Урок обучения грамоте - чтение по теме "Звуки [ х ] , [ х’ ]. Буквы Х, х"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Полякова Ирина Владимировна

Конспект урока и технологичекая карта урока обучения грамоте - чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок обучения грамоте – чтение

1 КЛАСС

                                     

                   Тема:    Звуки [ х ] , [ х’ ]. Буквы Х, х.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Технология: субъективизация, комплексное, интеллектуальное развивающее обучение младших школьников.

Анализ внешних связей урока:

 Данный урок первый в изучении звуков [ х ] , [ х’ ] и букв Х, х.  Связан с предыдущим уроком, продолжает знакомство со звуками и буквами, их обозначающими. Связан и с последующими уроками, где будет продолжена работа по изучению звуков и букв, по развитию навыка чтения, по умению давать звуко-буквенную характеристику словам. Занятие соответствует календарно – тематическому планированию.

Триединая дидактическая цель:

  1. образовательный аспект:  

 * Познакомить учащихся со звуками [х] , [х’] и буквой, которая их обозначает;

 * учить детей отличать звуки [х] , [х’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв;

 * учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

  1. развивающий аспект: развивать речь, мышление, воображение, способствовать развитию умения анализировать и делать выводы;
  2. воспитательный аспект: воспитывать интерес к чтению, уважение к людям различных профессий.

Прогнозируемый результат: : дети должны познакомиться со звуками [х] , [х’] и буквой, которая их обозначает; научиться отличать звуки [х] , [х’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; научиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. Дети должны узнать о некоторых профессиях человека, осознать важность любой профессии.

Структура урока:

- оргмомент

- мобилизующий этап

- актуализация знаний, целеполагание

- знакомство со звуком

- знакомство с буквой

- чтение слогов

- чтение слов

- чтение текста

- итог урока

- рефлексия

Основные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,      парная и индивидуальная

Основные методы обучения: частично-поисковый и проблемный

Оборудование: учебник Андрианова Т.М.  «Букварь»,  издательство «Астрель»,  2007г.          Карточки- условные обозначения для характеристики звуков.

Синие и зелёные квадраты у каждого ученика.

Картинки - иллюстрации с изображениями представителей профессий (хлебороб, художник, хоккеист, хирург, химик).

 Карточка - образец написания печатной и письменной заглавной и строчной буквы Х.

 Звуки [ х ] , [ х’ ]. Буквы Х, х.

  1. Мобилизующий этап.

- Урок чтения. Начнём с блиц-опроса. О ком идёт речь?

        - Врач, который делает операции. (Хирург)

          - Земледелец, который выращивает хлеб. (Хлебороб)

        - Человек, который пишет картины.

        - Человек, который  изучает состав и свойства различных веществ, смешивает их между собой, получая новые вещества. ( Химик)

        - Этому спортсмену не обойтись без коньков, клюшки и шайбы. (Хоккеист).

(После каждого ответа учитель показывает картинки с изображением представителей данной профессии. Коротко говорит о значимости данной профессии.)

- Повторите все слова-отгадки. Что объединяет их по смыслу? (Профессии)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о различных профессиях.

  1. Вывод темы и цели урока.

- Разделите эти слова на 2 группы, ориентируясь на первый звук в них.

- Назовите слова 1-ой группы и объясните, по какому принципу вы их объединили. (Хлебороб, художник, хоккеист. Эти слов начинаются с твёрдого звука [х]. )

- Назовите слова 2-ой группы и объясните, по какому принципу вы их объединили.

(Хирург, химик. Эти слов начинаются с мягкого звука [х’]. )

- Учитывая признаки деления слов на группы сформулируйте тему урока.

(Тема урока «Звуки [х] , [х’] и буква, которая их обозначает.» )

- Учитывая тему урока, сформулируйте его цель.

(* Познакомиться со звуками [х] , [х’] и буквой, которая их обозначает;

 * учиться отличать звуки [х] , [х’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв;

 * учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)

  1. Знакомство со звуком.

- Познакомимся с новым звуком. Вспомните слова 1-ой группы. Будем работать со словом, который имеет согласный, всегда твёрдый звук. (Художник)

- Произнесите слово, выделяя 1-ый звук в нём. Охарактеризуйте данный звук. (Согласный, глухой, твёрдый.)

- Вспомните слова 2-ой группы. Назовите слово, в котором есть два одинаковых согласных звука. (Хирург)

- Произнесите слово, выделяя 1-ый звук в нём. Охарактеризуйте данный звук. (Согласный, глухой, мягкий.)

- Дайте сравнительную характеристику этим звукам. (Звуки [х] , [х’] –согласные, глухие, звук [х] – твёрдый, а звук [х’] – мягкий.)

-Мы познакомились со звуками [х] , [х’], сейчас поучимся составлять слова с ними. Поиграем в игру «Снежный ком». Называйте по одному слову, в котором есть звук [х] или  [х’] и повторяйте все предыдущие слова, сказанные до вас.

  1. Физкультминутка.

- Мы продолжим работать со словами  ХИРУРГ и ХУДОЖНИК. Я буду называть различные слова. Если названное мной слово ассоциируется у вас со словом ХИРУРГ, то вы приседайте. Если названное мной слово ассоциируется у вас со словом ХУДОЖНИК, то выполняйте наклоны в стороны. А если в моём слове вы услышите звук  [х] или  [х’], вы ещё хлопните в ладоши.

