Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

по материалам М.Р. Львова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах

В драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев, таким образом, действие приобретает самоценное значение и становится своеобразным «опредмечиванием внутренних побуждений действующего лица и реализацией его интересов и целей» (И. Волков).

Отсюда и совершенно особая функция языка в драме: речь выражает внутренние переживания персонажей и одновременно является средством изображения внешних проявлений внутренних состояний героев, в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия.

Особенность содержания и формы драмы предполагает необходимость:

  • сочетания речи с пантомимой,
  • разыгрывания действия в мизансценах,
  • соединения драмы с декорациями и музыкальным сопровождением.

Иначе говоря, драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображении по силам только квалифицированному читателю.

Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя:

  • осознания раскодированных печатных знаков,
  • воссоздания в воображении определенных картин,
  • представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьер

Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассмотрения иллюстрации к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позиции героев и предположительное содержание изображенных сцен.

В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами.

Основными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация.

Однако этим видам деятельности должен предшествовать анализ произведения. Учителю нельзя забывать, что в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.

Анализ драматического произведения:

  • нужно уяснить сюжетную линию,
  • установить причинно-следственные связи событии,
  • дать характеристику действующим лицам;
  • с другой стороны, анализ драмы может включать в себя и компоненты анализа лирического произведения;
  • работу над тропами, над живописным образом и т.п.

В структуре драматического произведения есть такие элементы, которые требуют особого внимания и особых приемов работы: афиша, ремарки. Если афиша отсутствует в предъявленном тексте, то полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете.

Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском.

  1. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.
  2. Исполнительский уровень работы над ремарками предполагает обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. В приведенном отрывке каждая следующая ремарка должна читаться все с большей энергией, с постепенным интонационным выделением ключевых слов. Однако, как бы ни была важна ремарка, все-таки ее общий тон должен быть нейтральным и она не должна при чтении перекрывать реплики героев.

Итак, выбирая конкретные методические приемы для работы над текстом на уроке, учитель должен исходить из специфики рода, вида и жанра литературного произведения, учитывать его структуру, а также принимать во внимание особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, уровень сформированности их читательских умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над литературными произведениями

  Правила чтения и обращения с книгой     1. Не берите книги грязными руками.    2. Читайте, сидя за удобным столом.    3. Держите кн...

Методика работы над речевыми ошибками в начальной школе

Методическая разработка для учителей начальных классов...

Методика работы над лирическим произведением о родине и природе

Методика работы над лирическим произведением о Родине...

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...

Методика работы над текстовой задачей в 1 классе начальной школы методические рекомендации ( из опыта) учителя высшей категории КОЧИНОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ

Методика работы        над текстовой задачей      в 1 классе  начальной школы    методические рекомендации ( из ...

Презентация "Методика работы над эпическими произведениями.Басня"

Презентация по дисциплине "Методика преподавания литературы в начальных классах" тема"Методика работы над эпическими произведениями. Басня"...

Методика работы над обучающим изложением в начальных классах

Данная методика предназначена для учителей начальных классов: работа над изложением для вторых-четвёртых классов....