Конспект урока чтения 1 класс В. Осеева "Три товарища" (с использованием ИКТ)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Использование проектора на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №94

Конспект урока по литературному чтению

на тему:

 В. Осеева  «Три товарища»
1 класс

УМК «Школа России»

Подготовила:

учитель начальных классов

Степанова Екатерина Фёдоровна

Технологическая карта урока

Пояснительная записка:

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, то есть, обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Научить учащихся наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – вот основная причина выбора данной темы.

Конспект урока составлен по УМК «Школа России» для 1 класса.

Данная технологическая карта может быть полезна учителям начальных классов, студентов педагогический вузов и преподавателям.

Тип урока:

открытие нового знания

Цель урока:

- познакомить учащихся с произведением В. Осеевой «Три товарища», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Планируемые достижения:

- умение пробудить интерес к чтению художественных произведений;
- умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке.

Оборудование урока:

- портрет В. Осеевой;
- выставка книг В.Осеевой;

- презентация, проектор

Организация работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная. 

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Первичное закрепление

7. Итог (рефлексия учебной деятельности)

8. Домашнее задание

Список использованных источников:

- Литературное чтение. 1 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

- Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс.

  • festival.1september.ru   
  • orljta-2010.ucoz.ru/load/1
  • school4.minusa.ru/p87aa1.html (итоговая работа)

         allforchildren.ru/kidfun/proverb_friend.php

         www.playroom.ru › Мастерская › Писатели - детям.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (3 мин)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость  дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте  в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт  любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке  лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро.    

- Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу  солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске)

Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

       

- А девизом нашего урока  будет пословица, прочитайте.

(Дети прочитывают пословицу: «Жизнь дана на добрые дела»)

- Как вы думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке? (Ребята предполагают, что о добре)

-  Верно, будем говорить о добрых делах и о хороших поступках. Но в начале урока, проведём речевую разминку.

Читают пословицу, объясняют ее содержание, рассуждают на тему урока.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Речевая разминка (5 мин)

Цель: 

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

- Для чего  каждый урок проводим речевую разминку?

 ( Развиваем  голосовой аппарат, правильное произношение, дикцию, темп речи)

-  Для речевой разминки я приготовила скороговорку. Прочитайте её медленно по слогам. (Испекла Иришка куклам по коврижке.) (на интерактивной доске)

- О ком скороговорка?         (Об Иришке)

- Что испекла Иришка? (Коврижку)

-  Что такое коврижка? Обратите внимание, на слайде есть подсказка.          (Это пряник)

- Произнесите пословицу целым словом.

- Произносим увеличивая темп.

- Отвечаем на вопросы: (учитель задаёт вопросы, чередуя логическое ударение в словах)

- Испекла Иришка куклам по коврижке?

-  Испекла Иришка куклам по коврижке?

- Испекла Иришка куклам по коврижке?

- Произнесём скороговорку с разной интонацией.  Ребята, слушаю ваши предложения.  С какой интонацией вам бы хотелось её произнести?

Читают скороговорку,

объяняют новые и непонятные слова, отрабатывают правильность, выразительность и четкость чтения.

Дети предлагают интонацию. Могут быть варианты: весело, ласково, с удивлением. Произносят скороговорку с разной интонацией

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Проверка домашнего задания

(4 мин)

Цель:        

- проверка готовности домашнего задания;

-

- Какое произведение читали на прошлом уроке? ( Стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить»)

- Я хочу послушать выразительное чтение. (Дети выразительно читают стихотворение по желанию)

- К чему призывает вас автор стихотворения? (Автор призывает нас  дружить)

Коммуникативные УУД:

готовность слушать собеседника; готовность

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

4. «Открытие» нового знания

(10 мин)

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания;

  1. Организация художественного восприятия

Работа в группах.

- Подумайте с какими словами ассоциируется слово «дружба»

( Работают в группах, используют словарь настроений Приложение 1)

(Могут быть ответы: Радость, добро, отзывчивость, чуткость, теплота и т.д.)

- Сегодня продолжим изучать творчество уже знакомого для вас писателя, который пишет о дружбе и  добрых поступках.  

- Прочитайте по этим буквам фамилию автора.

Дети. Читают со слайда по буквам:  Осеева

О                                е

с                                      в

                

- А что вы уже знаете о В. А. Осеевой?

  • Родилась в Киеве в семье инженера.
  • В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет.
  • 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей.

Учитель. В. Осеева работала педагогом  и воспитателем, а на досуге сочиняла сказки, рассказы, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. (просмотр презентации)

-  Какие рассказы Осеевой вы  читали?

- В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах  писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.

- По иллюстрации узнайте рассказы В. Осеевой.

- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение В. Осеевой. Прочитайте тему урока.

-  Я хочу, чтобы вы не просто научились читать это произведение, но ещё учились думать, рассуждать, анализировать  поступки героев, высказывать свою точку зрения.

Групповая форма работы

( Отвечают, используя ранее полученную иформацию)

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную

рефлексию. Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

5. Физ. минутка.

(2 мин)

.   А сейчас отдохнём.    

                Солнышко спит…        ( Закрывают глаза, опускают головы на парту)

                Солнышко встало и засияло…

     ( Открывают глаза,  потягиваются )

                Вдруг сверкнула молния  …  

   ( Выполняют упражнение «Ножницы» )

                Ударил гром…          

 ( Хлопают над головой в ладоши)

                И пошёл дождь…    

 ( Стучат пальчиками по парте)

                Дождик как поёт свою песенку?  

