Чистоговорки».

Учитель наблюдает за выполнением работы.

5.Физминутка

6.В слове мяч какой первый звук? Рисуем клеточку для звука[м]. Рисуем клеточку для звука[а]и надеваем на него красную рубашку(закрашиваем). Что у нас получилось? Это все слово или какого-то звука не хватает?

Рисуем еще одну клетку. Где расположен звук[а]? Какие звуки мы не закрасили? Наденьте на «шумные звуки  свои рубашки. Учитель показывает на пальцах как сближаются эти звуки. А звук[ч] звучит отдельно от слияния, под ним поставим точку.

7.Учитель организует детей на исследовательскую работу, делит их на три группы.

Определить сколько слов в предложении, начертить схему и назвать в этом предложении слова со звуком [а].

У Маши красивый резиновый мяч.

Учитель предлагает детям подвести итог исследований и определить место буквы на ленте букв (слайд 9).

Учащиеся подбирают слова с этим звуком и определяют его место в лове.

Повторение скороговорок  и чистоговорок за учителем.

Дети выполняют практическую работу.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Дети выполняют   звуко- буквенный разбор слов

Учащиеся повторяют правила работы в группах.

Каждая группа получает своё задание.

Каждая группа докладывает свой вывод.

Коммуникативные :

умения  слушать и

 понимать речь других

Коммуникативные:

Формирование умения

 слушать и слышать,

ясно и чётко

повторять за учителем.

Познавательные:

Формировать умения 

выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Познавательные.

осознавать звуки,

 соотношение звуков и

 букв, слова, речь

(устную и письменную),

 речевое поведение как

объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним

 операции анализа,

 синтеза, сравнения, классификации,

обобщения,

подводить факты

 языка под освоенные

 понятия;

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

в общей беседе,

выполняя при этом

принятые нормы

речевого поведения,

культуры речи; задавать

 вопросы, слушать

собеседников,

 стремиться сделать

свою речь понятной,

стараться понять мысль

 другого.

Личностные.

помочь учащимся

осознать

социальную,

практическую и

личностную значимость

учебного материала,

 ценность

совместной деятельности;  

5.

6

7

8

Этап первичной проверки понимания изученного материала.

Физкульт-минутка.

Работа по иллюстрации учебника.

Рефлексивно-оценочный

Подведение итогов..

Задание на логическое мышление

Учитель на доске записывает несколько слов, предлагает разделить их на 2 группы и задает наводящие вопросы.

Арахис, арбуз, матрешка

  1. По месту буквы
  2. По соответствию темы

Проблемное задание

Даны слова: Лена, гири, сосна, яма.

Оля считает, что все слова содержат мягкие согласные звуки. Катя думает, что только 2 слова содержат мягкие звуки. А как ты думаешь?

Организует беседу по иллюстрации

(с. 21 учебника), чтение стихотворения

Запомните: большая буква используется в начале слов, которые являются именами, кличками животных. Маленькая буква пишется в начале других слов, а также в середине и на конце всех слов.

 

— С какой буквы нужно писать имя Айболит: с большой или с маленькой?

-Рассмотрите иллюстрации к сказкам.

Показ слайдов

Соотнести слова со схемами по учебнику

Поощряет детей, хвалит активных, мотивирует ответы остальных детей.

Учитель подводит к эмоциональной оценке урока обучающимися путем упражнения

 «Дело в шляпе» 
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке

Учитель организует процесс подведения обучающихся к выводам после изученной темы.

— С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на уроке?

— Назовите слова, начинающиеся на букву а.

Что особенно понравилось? Почему?

  — Что вызвало затруднение? Почему?

Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 

.

 Учатся видеть проблему и решать ее

 

Выделяют букву а в стихотворении

Отвечают на вопросы и составляют предложения

.

Обучающиеся выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.

Участвуют в беседе по результату урока

Коммуникативные:

вступать

в учебное

сотрудничество с

учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                        

Коммуникативные:

формирование умения

 слушать и слышать.

Регулятивные:

умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров

Познавательные:

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;

Познавательные УУД:

знаково- символическое моделирование

Коммуникативные УУД:

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта литературного чтения

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема В. Жуковский "Жаворонок"Составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения....

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

Технологическая карта_Литературное чтение

Технологическая карта № 1. Литературное чтение: Л. Н. Толстой - детям (5 часов)....

Технологическая карта литературное чтение 1 класс Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»

Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»Программа: «Школа России»Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)  Класс:  1УМК:  учебник «Азбука»,  В.Г. Горецкий, В.А. Кирю...

Технологическая карта литературного чтения (слушание) 1 класс В.Г.Сутеев "Ёлка"

Технологическая карта литературного чтения (слушание) 1 класс В.Г.Сутеев "Ёлка"....