Тема "Весна"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Колесник Надежда Леонидовна

Урок литературного чтения с РНК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_kolesnik.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МБОУ СОШ№1 г Саяногорск: Колесник Надежда Леонидовна

Предмет: литературное чтение

Класс:  2 б

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

УМК:  «Школа России»

Технологическая карта урока .

Тема

«Люблю природу русскую…»

Цель

Познакомить с творчеством поэтов-лириков:Ф.Тютчева,М.Кильчичакова,пробудить интерес к чтению произведений русских и хакасских поэтов,развивать речь,воспитывать любовь к родному краю,сделать анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

Задачи

  • формировать  осознанное чтение у детей
  • формирование навыков работы над лирическим произведением.
  • расширение лексических знаний о слове;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов-лириков:

Ф.И.Фета,М.Е.Кильчичакова.

Понятия

«Лирика», «жанры лирического стихотворения»,  «олицетворение».

Формируемые УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные:  включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. . Продолжать учиться работать в парах .

Планируе-мый результат

Предметные:  учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Личностные:  развитие интереса ;  формирование положительного отношения к предмету литературное чтение, уметь проверять задание.

Метапредметные:  адекватно оценивать правильность выполнения действия , планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы  (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание,  учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

 Отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

I. Самоопределение к деятельности

 

- Вспомним девиз наших уроков.

Хором: «Хотим  всё знать!».

- Молодцы! Теперь у вас всё обязательно получится! Тихонько садитесь!

Приветствуют

Предполагают.

Отвечают.

Выполняют задание на карточке.

Отвечают.

Предметные:  учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Формируемые УУД        Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

Познаватель-ные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), я.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах .

Познаватель-ные:

интерес к чтению

произведений

хакасских

поэтов

Личностные

развитие интереса

к учебному материалу

 

II.

Актуализация

Задача:

Повторение изученного материала.

III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока,расследование природного жанра

IV.

Знакомство с биографией писателя.

Чтение стихотворения

Словарная

работа

V. Работа со стихотворением.

Задача: анализ лирического произведения

VI.

Знакомство с хакасским поэтом

VII.

VIII.

IX.

 Рефлексия

X. Запись домашнего задания.

Разгадывание ребуса(ЛИРИКА)

ЛИРИКА-самый задушевный род литературы.

- От какого слова происходит?(от слова «лира»)

(Слушание аудиозаписи)

-Кто играл на этом инструменте?(лирники,сочинители произведений) 

-Как называли поэтов ,которые сочиняли лирические произведения?(поэты-лирики).

-Прочитайте на доске  жанры лирики.(любовная,гражданская)

-Названия какого жанра нет?(природного)

(0пределяют тему урока: «Люблю природу русскую…)

Познакомимся с произведениями русских и хакасских поэтов –лириков.

-Расследуем жанр природной лирики.Перед вами карточка с предположениями.

Ф.  И. Тютчев  был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.  

-О чём стихотворение?

-Автор очеловечивает Весну и Зиму.Такой приём называется олицетворение.

- А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда – пока я печатала – значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре. Начали.

 Карточка №1.

хлопочет               звон церковных колоколов в

                                      особых  торжественных случаях                                                                              

взбесилась            вопреки

наперекор             очень сильно разозлилась

трезвон                 еще больше

пуще                     заниматься чем-то очень усердно

Проверим.  

Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какое слово вызвало затруднение?

ПЕРВОЕ  ПРОСЛУШИВАНИЕ  АУДИОЗАПИСИ 

- Понравилось вам это стихотворение? Чем?

- Что вы увидели?Определим паузы

ВТОРОЕ  ПРОСЛУШИВАНИЕ  АУДИОЗАПИСИ 

- Что вы услышали?

- Что вы почувствовали?

-Определим логические ударения.

-

Повторное чтение и анализ (стр. 110 учебника)

- Прочитаем еще раз стихотворение, понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовимся к  выразительному чтению.

Прочитаем 1 строфу.

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках?

 Как автору удалось это показать. C помощью  каких слов мы это почувствовали?