  ( Хлопают в ладоши сначала тихо   медленно, потом громче и быстрее)

Дождик кончился. Снова выглянуло солнышко. Нам радостно и весело Мы готовы продолжить работу.

6. Первичное закрепление

(15 мин)

Цель:

-  организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;

- Как вы думаете, о ком будет это произведение? ( О друзьях.)

-  Сколько было друзей? (Трое)

- Что вам помогло предположить содержание? ( Иллюстрация, заголовок.)

а). Чтение цепочкой.

б). Первичное восприятие текста.

- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.)

- Назовите героев рассказа. ( Витя, Коля, Миша, Володя.)

- Соответствует ли содержание рассказа вашим предположениям. (Дети высказывают своё мнение.)

- Какоё настроение вы испытали, слушая этот рассказ. Выберите из словаря настроений ( Приложение 1) те слова, которые передают ваши чувства.

- Продолжаем работать с текстом.

  1. Выборочное чтение.
  • Прочитайте, что случилось с Витей?
  • Какой совет дал Коля?
  • Какой совет дал Миша?
  • А как поступил Володя?

 ( Ребята находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)

Характеристика героев. 

- Какими были Коля и Миша? Выберите из  словаря  настроений  Приложение 2 те слова, которые передают их черты характера. 

( Равнодушные, жадные, безразличные.   После ответов кликнуть на слайде мышкой)

-  Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали? Подумайте в парах. Выберите на парте кружки нужного цвета.

(Дети  показывают учителю кружки холодных цветов:  Синий, фиолетовый, чёрный.

Учитель свои кружки холодных цветов  прикрепляет на доске.)

- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.

-  Каким был Володя? Выберите из словаря настроений Приложение 2  те слова, которые передают черты характера этого мальчика.(внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)

( Выслушав ответы детей, учитель кликает мышью на слайде)

- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?

 (Дети показывают учителю кружки тёплых цветов: Красный, жёлтый, оранжевый.

Учитель свои кружки тёплых цветов  прикрепляет на доске.)

-  Мальчик был добрый как солнышко, которое согревает всех своим теплом.

-  Кто оказался настоящим другом? (Володя.)

-  С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?

 (С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком.Он не давал советы, а сразу помог.)

- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.

Характеристика основных героев сказки

Работа в парах.

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

эталона)

7. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;                                              - оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

9. Домашнее задание

 

- Какие пословицы  можно соотнести с рассказом? 

  • Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
  • Друзья познаются в беде.
  • Без друга в жизни туго.
  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить

- Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. Совет хорош, а дело лучше.

- Какой рассказ мы прочитали на уроке? (Рассказ В. Осеевой «Три товарища»)

-  Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, Равнодушие)

-  Как вы думаете, почему Осеева написала этот рассказ? (Друзьям нужно помогать. Она хотела показать какими могут быть друзья. Как плохо не помочь другу.)

- Вспомните девиз урока. (Жизнь дана на добрые дела.)

- Как эта пословица была связана с уроком? (Володя поделился завтраком, значит совершил добрый поступок.)

- Какое слово в пословице будет главное?  ( Добрые.)

- Попробуйте прочитать пословицу выразительно.    ( Жизнь дана на ДОБРЫЕ дела.)

- Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь произведения В. Осеевой помогут вам задуматься о дружбе.

С каким настроением заканчиваем урок?

- Солнышко благодарит вас за урок и дарит вам свои лучики со словами.

- Черты характера какого человека передают эти слова? ( Доброго.)

- Мы можем сравнить доброту с солнцем. И в центре солнышко спрятало слово ДОБРОТА.

- Будьте добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей.

Научиться выразительно читать рассказ В. Осеевой «Три товарища»

Составить  рассказ о своем друге (Задание по выбору)

Организация фиксирования нового знания

Запись домашнего задания

Выставление оценок

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

Приложение 1.

Словарик настроений

Чувства:   радость, печаль, злоба, добро,  отзывчивость, тоска,  жестокость, тревога,  чуткость, теплота, гнев.

Настроение и состояние:

шутливое                                                        беспокойное

грустное                                                                радостное

озорное                                                                печальное

спокойное                                                        весёлое

тревожное                                                        сердито

Приложение 2.

Характеристика героев

равнодушный                жадный                           безразличный

трудолюбивый                послушный                   отзывчивый

скромный                        смелый                           ласковый

внимательный                добрый                           честный

умный                                справедливый           приветливый

щедрый                                заботливый                   находчивый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Алфавит» с использованием технологии проблемного обучения в 1 классе

Конспект  урока русского языка  по теме «Алфавит» с использованием  технологии проблемного обучения в 1 классе...

Конспект урока"Что значит быть хорошим товарищем", опубликованный в сборнике "Нравственное образование в школе"

Национальный образовательно- методический центр "Звенислав" Сборник из опыта работы учителей и педагогов школ по программе нравственно-правового образования." Издательство "Другая галактика", Москва, ...

Конспект урока на тему: Б. Заходер "Товарищам детям". Что красивее всего?"

Б. Заходер "Товарищам детям". Что красивее всего?...

Конспект урока русского языка «Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о русском алфавите, о значении русского алфавита.Планируемые результаты:     Предметные:Знать: понятие «алфав...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: «Цвета. Пейзаж с использованием холодных и теплых цветов» (гуашь) (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «холодные», «теплые» цвета, обучение приемам выполнения картины-пейзажаПланируемые результатыПредметные:знать, ...

конспект урока 2 класс окружающий мир "Водные богатства. Водоемы. их использование человеком, охрана."

конспект урока 2 класс окружающий мир "Водные богатства. Водоемы. их использование человеком, охрана."...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...