Литературное чтение.
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Марфутова Елена Сергеевна

Конспект и презентация к уроку литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с докучными сказками;
  • формировать умение отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности построения;
  • развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес к чтению, к народному творчеству.

Планируемые результаты

Предметные:

- Учащиеся должны знать виды (жанры) устного народного творчества; уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности, сочинять сказку с опорой на их особенности, воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.Тип урока: урок сообщения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа с учебником, словарём, работа на нетбуках.

Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение» 3 класс, часть 1, М, Просвещение, 2013 г.

Учитель начальных классов: Безрукова Елена Сергеевна.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  1. Речевая разминка

 Чтение текста жужжащим способом

Словарная работа.

Беседа

  1. Проверка домашнего задания

  1. Физкультминутка.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

  1. Работа над новой темой.

  1. Рефлексия.

  1. Итог урока.

  1. Домашнее задание.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Мотылёк –вителёк,

Принеси нам ветерок;

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

Мелки ручейки,

Несите стружки

С тихой воды

До великой реки.

Ребята, кто из вас знает, что такое стружок?

Стружок (струг) – это речное судно.

Ребята, что вы прочитали?

Когда и кто мог говорить?

Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке?

Кто выучил песню?

Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

Какие песни бывают?

Зайка

Зайка серый быстро скачет,

(кисти согнуты перед грудью)

Словно мячик, словно мячик. 

(прыжки с продвижением вперед)

Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто – то из вас знает, что это за жанр? Послушайте выступления ребят.

Что это сказки такие, кто из вас знает?

Откройте учебник на с. 18 – 19, прочитайте тему сегодняшнего урока.

Как вы понимаете значение слова «докучные»

Докучный – наводящий скуку, докучливый.

Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.

Докучная, докучливая сказка – коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять приходит в начало, и повторяется одно и то же» (

Даль В.И. «Толковый словарь»)

В толковом словаре Д. Ушакова сказано: «Докучные – находящие скуку, уныние, надоедливые»

Александр Николаевич Афанасьев считал, «докучная»

- значит бесконечная. И «докучать» - значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже слышится со всех сторон «Еще, еще…

Говорят, докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые желали отдохнуть от долгих сказаний, но любознательные слушатели всё не оставляли их в покое. Да и название этих сказок пошло от слова «докучать», то есть надоедать кому-либо своими постоянными просьбами. После этих долгих и упорных просьб сказочник соглашается рассказать ещё одну сказку, и начинает свой рассказ: «Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?». И вот снова слушателей разыграли, ведь докучная сказка – это такая шутливая отговорка, с помощью которой сказочник отмахивается от докучающих ему любителей сказок. Так, слушатели докучают сказочнику своими бесконечными просьбами о всё новых и новых сказках, а сказочник докучает слушателям все новыми и новыми повторениями одних и тех же предложений.

Прочитайте сказки самостоятельно на с. 18 – 19. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась.

Чем занимались на уроке?

Понравился ли вам урок?

О чём бы ещё хотели узнать?

Кто доволен своей работой?

Итак, какой итог мы можем с вами сделать?

Подготовить к пересказу докучные сказки, нарисовать к ним иллюстрацию.

Дети читают текст жужжащим способом.

Ответы детей.

Один из жанров устного народного творчества – приговорка

У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая эти слова.

Мы читали русские народные песни.

Чтение песни детьми наизусть.

Ответы детей.

Русские народные песни разнообразны. Есть колыбельные, песенки- потешки, заклички, шуточные и плясовые.

Дети слушают выступление одноклассников.

Ученик 1. Жили – были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Ученик 2. Жил – был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.

Это докучные сказки.

Дети открывают учебники, читают тему урока.

Предположения детей.

Дети слушают учителя.

Ребята читают сказки самостоятельно, готовят выразительное чтение понравившейся сказки.

Ответы детей.

Докучная сказка – уникальное в своем роде фольклорное явление русской культуры. Это не только развлечение для заинтересованных слушателей, но ещё и интересная языковая игра без конца и края, которая показывает в действии принципы построения волшебной сказки. Она использует традиционные формулы, стандартные зачины, присказки, концовки, характерные для русской народной сказки.

Дети записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ Учитель начальных классов: Безрукова Елена Сергеевна

Слайд 2

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ДОКУЧАТЬ» Докучный – наводящий скуку, докучливый. Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.

Слайд 3

ПОДРОБНЕЕ Докучные сказки были придуманы уставшими рассказчиками, которые желали отдохнуть от долгих сказаний, но любознательные слушатели всё не оставляли их в покое. Это сказки, которые состоят только из начала и конца. Это сказки, в которых много раз повторяется один и тот же фрагмент текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...