Рабочая программа школы развития "По дороге к Азбуке"
рабочая программа по чтению на тему
Рабочая программа для подготовки детей 6 лет к школе . Программа подготовки к обучению грамоте и письму по пособию «По дороге к Азбуке» и "Наши прописи" имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте" предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к программе курса «По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
Программа подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.
Основной целью обучения по данной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму.
Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка.
Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.
Программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основными задачами курса являются:
- Развитие мелкой моторики руки.
- Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
- Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
- Обучение звуко-слоговому анализу слов.
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
6. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
7. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Содержание государственной программы курса развития речи и подготовки к обучению грамоте учитывает возрастные и психологические особенности детей 5, 5-6, 5 лет, предусматривает 1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут, рассчитано на 1 год обучения, 32 занятия за год.
Список литературы:
Реализация содержания программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Наши прописи» (ч.1,2), 2014 г.
Календарно-тематическое планирование курса
«По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
№ п/п | Тема занятия | Кол часов | Дата |
| Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква». | 1 | |
| Слова и звуки, их условное обозначение. Звук [А], буква А. | 1 | |
| Звуки [О], [Э]. Буквы О, Э. Обведение буквы по контуру. | 1 | |
| Звук [И]. Буква И. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. | 1 | |
| Звук [Ы]. Буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров. | 1 | |
| Звук [У], буква У. Гласные буквы и звуки. | 1 | |
| Буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | |
| Буква Н. Штриховка в разных направлениях. | 1 | |
| Буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. | 1 | |
| Буква Т. Обведение по контуру. | 1 | |
| Буквы К . Штриховка в разных направлениях | 1 | |
| Буква Х.Развитие связной речи. | 1 | |
| Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. | 1 | |
| Буква Й. Штриховка в разных направлениях. | 1 | |
| Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров. | 1 | |
| Буква Ю. Развитие мелкой моторики руки. | 1 | |
| Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений. | 1 | |
| Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров. | 1 | |
| Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров. | 1 | |
Буква В. Срисовывание рисунков, узоров. | 1 | ||
Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка. | 1 | ||
Буква Щ. Обведение по контуру. | 1 | ||
Буква Б. Штриховка в разных направлениях. | 1 | ||
Буква Д. Штриховка в разных направлениях. | 1 | ||
Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики руки. | 1 | ||
Буква Ц. Штриховка в разных направлениях. | 1 |
27 | Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров. | 1 | |
28 | Буква З. Штриховка в разных направлениях | 1 | |
29 | Буква Ш. Конструирование словосочетаний и предложений. | 1 | |
30 | Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки. | 1 | |
31 | Буква Р. Развитие мелкой моторики руки. | 1 | |
32 | Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Страна Азбука (обобщающее занятие). | 1 |
Пояснительная записка
к программе курса «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте » (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Обучение строится на основе пособия «По дороге к азбуке», части 3,4 (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова) – образовательная программа «Школа 2100» и тетради «Наши прописи» (1 и 2 части).
Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Цель обучения:
- работа над звуковой культурой речи детей, а основное содержание – звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко- слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
Для речевого развития старших дошкольников характерен богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста.
Роль педагога состоит в том, чтобы создать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.
Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.
Задачи:
- Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
- Развитие наглядно-образного мышления и формирование словесно- логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
- Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать; работать внимательно, планировать и контролировать свои действия, доводить начатое до конца
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
- Обучение звуко-слоговому анализу слов; формирования опыта чтения слогов;
- Развитие умения связной речи с опорой на речевой опыт детей
- Обогащение активного и пассивного словаря.
На занятиях используются специальные задания на:
- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
- выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- выделение лишнего предмета;
- объединение различных предметов в группы;
- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе,
- умение различать похожие буквы и не смешивать их,
- развитие умения слого-звукового анализа и слогового чтения,
- развитие внимания, памяти и воображения ребёнка,
- обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Содержание государственной программы курса развития речи и подготовки к обучению грамоте учитывает возрастные и психологические особенности детей 5, 5-6, 5 лет, предусматривает 1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут, рассчитано на 1 год обучения, 32 занятия за год.
Содержание программы курса «По дороге к Азбуке»
- Лексическая и грамматическая работа :
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи :
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха :
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу :
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки - штриховка, обведение по контуру.
В результате работы по программе курса дети должны:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
Список литературы:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2014.
- Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 (7) лет (ч. 1, 2).
- Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, Т..Р.Кислова .Учебник «По дороге к азбуке» Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей 5-6 (7) лет (ч. 3,4). 2014 год
Календарно-тематическое
планирование курса «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-153127-1354023367.jpg)
Рабочая программа к модифицированной программе курса "По дороге к азбуке" (подготовка дошкольников к обучению письму).
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-693430-1445445248.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра»
Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/18/picture-1143161-1560889997.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности.Шахматная азбука. 2 класс.( Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова «Шахматы в школе», второй год обучения.)
Шахматная азбука(34 часа в год при 1 часе в неделю)Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова «Шахматы в школе», второй год обучения.Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуального на...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-128156-1350741223.jpg)
Рабочая программа кружка "Добрая дорога детства" по внеурочной деятельности
Обучение детей младшего школьного возраста основам дорожной грамотности через создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накоплении нравственного и практического опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/16/picture-1405208-1652701896.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дороги добра"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Дорог добра" 1-2 класс...
Рабочая программа курса «По дороге к Азбуке» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Программа может использоваться в начальной школе,детском саду....