Методика работы над лирическим произведением о родине и природе
статья по чтению на тему

Волкова Ирина Александровна

Методика работы над лирическим произведением о Родине

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Методика работы над лирическими произведениями о Родине, о природе.

Нет наслаждения книгой – нет чтения,

нет читателя. Безучастное перелистывание страниц,

холодное наблюдение за происходящим в книге  -

это не чтение. Любование искусством писателя и поэта,

смакование слова и сочетания слов,

изумление перед мастерством изображения и описания,

волнение, вызванное глубиной мысли,- вот чтение.

                              С.Соловейчик.

  Литературное чтение в начальных классах едва ли не основной учебный предмет, призванный реализовать эмоционально  развивающую задачу  в процессе становления личности ребёнка. Поэтическая речь обращена к духовному миру человека. Её воздействие на воображение, ассоциативное мышление, языковое  чутьё, интуицию, эмоциональная напряжённость читателя (слушателя) обусловливает его внутреннюю  активность. Самое важное условие в организации художественного  восприятия произведения искусства слова – наличие читательского переживания. Цель учителя – актуализовать, то есть сделать более сильными, яркими и, самое главное, осознанными эмоциональные отклики детей на поэтическое откровение.

        Проанализировав учебник «Родная речь» 4 класса I  и  II части, мы выявили, что лирика занимает значительную часть содержания предмета, на изучение стихов отводится большая часть времени, предлагается 4 раздела  «Поэтическая тетрадь», поэзия А.С Пушкина, М.Ю.Лермонтова,  где изучаются около  60 поэтических произведений. Авторы учебников отводят на изучение поэзии 41 урок из 134 по тематическому планированию. Мы  же  предлагаем объединить стихи разных авторов по тематическим группам, тем самым освободить часы для введения новых произведений.

Темы уроков могут звучать следующим образом:

 « Стихи о Родине русских поэтов» (изучаются   произведения И.Никитина «Русь», С.Дрожжина «Родине», И.Бунина «Родина»);

«Стихи русских поэтов 19 века о природе» (изучаются произведения Ф.Тютчева «Ещё земли печален вид…», Е.Баратынского «Весна! Весна!...»,А.Кольцова «Урожай», И.Никитина « В синем небе плывут над полями…»);

«Наши славные столицы» (И.Козлов «Киев», В.Бенедиктов «Москва», викторина о Москве).

   Чтобы провести  урок по чтению и анализу лирического стихотворения о природе, о Родине, учителю необходимо окунуться в произведение, пропустить его через себя. Только чтение, которое несёт детям мысли и чувства человека, создавшего эти строки и читающего эти строки, приведёт детей к глубоким мыслям. Каждый из детей увидит и почувствует читаемое по-своему, индивидуально. Важно развивать у детей эмоциональную чуткость, творческое восприятие художественной речи, творческое воображение. На уроках литературного чтения при работе с лирическим стихотворением мы часто используем приём «словесное рисование»- способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного произведения.

  1-ая группа упражнений  направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. Для полноценного восприятия стихотворения  ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, почувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Для усиления эмоционального восприятия предлагаем такие задания:

   * какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

   *обратите внимание на слова, которые выбирает автор для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты;

   * найдите в тексте слова, передающие настроения автора;

   *придумайте (подберите) мелодию к этому стихотворению.

  2-ая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии. На уроках используются следующие задания:

  * представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту, подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, землю…

  *какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?

  *какие звуки природы ты услышал в этом стихотворении, какие запахи               почувствовал?

  3-я группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

  * подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

  * изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?

  * найди в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору.

4-ая группа упражнений направлена на выражение личностного отношения:

  * какие настроения автора вы почувствовали?

  *поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном;

  *выразите возникшие у вас чувства (можно пользоваться «Словарём настроений»)

Покажем данный приём работы на примере произведения И.Бунина «Листопад».

1 уровень (репродуктивный): « Прочитайте самые красивые строки стихотворения». Дети обычно называют:

              Лес, точно терем расписной,

              Лиловый, золотой, багряный…

  1. уровень (конструктивный): «Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. Чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их».

(«как вышки, ёлочки темнеют», «просветы в небо, что оконца», «мотылёк,

точно белый лепесток»)

  1. уровень (творческий) « Представьте, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используйте?

    Придумайте  музыку к этому стихотворению».