Почему начала злиться Зима?

В каких словах говориться, что весна вот-вот придет? ( весна в окно стучится.)

Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

Прочитаем 2 строфу

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках?

И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение. (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

Как пробуждающаяся природа  относится к Зиме.  (Она заставляет Зиму уйти) Какое меткое слово для  показа недовольства использует Тютчев? (Он использует глагол нудит)  Значение этого слова мы не найдем ни в одном словаре. Это слово Ф.И. Тютчев образовал от слова нудный,  то есть монотонный, надоедливый, докучливый.  И введя этот глагол в стихотворение, поэту  удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму  вон.  

Какие птицы встречают весну  своим пением? (жаворонки)

Рады ли  жаворонки весне?  Как автору удалось показать  эту радость?

(автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это  торжественный радостный звон колоколов)

Как прочитаем эту строфу ( оживленно)

Прочитаем  3,  4, 5строфу.

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках?

Как автору это удалось

Какие слова мы выделим при чтении?

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках?

Как прочитаем эту строфу

 А теперь  прочитайте  это стихотворение друг другу, а потом кто-то из вас прочитаете его всему классу.

Какие средства выразительности  использует Ф.И. Тютчев в этом стихотворение? Слова какой части течи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?

Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы   и Весны.

(Работа по вариантам)

Весна                         Зима

 Хохочет                        хлопочет

Шумит                           ворчит

Умылася                       взбесилась

Румяней стала              пустила снежок

 

Что вы заметили?  Какие слова автор использует при описании действий Весны, Зимы (ласковые и недоброжелательные)

 (Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою) Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы  наоборот. Как Тютчев относится к Зиме, Весне.  

Такое яркое противопоставление  - называется контрастом. Для чего  Тютчев в этом стихотворении  использовал данный прием – контраст. Использован для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.

Библиографический рассказ учителя о поэте-лирике М.Е.Кильчичакова

Чтение легенды о Чатхане под звуки аудиозаписи

Чтение учащимися стихов М.Е.Кильчичакова  наизусть.

Я прочитал стихотворение ____________________ .

В этом стихотворении автор показал ____________.

 Поэт сумел передать______________ настроение.

 Это стихотворение  вызывает во мне ______чувство, потому что __________________________ .

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.

 – Выучить или выразительно прочитать стихотворение.(с110)

Самоанализ  открытого урока литературного чтения,проведённого учителем начальных классов Колесник Н.Л.

        Тема моего урока: «Люблю природу русскую».На уроке мне хотелось учащихся поближе познакомить с творчеством поэтов-лириков:Ф.И.Тютчева,побудить интерес к чтению произведений русских и хакасских поэтов,совершенствовать навык       чтения и умение работать с текстом;выделять главную мысль стихотворения,  учить анализировать произведение ; воспитывать любовь к природе,  интерес к чтению, умение слушать и слышать других.

        Тип урока- «открытие новых знаний», он включает в себя разного вида задания.Данный урок  первый в разделе «Весна».     Я  жду от этих уроков того, что они помогут заинтересовать детей и повысить интерес к чтению и книгам, так как в этом разделе собран очень благодатный для этого материал.

         При планировании урока я учитывала возрастные особенности детей( для составления презентации подбирала картинки, портреты писателей).  Также учитывала индивидуальные особенности учащихся. Старалась использовать технические средства, которые есть у меня в классе (интерактивный комплекс, аудиозаписи).Планировала работу разного вида для заинтересованности и активности учащихся на уроке.Урок получился продуктивным и эффективным.     Старалась рационально распределять время, отведённое на этапы урока. Это получилось. Так как детей в классе  много, то всех спросить за урок и оценить порой бывает невозможно, поэтому я использовала задания , на карточках которые учащиеся заполняли на протяжении всего урока. Я смогла увидеть, кто   что непонял, на что обратить внимание на следующем уроке.

        Я считаю, что учащиеся на уроке чувствовали себя комфортно, им было интересно, они были активны.Урок цели достиг. Все поставленные перед уроком задачи били реализованы.