Внеурочная деятельность "В стране почемучии"
рабочая программа по теме

Бесхлебная Ольга Юрьевна

Программа разработана с учетом требований ФГОС основного начального образования. Данная программа помогае приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий. Рассчитана  на 135 часов (1 час в неделю) для учащихся 1-4 классов для организации занятий по научно-познавательному направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части  учебного плана образовательного учреждения.

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.

Данная программа помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, такие как любовь к России, своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к познанию и истине.

Целью программы является: приобщение младших школьников к познавательной деятельности и создание для них условий, способствующих  развитию их познавательных умений.

Задачи:       - формировать первичные навыки проведения самостоятельных наблюдений, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

                   - познакомить с историей развития основных форм жизни на планете Земля;        

                   - развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными источниками информации; расширить кругозор учащихся;  

                   -воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, бережное отношение  к окружающему миру.

Занятия  проводятся в форме тренинга,  выставок, опыта, просмотра фильма, презентации,  мини-конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи, проекты, исследовательские работы.

   Итоговое занятие - это обобщение полученного опыта и презентация своих результатов работы перед родителями.

    Содержание программы  связано с содержанием учебных предметов: окружающий мир, история, экология.

Требования к уровню воспитанности

На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика познавательных и исследовательских умений младших школьников:

  • умения организовать свою работу (организационные);
  • умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
  • умения работать с информацией, текстом (информационные);
  • умения оформить и представить результат своей работы.
  • умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Оценить сформированность данных умений обучающихся позволяют критерии:

1.Практическая готовность  к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2.Мотивированность познавательной деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывается в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносится с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности обучающихся:

1. Исходный уровень - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Обучающийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы:

  • педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях;
  • анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
  • опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название раздела

Кол-во часов

Кол-во часов по годам обучения

Содержание раздела

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Земля

19

знакомит с курсом и его содержанием, важностью познавтельных и исследовательских умений в жизни современного человека

Теоретические занятия

10

3

2

2

3

Практические занятия

9

5

1

-

3

2

Космос

18

расширяются знания детей о космосе, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов

Теоретические занятия

3

-

2

1

-

Практические занятия

15

4

5

3

3

3

Растения

8

о происхождении и разнообразии растений, об их роли в жизни планеты и человека

Теоретические занятия

1

-

-

1

-

Практические занятия

7

2

2

1

2

4

Животные

44

рассматриваются объекты животного мира, их происхождение, виды, эволюция

Теоретические занятия

12

2

4

3

3

Практические занятия

32

9

8

8

7

5

Чудеса света

18

посвящён самым интересным и загадочным местам на планете

Теоретические занятия

5

-

1

2

2

Практические занятия

13

2

5

5

1

6

Охрана окружающей среды

28

изучаются социальные явления (семья, город, район), человек, как частица общества, способы охраны окружающей среды

Теоретические занятия

6

2

1

1

2

Практические занятия

22

4

3

7

8

1. Земля

Введение. Ученые. Научные открытия. Оборудование исследователя. Возникновение и устройство планеты Земля.

Практическая часть включает в себя:

практическую работу «Как устроена планета»; опыты «Значение атмосферы»; составление словарика исследователя и т.д.

2. Космос

Вселенная. Галактика. Космические тела. Звезды и планеты солнечной системы.

Практическая часть включает в себя:

практические работы «Свойства солнца», «Планеты солнечной системы».

3. Растения

Растения нашего края. Лекарственные растения. Красная книга нашего края. Грибы. Условия прорастания семян.

Практическая часть включает в себя:

практические работы «Проращивание семян», «условия для роста и развития растений».

4. Животные

Животные нашего края. Домашние животные. Древний растительный и животный мир Земли. Археология.

Практическая часть включает в себя:

практическую работу, «Динозавры», «Археологические находки», мини-конференции «Домашние животные», «Животные нашего края».

5. Чудеса света

Самые известные и загадочные памятники архитектуры на планете.

Практическая часть включает в себя:

практические работы «Пирамиды», «Строения из камня».

6. Охрана окружающей среды

Состояние окружающей среды. Загрязнение воздуха. Загрязнение воды. Способы защиты окружающей среды.  

Практическая часть включает в себя:

исследование экологического состояния города и района; «Улицы моего города»; и т.д.

Итоговое занятие после изучения всего курса проводится в виде конференции «В стране Почемучии» для учителей и родителей.

Список литературы и источников

Основная литература

  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под.ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.-М.: Просвещение, 2009.- 39 с.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. /Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.- 152 с.
  • Кривобок, Е.В., Саранюк, О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст]  / Авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк - Волгоград: Учитель-  2009. - 138 с.39
  • Савенков А.И. Виды исследований школьников //Одаренный ребенок. - 2005. - №2. - С.84-106.
  • Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.29- 33

Дополнительная литература

1. Холланд, Джулиан  Большая энциклопедия эрудита. – М.: Махаон, - 2012.

2. Большая книга «Почему». – М.: Росмэн, - 2012.

4. Симон, Филипп; Буэ, Мари-Лор  Чудеса света. – М.: Махаон, - 2013.

5. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. -     № 4. – С. 144-148.

6. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

7. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.

8.Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml

9. Н. Элькин «Красная книга России»2009г.

10. Энциклопедия "Вопросы и ответы."-М.: Махаон, - 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"

Программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"разработа для учащихся 3 класса. В ходе освоения программы дети знакомятся с правилами этикета....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна Картонная"

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы.Физиологи установили, что наш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"...

Внеурочное занятие "Страна в которой мы живем. Символы России" по окружающему миру 3-4 класс

Внеурочное занятие применения  предметных и метапредметных знаний. Ученики узнают о символах Победы, акциях ,которые проходят в нашей стране,посвященных 70-летию Победы,получают возможность прояв...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"

Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....

Презентация для занятия по внеурочной деятельности "Страна здоровья"

Данная презентация разработана для занятий по внеурочной деятельности. Направление здоровьесбережение....