Рабочая программа школы развития "По дороге к Азбуке"
рабочая программа по чтению на тему

Отаханова Валентина Викторовна

Рабочая программа для подготовки детей    6 лет к школе .   Программа подготовки к обучению грамоте и  письму по пособию  «По дороге к Азбуке» и "Наши прописи"  имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте" предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shkoly_razvitiya_po_doroge_k_azbuke_6_let.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 к программе курса «По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

Программа подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.

Основной целью обучения по данной  программе  является подготовка кисти руки ребенка к письму.

Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка.

Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.

Программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основными задачами курса являются:

  1. Развитие мелкой моторики руки.
  2. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
  3. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

6. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

7. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Содержание государственной программы курса развития речи  и подготовки к обучению грамоте учитывает возрастные и психологические особенности детей 5, 5-6, 5 лет, предусматривает   1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут, рассчитано на 1 год обучения, 32 занятия за год.  

Список литературы:

  Реализация содержания  программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Наши прописи» (ч.1,2),   2014 г.

               Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

 (подготовка к обучению письму)

п/п

Тема занятия

Кол

часов

Дата

  1. 1

Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

1

  1. 2

Слова и звуки, их условное обозначение. Звук [А], буква А.

1

  1. 3

Звуки  [О], [Э].  Буквы О, Э. Обведение буквы по контуру.

1

  1. 5

Звук [И]. Буква И.  Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

1

  1. 6

Звук [Ы].  Буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров.

1

  1. 7

Звук [У], буква У. Гласные буквы и звуки.

1

  1. 8

Буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки.

1

  1. 9

Буква Н. Штриховка в разных направлениях.

1

  1. 10

Буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

1

  1. 10

Буква Т. Обведение по контуру.

1

  1. 11

Буквы К . Штриховка в разных направлениях

1

  1. 12

Буква Х.Развитие связной речи.

1

  1. 13

 Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.

1

  1. 5

Буква Й. Штриховка в разных направлениях.

1

  1. 6

Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров.

1

  1. 7

Буква Ю. Развитие мелкой моторики руки.

1

  1. 8

Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений.

1

  1. 9

Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров.

1

  1. 10

 Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров.

1

 Буква В.  Срисовывание  рисунков, узоров.

1

Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка.

1

 Буква Щ. Обведение по контуру.

1

Буква Б. Штриховка в разных направлениях.

1

 Буква Д. Штриховка в разных направлениях.

1

 Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

1

 Буква Ц. Штриховка в разных направлениях.

1

27

 Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров.

1

28

Буква З. Штриховка в разных направлениях

1

29

Буква Ш. Конструирование словосочетаний и предложений.

1

30

Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

1

31

 Буква Р. Развитие мелкой моторики руки.

1

32

Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Страна Азбука (обобщающее занятие).

1

                                          Пояснительная записка

 к программе курса «По дороге к Азбуке»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте » (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Обучение строится на основе пособия «По дороге к азбуке», части 3,4 (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова) – образовательная программа «Школа 2100» и тетради «Наши прописи» (1 и 2 части).

Программа отражает современные научные взгляды  на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

  Цель обучения:  

- работа над звуковой культурой речи детей, а основное содержание – звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко- слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Для речевого развития старших дошкольников характерен богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста.

Роль педагога состоит в том, чтобы создать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.  

Задачи:

  1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
  2. Развитие наглядно-образного мышления и формирование словесно- логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
  3. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе,  взаимодействовать; работать внимательно, планировать и контролировать свои действия, доводить начатое до конца
  4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
  5. Обучение звуко-слоговому анализу слов;  формирования опыта чтения слогов;
  6. Развитие умения связной речи с опорой на речевой опыт детей
  7. Обогащение активного и пассивного словаря.

На занятиях используются специальные задания на:

  • выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
  • выделение одинаковых предметов из группы предметов;
  • выделение лишнего предмета;
  • объединение различных предметов в группы;
  • выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе,
  • умение различать похожие буквы и не смешивать их,
  • развитие умения слого-звукового анализа и слогового чтения,
  • развитие внимания, памяти и воображения ребёнка,
  • обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Содержание государственной программы курса развития речи  и подготовки к обучению грамоте учитывает возрастные и психологические особенности детей 5, 5-6, 5 лет, предусматривает   1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут, рассчитано на 1 год обучения, 32 занятия за год.  

