"Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Гончарова Наталья Владимировна

урок литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л/чтение    4   класс                                                 дата____________

Урок 87

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».

Дополнительное чтение.

С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

Цель: Повторение произведений С.Михалкова

Задачи: 

Обучающие: обеспечить повторение произведений С.Михалкова ; способствовать формированию общеучебных умений: грамотно читать произведение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение; создавать условия для развития устной речи; создать условия  по развитию навыка выразительного чтения; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся;

Развивающие: способствовать развитию воображения; памяти, внимания, логического мышления, речи обучающихся.

Воспитывающие:  способствовать воспитанию любви к   родине чувств патриотизма, уважения к героям войны,  интереса к результатам своего труда.

Формирование УУД:

Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах, в группах: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, работать в парах, в  группах.

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей и анализ, как вычленение частей целого, использовать научные методы познания, сравнивать, делать выводы.

Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности;

Оборудование для учителя: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть  Л.А. Ефросининой,  проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть  Л.А. Ефросининой, карандаши, п/тетради №2

Ход урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном  действии

  • Учитель читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова СЛАЙД 1 
  • Ты представь себе на миг,
    Как бы жили мы без книг?
    Что бы делал ученик,
    Если не было бы книг,
    Если б все исчезло разом,
    Что писалось для детей:
    От волшебных добрых сказок
    До веселых повестей...
    Ты хотел развеять скуку,
    На вопрос найти ответ.
    Протянул за книжкой руку,
    А ее на полке нет!
    Нет, нельзя себе представить,
    Чтоб такой момент возник
    И тебя могли оставить
    Все герои детских книг.
  • – Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).
  • Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).
  • Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.
  • СЛАЙД 2
  • Сказки пишут ... Сказочники.
    Басни сочиняют ... Баснописцы
    Переводят с других языков ... Переводчики.
    Театральные пьесы пишут ... Драматурги.
    Статьи в газеты и журналы пишут ... Журналисты.
  • Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?
  • Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.

3. Выявление места   и причины затруднения.

6. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова (слайд 5 )

Трусы и рубашка лежат на песке,
Упрямец плывет по опасной реке.
(«Фома») 

Нос распух, не видно глаз,
Перекошена щека,
И впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
(«Щенок») 

 Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно.
(«Дядя Степа»)

(слайд 6 ) И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб летать за пулеметом,
Управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза.
(«Про мимозу»)

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет  («Прививка»)

(слайд 7 )Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в кружки,
В боты, в валенки, ботинки
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
(«Где очки») 

(слайд 8 )Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить – четыре,

А ему – двенадцать раз.  («Мы с приятелем»)

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.    («Рисунок»)

(слайд 9)Это просто мальчик Витя.

Мамин Витя, папин Витя.

Из квартиры номер 6.

Это он лежит в кровати

С одеялами на вате,

Кроме плюшек и пирожных

Ничего не хочет есть.    («Про мимозу»)

(слайд  10 )Мишка кормит, Мишка поит –

Ловко я провел его!

А меня не беспокоит

Ровным счетом ничего!    (басня «Заяц – симулянт»)

(слайд 11 )Вот у Коли, например,

Мама милиционер.

А Толи и у Веры

Обе мамы инженеры.  «А что у вас»)

- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?

На сцене шел аукцион:

Детей с отцами разлучали.

И звон оков, и плач, и стон

Со всех сторон в толпе звучали. (……)

4. Построение  проекта выхода из затруднения

– Кто из вас догадался, какова тема сегодняшнего урока?

– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

5. Реализация построенного проекта.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.

– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)

Знакомство с произведением

Работа по учебнику.

- А это и будет продолжением темы нашего урока произведение С.Михалкова «Хижина дяди Тома» (слайд 12 ). Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу в 1852 г. написала роман «Хижина дяди Тома»(слайд 13), в котором рассказала о жизни рабов в Америке и жестокости рабовладельцев. В театрах мира и сейчас идет пьеса Хижина дяди Тома»  по роману Гарриет Бичер-Стоу. А поскольку Михалков был еще и переводчиком, то произведение английской писательницы он перевел на русский язык. А что у него получилось, мы сейчас посмотрим.

 Словарная работа.

-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (слайд 14 )

Аукцион – продажа вещей или имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Аукционист – человек, ведущий аукцион

Оковы – кандалы

Плантатор – владелец плантаций, землевладелец

Доллар – денежная единица США

Черед – очередь

Раб – невольник, человек, обращенный в собственность, состоящий в полной власти от хозяина.

Выкуп - плата, деньги, которыми выкупают.

Валюта – иностранные деньги.

Набивает цену – повышает цену.

Порыв – сильное проявление чувства

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.Беседа по первичному восприятию.

-Какие чувства у вас вызвало это произведение? (жалость, безысходность, ужас)

-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет? (Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то).

-А давайте посмотрим, какими словами, фразами вызывает Михалков в нас эти ощущения?

- Почему мы это чувствуем? Почему нам жаль дядю Тома? (читают отрывки).

-А кто хочет побыть на месте аукциониста? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? запись качеств на доске. (Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей)

- А без кого не состоится аукцион? (без покупателей)

-Равные, они готовы купить человека, это мелочные люди, безнравственные. Да, время такое, но чувство собственного достоинства потеряно. У негров его забрали, а люди остальные его просто потеряли. Это разные вещи.

-А кем бы вы хотели быть в этом эпизоде? Какую роль на себя вы бы взяли? Кто здесь положительный герой? (Девочка. Она ошарашена была, удивлена. Она пришла не потому, что она безнравственна, а потому, что испытала жалость к этому человеку.

-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно, чтобы прочувствовать в себе то, что происходит, вызвать ощущение присутствия на этом аукционе. (чтение текста детьми)

 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в п/т – с  74

Проверка

8   Включение в систему знаний и повторение

Ролевое чтение

-Ребята, давайте сейчас попробуем прочитать каждую роль, вложив в нее качества этого человека. (На слайде выведены черты характера плантатора и людей.)

-Как вы думаете, у нас в классе есть ребенок, который сможет сыграть роль плантатора? Надо вложить в эту роль пренебрежение, безразличие к судьбе людей (слайд 15)

- Ребята, а смог ли ваш одноклассник передать голосом все качества этого человека? Получилось у него или нет?

(Аналогично разбирается роль людей – покупателей)(слайд 16)

-Если бы у вас была машина времени, кем бы вы точно не хотели стать?

Итог. 

-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

(Добро сильнее, чем валюта!) (слайд 17)

Информация по д/з

Дополнительное чтение.

Прочитать произведения С. Михалкова. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Каких успехов мы достигли?

– Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?

– Что особенно было интересно?

                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома".

урок литературного чтения по произведениям С.М.Михалкова...

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома».

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома»....

Вопросы по произведению С.В. Михалкова "Дядя Стёпа" и "Дядя Стёпа - милиционер".

Вопросы текстового характера для проверки знания содержания произведения....