На примере стихотворения Н.Рубцова «Сентябрь» мы предлагаем рассмотреть систему упражнений, направленных на усиление эмоционального восприятия:

  • Какие слова в стихотворении передают радость поэта? ( « Слава тебе, радостный покой», «солнечный блеск твой чудесный» и др.)
  • Что, кроме слов, передаёт радость поэта? (Восклицательные  интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.)

   *  Чему же так радуется поэт? (Красоте осени и покою, который

          она несёт).

Задания, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об образных средствах.

  • Какой приём использовал поэт, говоря о сентябре: « Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях?» (Сравнение)
  • Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, россыпью ягод. Как называется такой приём? (Или предложить обратное задание: найди в тексте стихотворения сравнения, олицетворения.)

Лирические стихотворения проходят через душу, поэтому не все дети готовы сразу вслух прочитать их для всего класса. Важным моментом урока считаем работу со слушателем – соседом, другом, где чтение – общение через текст. Такая работа снимает психологический барьер: дети не боятся выразить своё « я» при чтении и обсуждении всему классу. Шаг за шагом на уроке мы глубже проникаем в произведение, раскрывая художественный образ. Работая с произведениями разных авторов, подмечаем особенное у каждого, удивляемся, как ярко и точно художественный образ, созданный поэтом, передаёт состояние его души.  Главная цель учителя – добиться того, чтобы дети не просто читали и анализировали стихи, а нарисовали в своём изображении образ Родины. Сравниваем образ Родины у Никитина, Дрожжина, Бунина. Радуемся, если у поэта находим что-то созвучное своим наблюдениям и настроениям. Предлагаем изобразить в цвете возникающие настроения. Например, при анализе стихотворения « Русь» И.С.Никитина дети изображают любование автора природой в светлых тонах; сцены нашествий и битв – в тёмных, мрачных; величание, прославление Руси  рисуют яркими, преимущественно красными красками,

   Приведём в качестве примера работы над пейзажной лирикой фрагмент урока в 4 классе по теме «Стихи русских поэтов 19 века  о природе родного края». Как мы упоминали ранее, на данном уроке рассматривается четыре лирических произведения разных авторов. Урок можно провести в форме путешествия по временам года. К каждому времени года подбирается  соответственная мелодия из цикла П.И.Чайковского «Времена года»,  например, при чтении стихотворений о весне « Белые ночи», о лете - «Баркарола», об осени- « Осенняя песнь».

    Цели урока:

Познакомить со стихотворениями русских поэтов о природе родного края;

Развивать навыки выразительного чтения, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;

Развивать внимание к образным средствам языка, творческие способности детей.

Формировать умение работать в малой группе ( в парах).

  Воспитывать интерес к предмету, любовь к природе родного края.

На этапе « Актуализация знаний» учитель говорит детям, что тема сегодняшнего урока – стихи о природе. Вспомните, кто автор следующих строк, потому что их произведения будут сегодня сопровождать нас в течение урока.

Зима недаром злится,                                   Травка зеленеет,

Прошла её пора –                                          Солнышко блестит,

Весна в окно стучится                                  Ласточка с весною

И гонит со двора…   ( Ф.И Тютчев)            В сени к нам летит…( А.Н.Плещеев)

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой…(А.А.Фет)

(Фамилии, имена, отчества авторов произведений учитель записывает на  доске)

Есть ли у вас любимые стихи о природе? Назовите автора, прочитайте наизусть.

А сейчас мы отправимся в путешествие по временам года. Какое ваше  любимое? (Дети называют и весну, и лето, но учитель подводит  к тому, что больше всего поэтами любима весна.)

На этапе «Работа над новым материалом» учитель предлагает вспомнить  раннюю весну, когда природа ещё спит, но уже чувствуется тёплое дыхание весны и   выразительно читает стихотворение Тютчева «Ещё земли печален вид..»  на фоне мелодии П.И.Чайковского «Белые ночи».

  Приглашение к обмену желаниями.

 - Почувствовали ли вы весеннее тепло? Давайте прислушаемся к себе: какие новые желания, какие мысли у вас появились?

Об эмоциональном воздействии прочитанного произведения можно судить по возникшему в воображении читателя замысла «сделать что – то!» - желание нарисовать представленное, послушать музыку или её сочинить, пойти  лес, оказаться на море и т.д.

           Далее идёт обмен впечатлениями в малой группе с товарищем.

 ( Мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Мне показалось, что природа здесь напоминает живого человека.  Мне захотелось кружиться в медленном вальсе. Мне захотелось нарисовать весну.)