Содержание  программы курса «По дороге к Азбуке»

 

  1. Лексическая и грамматическая работа :

-  обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи :

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха :

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу :

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки  - штриховка, обведение по контуру.

В результате работы по программе курса дети должны:

- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

- отвечать на вопросы педагога;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять звук в начале слова;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и называть буквы русского алфавита;

- соединять звуки в слоги.

    Список литературы:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2014.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 (7) лет (ч. 1, 2).
  3. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, Т..Р.Кислова .Учебник «По дороге к азбуке»  Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей 5-6 (7) лет  (ч. 3,4). 2014 год

                 

Календарно-тематическое

планирование  курса «По дороге к Азбуке»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

п/п

Дата

                                         Тема занятия

1

Звуки и буквы. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

2

Звук [А].  Слова и звуки.   Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением

3

Звуки [О, Э  ].  Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

4

Звук [И ].  Ответы на вопросы, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

5

Звук [ ы ].  Выделение звука конце и середине слова.

6

Звук [У ]. Гласные буквы и звуки.  Конструирование словосочетаний и предложений

7

Звуки [М  ] , [М’]. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

8

Звуки [Н ] , [Н’]. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

9

Звуки [П ] , [П’]. Соотнесение букв и звуков.  Составление слогов с помощью условных звуковых обозначений.

10

Звуки [Т ] , [Т’]. Выделение в слове твёрдых и мягких согласных

11

Звуки [К ] , [К’].  Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

12

Звуки [Х ] , [Х ’]. Наблюдение над многозначными словами в речи. Выделение в слове твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

13

Звуки [ Ф ] , [Ф’]. Определение положения звука в слове.

14

Звук [Й’]. Определение положения звука в слове.

15

Двойные звуки.   Звуки [ Й’ О]. Соотнесение букв и звуков

16

Звуки [ Й’ У]. Звуковой анализ слогов и слов.

17

Звуки [ Й’ А].  Звуковой анализ слогов и слов.

18

Звуки [ Й’ Э].  Подробный пересказ текста по зрительной опоре.

19

Звуки [ Л ] , [ Л’].  Изменение слов путём замены, перестановки звуков или слогов

20

Звуки [ В ] , [ В’]. Обучение диалоговой речи

21

Звук [ Ч’]. Обучение составлению предложений, конструированию словосочетаний.

22

Звук [ Щ’]. Обучение распространению предложений, добавлению недостающих слов.

23

Звуки [ Б ] , [ Б’]. Составление прямых и обратных слогов.

24

Звуки [ Д ] , [ Д’].  Составление слова из изученных звуков и слогов.

25

Звуки [ С ] , [ С’].  Участие в диалоге. Употребление новых слов в речи

26

Звук [ Ц ].  «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.  

27

Звуки [ Г ] , [ Г’]. Составление слов на заданное количество слогов.

28

Звуки [ З ] , [ З’] . Восстановление нарушенной последовательности слогов в структуре слова. Многозначные слова.

29

Звуки [ Ш ]. Звуковой анализ состава слогов и слов

30

Звуки [ Ж ].  Расширение словарного запаса.

31

Звуки [Р],  [ Р’]. Обучение составлению рассказа по серии картинок. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

32

Страна Азбука (обобщающее занятие). Обогащение словарного запаса.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к модифицированной программе курса "По дороге к азбуке" (подготовка дошкольников к обучению письму).

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению п...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра»

Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Шахматная азбука. 2 класс.( Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова «Шахматы в школе», второй год обучения.)

Шахматная азбука(34 часа в год при 1 часе в неделю)Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова «Шахматы в школе», второй год обучения.Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуального на...

Рабочая программа кружка "Добрая дорога детства" по внеурочной деятельности

Обучение детей младшего школьного возраста основам дорожной грамотности через создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накоплении нравственного и практического опыта...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дороги добра"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Дорог добра" 1-2 класс...