Урок литературного чтения в 4 классе С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок составлен с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».

Задачи урока:

Создать условия для знакомства   обучающихся с творчеством С. Михалкова и   формирования таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Организовать деятельность учащихся по развитию осмысленности и выразительности чтения и продолжению работы над развитием связной речи учащихся.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стихи это, сказка или рассказ –

Вы учите их, они учат вас!

- Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

– Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

На уроке я хочу:
– слушать;
– играть;
– читать;
– узнавать новое;
– рассуждать;
– решать задачи;
– выделять орфограммы;
– рассказывать.

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Для чего мы выполнили это задание? 

С этой мажорной нотки и начнем наш урок.

2.  Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Целеполагание.

Сегодня мы познакомимся с произведением, содержание которого связано с загадкой, которую я вам сейчас зачитаю. Хотите узнать, что это за произведение? Отгадайте загадку:

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (Школа)

Но перед тем как мы начнем знакомство с новым произведением, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:

Кто  сочиняет басни... (баснописец).

Кто переводит с других языков... (переводчик).

Кто пишет театральные пьесы ... (драматург).

Статьи в газеты и журналы пишут... (журналисты)

А как вы думаете, может ли один человек делать все, что мы перечислили? (Ответы детей.) А вот сегодня мы познакомимся с творчеством человека, который   был и поэтом, и писателем, и сказочником, и драматургом, и журналистом. А назвать его имя вы сможете, открыв учебники на с.

Учитель: Назовите мне имя автора и название произведения, с которым мы сегодня будем работать? А что вы еще знаете об этом авторе?

Учитель: Скажите, а что в вашей жизни значит школа?

Учитель: - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Учащиеся: - Научиться выразительно читать произведение.

Учитель:   - Для чего это вам нужно?

Учащиеся: - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.

 

3.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Самостоятельное чтение стихотворения С.Михалкова  “Школа” учащимися по учебнику.

Работа над произведением.

Беседа по содержанию:

- Какое произведение прочитали?

- Какой жанр произведения? Какова тема?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Как поэт  относится к школе?

Упражнение в выразительном чтении стихотворения (работа в парах).

Прочитайте его своему соседу по парте. На столах у вас лежат таблицы.

(работа в парах по таблице).

 Фамилия Имя

Выразительность

Паузы

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка работы в парах: выразительное чтение стихотворения.

Учитель: - А сейчас мы отдохнем.

Физкультминутка

3.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу в 1852 г. написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказала о жизни рабов в Америке и жестокости рабовладельцев. В театрах мира и сейчас идет пьеса Хижина дяди Тома»  по роману Гарриет Бичер-Стоу. А поскольку Михалков был еще и переводчиком, то произведение английской писательницы он перевел на русский язык. А что у него получилось, мы сейчас посмотрим.

Чтение произведения М. Михалкова “Хижина дяди Тома” учителем.

Учитель:  - Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором.

2) Беседа по содержанию:

-Какие чувства у вас вызвало это произведение? (жалость, безысходность, ужас)

-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет? (Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то).

-А давайте посмотрим, какими словами, фразами вызывает Михалков в нас эти ощущения?

- Почему мы это чувствуем? Почему нам жаль дядю Тома? (читают отрывки).

-А кто хочет побыть на месте аукциониста? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? Запись качеств на доске. (Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей)

- А без кого не состоится аукцион? (без покупателей)

-Равные, они готовы купить человека, это мелочные люди, безнравственные. Да, время такое, но чувство собственного достоинства потеряно. У негров его забрали, а люди остальные его просто потеряли. Это разные вещи.

А кем бы вы хотели быть в этом эпизоде? Какую роль на себя вы бы взяли? Кто здесь положительный герой? (Девочка. Она ошарашена была, удивлена. Она пришла не потому, что она безнравственна, а потому, что испытала жалость к этому человеку.

-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно, чтобы прочувствовать в себе то, что происходит, вызвать ощущение присутствия на этом аукционе. (чтение текста детьми)

-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

(Добро сильнее, чем валюта!)

4.Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Учитель: - Что вы не знали, а теперь знаете? Это новое для вас?

Учитель: - Какие задания вам  показались  наиболее  интересными?

Учитель: - Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

- Учитель: - Для чего нужна такая работа с произведением?

.5.Этап информации о домашнем задании.

- Выучить наизусть стихотворение С. Михалкова  “Школа” (по желанию учащихся).

- Выполнить задания в рабочей тетради к стихотворению  “Хижина дяди Тома” и прочитать стихотворение выразительно.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Сейчас мы превратим  наши желания в итоги нашего   урока. Прикрепите карточки самых удавшихся своих действий на уроке.

На уроке у меня получилось: слушать, рассказывать…..

Пусть книги Сергея Михалкова озаряют ваши сердца. Пусть ваши дела будут добрыми, поступки — честными, души — светлыми, сердца - щедрыми, открытыми.

У Михалкова есть такие строки:

Чтобы стать героем,

Нужно быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом.

Слабому — опорой,

В поединке — смелым,

Преданным народу

Мыслями и делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”.

Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен  “Приключения Тома Сойера”.  Конспект урока с использованием презентации помогут познакомить детей с жизнью и творчеством пис...

"Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома".

урок литературного чтения по произведениям С.М.Михалкова...

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. С. Михалков "Новогодняя быль".

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. С. Михалков "Новогодняя быль"....