Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра»
рабочая программа (2 класс)

Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogoyu_dobra_2_klassa.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

                                                                  г. Черногорск

Рассмотрено

школьным методическим  

объединением учителей

начальной школы

          протокол от

                Утверждено:

              приказом

.

.                                          

Рабочая программа   внеурочной деятельности

«Дорогою добра»

Направление: духовно-нравственное

Класс 2а

Симкина Наталья Германовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1

г.Черногорск,

 2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Дорогою добра», составлена в  соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом Российской Федерации  от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с  изменениями);Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями). Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с  изменениями); Положение о рабочих программах внеурочной деятельности.

Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.

Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.

Задачи:

  • развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
  • сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
  • познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
  • раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

                                             Общая характеристика курса.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов.

Организация работы в основном – коллективная, индивидуальная, групповая, используются теоретические и практические занятия.

У  младших школьников формируются духовно-нравственные основы личности, т.к. готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимания смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; осознание себя гражданином России на основе принятие общих национальных нравственных ценностей; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Формами подведения итогов будет проведение итоговых мероприятий по каждому разделу. 

Срок реализации. Программа «Дорогою добра» рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 35 мин.

Ожидаемые результаты:

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), повышение роли институтов гражданского общества.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, приобретение опыта совместной деятельности; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения, посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В результате освоения предметного содержания курса  у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем,  обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

Учиться планировать свою  деятельность во внеурочное время.

Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения поставленных задач.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других людей.

Вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса внеурочной деятельности

Темы занятий

Формы организации

Виды деятельности

Я и мой окружающий мир – формирование представлений о месте человека в обществе. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры, знаменитых людей.

Коллективная, индивидуальная. Работа в парах, группах

Урок-игра, проект. Презентация, беседа, дискуссия, прогулка, конкурс рисунков, виртуальная.

Уроки нравственности - формирование навыков общения и  культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;

Коллективная, индивидуальная, акция. Работа в парах, группах

Презентация, беседа, дискуссия, прогулка, конкурс рисунков, виртуальная.

Мы –маленькие Россияне – Приобщение к истории и жизни общества, приобретение собственного опыта общественных действий.

Коллективная, индивидуальная. Работа в парах, группах

Презентация, дискуссия, Практическое занятие, диалог, праздник.Игра, проект.

                                            Тематическое  планирование

п/п

Наименование раздела

Количество часов

11.

Я и мой окружающий мир

15

22.

Уроки нравственности

4

33.

Мы –маленькие Россияне

15

4

Итого

34

Календарно-тематическое планирование по «Дорогою добра »

2 класс а 2018-2019 учебный год

№ п/п

Раздел, тема, краткое содержание занятия

Количество часов

Дата

Примечание

I раздел. Я и мой окружающий мир

1

Тема: Мы одноклассники

Проведение игры на сплочение

Составление уголка класса

1

2

Игра: Я, ты, мы.

1

3

Тема: Как вести себя на улице и дома?

Составление правил поведения

1

4

Тема: «Чистый двор»

Уборка пришкольного участка

1

5

Тема: «Посещение школьного музея»

1

6

Тема: «Посмотрите в глаза старикам» (к дню пожилого человека)

Создание подарков для пожилых людей;

Праздник для бабушек и дедушек;

Конкурс стихотворений;

2

7

Тема: Как я веду себя в обществе?

Знакомство с правилами поведения в обществе.

Экскурсия в школьную библиотеку

1

8

Тема: Наша гордость

Беседа о жизни и творчестве Маминого- Сибиряка, о его произведениях.

Чтение по выбору одного из произведений.

1

9

Тема: Наша гордость – город Черногорск

2

10

Тема: Наша гордость

Труженики нашего города

Чтение по выбору одного из его произведений

2

11

Тема: Наша гордость

Беседа о жизни и творчестве П.П.Бажова;

Чтение по выбору одного из его произведений.

1

12

Создание уголка посвященного творчеству Маминого - Сибиряка и Бажова, Создание рисунков по прочитанным произведениям.

1

II раздел. Уроки нравственности

13

Тема: «Ежели вы вежливы».

Что такое вежливость?

Вежливы ли вы?

Проигрывание педагогических ситуация.

1

14

Тема: Добрые и не добрые дела.

Что такое добрые и не добрые дела? Как отличить?

Рассказывают о своих добрых делах, которые они совершили.

1

15

Тема: Уважение и терпимость

Применение на собственный опыт в педагогической ситуации. Приводят примеры из собственной жизни

1

16

Тема: Правда и ложь

Что такое правда? Что такое ложь?

Приведение примеров из литературных произведений и из жизни.

Разбор ситуаций

1

III раздел. Маленькие Россияне

17

Игровая программа «Хочу на папу быть похожим».

1

18

Праздник посвященный 23 февраля для пап, дедушек.

1

19

Тема: Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли

1

20

Праздничный вечер к 8 Марта «На завалинке».

1

21

Тема: Смелость. Мужество. Храбрость.

Анализ литературных героев

1

22

Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

2

.

23

Тема: «Кто такой герой?»

Что такое героизм? Как он проявляется?

1

24

Тема: Мы помним, мы гордимся

Защита проектов « Война в моей Семье»

2

25

Стихи о войне

1

26

Конкурс рисунков «Ради мира на земле»

1

27

«Мир человеческих отношений»

1

28

Правила поведения в театре

1

29

Тема: «Мама, папа, я – дружная семья»

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс  "Школа добрых дел". 1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "Дорога добра"

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» составлена на основе авторской программы «Дорогою добра», составители: Крылова Е. Г., Плетнёва Ю. В., Николаева И.В....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир Добрых Дел" 1-4 класс

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной  деятельности по направлению профориентиции и этикета общения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в начальных классах в рамках программы внеурочной деятельности «Дорогой доброго здоровья» ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ-это здорово!»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в начальных классах в рамках программы внеурочной деятельности «Дорогой доброго здоровья» ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ-это здорово!»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дороги добра"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Дорог добра" 1-2 класс...