Чтобы выразительно прочитать стихотворение, учащиеся пользуются памяткой « Чтение пейзажной лирики» (см. Приложение)

При анализе стихотворения учитель задаёт следующие вопросы:

 - Какие слова в стихотворении говорят о том, что становится теплее?

 - Какой приём здесь использовал Тютчев, чтобы создать образ «живой» природы? ( Олицетворение – проснулась, послышала, улыбнулась.)

- Что ещё «оживляет» поэт? ( Воздух дышит, колышет и шевелит)

Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, восхищение, восторг, грусть, спокойствие, сожаление, печаль? ( Чувство грусти, потому что весна придёт нескоро. Чувство  изумления от того, что автор в таком маленьком стихотворении смог необыкновенно изобразить русскую  природу.)

- Приходят ли на помощь звуки родного языка, чтобы передать состояние природы?

         А.воздух  уЖ   весною дыШит,

           И мертвый в поле стебль колыШет,

           И елей ветви Шевелит…

(Повторение звука Ш передаёт шум стеблей в поле от ветра, шелест еловых веток).

- Посмотрите, как заканчивается стихотворение.(Многоточием.)

Почему? ( Наверное, поэт даёт нам возможность домыслить, завершить стихотворение по – своему.)

Далее путешествие продолжается, самостоятельно читается стихотворение Е.Баратынского «Весна! Весна!»

Оно пронизано совершенно другим настроением, поэтому предлагается сравнить настроения авторов в момент написания произведений о весне. Можно предложить задание поискового характера:

  1. Как автор относится к тому, о чём он говорит:

Нейтрально/безразлично/заинтересованно/

Шутливо/весело/грустно/

        2.Какую интонацию выберете для чтения этого стихотворения?

- бодрую, энергичную, стремительную;

- спокойную, насмешливую, замедленную;

-насмешливую, игривую.

Каждый урок должен предусматривать дифференцированную работу, поэтому при работе над следующим стихотворением, уже о лете  И.С.Никитина, можно предложить детям низкого уровня обучаемости выразительно прочитать стихотворение « В синем небе плывут над полями…»  и выделить красивые слова и выражения;

Для учащихся среднего уровня - найти метафоры, сравнения.

Для учащихся высокого уровня - определить настроение автора, придумать название стихотворению.

Далее продолжается работа над новым материалом:

- Но вот тишина летней ночи сменяется стуком дождя, шелестом листвы. Наступает….(Осень!) Найдите стихи об осени в этой поэтической тетради, прочитайте их самостоятельно. («Дети и птичка» Плещеева и « Урожай» Кольцова).

При анализе данных произведений учитель использует всевозможные методы и приёмы, описанные ранее. В качестве домашнего задания  предлагается найти и прочитать стихотворения о зиме.

Главное, чтобы дети восприняли прекрасные образы поэтов, научились слышать звуки в природе, видеть цвет неба, поля, листвы. Всё это призвано оставить неизгладимый след в душе ребёнка, чтобы в будущем при созерцании картин природы он мог, например, воскликнуть:                Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

        Поэзия помогает открыть сокровища русского языка, пробудить интерес к родному слову, его истокам, значению.

      Картины природы заставляют нас остановиться в суете дней, задуматься о своих намерениях, желаниях, интересах, что очень важно для самопознания, самовыражения, сопереживания. И в эти минуты пробуждается особое чувство Родины, которое будет развиваться и станет достоянием юных граждан России. Они вслед за великими поэтами смогут оценить необыкновенную красоту русской природы и будут стремиться быть достойными этой красоты и величия Отчизны.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

          Работа над лирическими стихотворениями во время урока литературного чтения позволяет  решать сложные задачи обучения, развития и воспитания....

Методика работы над литературными произведениями

  Правила чтения и обращения с книгой     1. Не берите книги грязными руками.    2. Читайте, сидя за удобным столом.    3. Держите кн...

Мастер-класс «Приёмы работы над лирическим произведением». (обмен опытом)

Как работать над лирическим произведением в начальной школе?  Действительно это сложный вид работы, особенно с малышами, где мы должны учить детей чувствовать и понимать образный язык художествен...

Презентация "Методика работы над эпическими произведениями.Басня"

Презентация по дисциплине "Методика преподавания литературы в начальных классах" тема"Методика работы над эпическими произведениями. Басня"...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»

Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...