- Называю слова: скальпель, кисти, вата, холст, краски, медицинский халат, художественная гуашь, бинт, охра, художественный музей. 

  1. Знакомство с буквой.

 - Мы познакомились со звуками [х] , [х’]. Кто знает, какой буквой они обозначаются?

 - На доске частички букв. Соедините их между собой так, чтобы получилась буква Х.

- Какая эта буква? (Согласная.) Почему? (Она обозначает согласный звук.)

- На какие 2 группы можно разделить составленные вами буквы? ( Заглавные и строчные, печатные и письменные.)

- На что похожа эта буква? (Крестик, бабочка, птичка, крылья ветреной мельницы, римская цифра Х.)

- Изобразите букву с помощью пальчиков.

  1. Чтение слогов.

- Начнём подготовку к чтению с чтения слогов. Прочитайте с доски:

        ХА     ХЕ    ХИ   ХЁ   ХО   ХЯ   ХЭ   ХУ   ХЮ   ХЫ  

- Что объединяет эти слоги? ( Все они с буквой Х.)

- Разделите их на 2 группы и объясните, по какому принципу это сделали. (1 группа – ХА,     ХО,    ХЭ,   ХУ,   ХЫ. Они начинаются с твёрдого согласного.  2 группа -   ХЕ,    ХИ,   ХЁ,     ХЯ,      ХЮ. Они начинаются с мягкого согласного.)    

- А сейчас прочитайте эти слоги, добавляя впереди звонкий согласный из слова  ПРОФЕССИЯ. (РХА     РХЕ    РХИ   РХЁ   РХО  РХЯ   РХЭ   РХУ   РХЮ   РХЫ )

       7. Чтение слов.

- Мы прочитали слоги. К чтению чего мы можем сейчас приступить? (К чтению слов.)

- Посмотрите на доску и сформулируйте задание. (Нужно вставить пропущенные буквы и прочитать получившиеся слова.)

Ми*аил                ар*итектор

Ар*ип                ар*еолог

*аритон                пасту*

Про*оров                *ореограф

- Что общего для всех этих слов? (В каждом слове есть буква Х.)

- Какое слово можно считать лишним в 1-ом столбике и почему? (Прохоров – фамилия. Или Архип – 2 слога.)

- Что объединяет по смыслу слова 2-ой группы? (Это профессии.)

- Исключите из этой группы слово по нескольким признакам. (ПАСТУХ – 2 слога, все согласные глухие, все согласные твёрдые.)

  1. Чтение текста.

- А сейчас прочитаем текст (на листочках у каждого).

(Первый раз читает хорошо читающий ученик.)

Папа Харитона архитектор, а мама хореограф. Сам мальчик мечтает стать археологом. Он хочет побывать в разных странах. Интересно находить при раскопках вещи древних народов. В земле могут сохраниться одежда, посуда, постройки. Археологи изучают эти находки.

 - О ком говорится в рассказе? (О Харитоне.)

- Кем мечтает стать мальчик?

- Чем занимаются археологи?

- Прочитаем ещё раз (хором), дважды повторяя слова с буквой Х.

- Что могут найти археологи при раскопках?

- Прочитаем по цепочке. Если в слове встретиться звук [х] – поднимаем синий квадрат,

если в слове встретится [х’] – поднимаем зелёный квадрат.

  1. Итог урока.

- С какими звуками и какой буквой мы познакомились?

- Дайте сравнительную характеристику этим звукам.

  1. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы с вами говорили о различных профессиях. В переводе с латинского языка слово ПРОФЕССИЯ означает «выбираю своим делом». М вы, наверное, тоже не раз задумывались о выборе профессии. Поделитесь со мной своей мечтой.

        Перед вами лежат звёздочки. Если вам понравился урок, и вы всё поняли, выбирайте зелёную звёздочку. Если урок был хороший и вы что-то не поняли, выбирайте красную звёздочку. Если урок вам не понравился, и вы многое не поняли, выбирайте фиолетовую звёздочку. На выбранной звёздочке напишите, какую профессию вы хотите выбрать в будущем. Прикрепите свои звёздочки на доску. Пусть звёздочки вашей мечты загорятся в нашем классе. Пусть они станут вам путеводными звёздочками для осуществления вашей цели.

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте(чтение) по теме «Звук[и], буквы И,и»

Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) . Урок изучения нового материала....

презентация к уроку обучения грамоте (чтение) "Звуки [с], [с\'] и буква Сс".

Данная презентация составлена по учебнику Горецкого для урока по изучению буквы С....

Технологическая карта к уроку обучения грамоте (чтение) Тема:Звуки [м], [м], буквы М, м

Технологическая карта  к уроку обучения грамоте (чтение) 1 класс. Тема:Звуки [м], [м], буквы М, м. Создана к открытому уроку с аналогичной темой....

Конспект урока обучения грамоты (чтения) на тему: "Звук [ э ]. Буквы Э, э.

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению грамоты в 1 классе (УМК "Перспективная начальная школа"). Данный урок содержит интерактивные упражнения, направленные на ст...

Урок обучения грамоте «Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т,т». 1 класс,УМК "Школа России"

Интегрированный урок русского языка в разделе "ОБучение грамоте и письму"....

Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...

Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...