Статья на тему : "Применение различных видов искусства на уроках литературного чтения"
статья по чтению на тему

Ермакович  Анна Олеговна

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

                                                                                                                                                                                                                                 (     Дидро)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc552 КБ

Предварительный просмотр:

 

Уроки литературного чтения часто принято считать занятиями, на которых ученики отрабатывают беглость чтения, учатся озаглавливать текст и отвечать на вопросы. Но так ли это на самом деле??

                                                                                                           

         Литература- это прежде всего искусство, которое требует особого трепетного отношения.

Искусство мыслить и умение высказывать свои мысли при помощи слов- это великий дар, которому нужно учиться. Но как же научиться чувствовать и понимать уже написанные строки?  

Человек, воспринимает целостную картинку, задействовав несколько своих рецепторов.  

                                             

                               

Прочитать текст недостаточно. Нужно нарисовать образы героев, услышать их мысли, ощутить переживания, ведь только так мы можем по-настоящему окунуться в ту атмосферу, которую пытался передать автор.

Успешному решению всех этих задач, способствует правильное использование средств обучения. На каждом уроке необходимо использовать  различные виды искусства, живопись, музыку, кино, фото. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок сможет проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера и научиться лучше воспринимать и анализировать прочитанные произведения.

Безусловно такие уроки требуют большей подготовки от учителя, зато во время самого урока он является лишь координатором действий учеников. Работа делится на несколько периодов.  Один период- одна неделя, на которой ребята знакомятся с биографией, произведениями и изюминками творчества одного автора. В течение этого времени детям предстоит работать в группах и выполнять творческие задания в коллективе.

Тема периода

    Цели

Применение различных видов искусства:

Методический комментарий

Творчество Эдуарда Успенского. Знакомство с произведением:

«Чебурашка».

1. Уметь сопоставлять образы сложившиеся после прочтения и просмотра мультиллюстраций. 2. Учиться понимать настроение предаваемое музыкой.

3. Понимая характеры героев и их поведение в разных ситуациях, придумать историю которая могла бы с ними приключиться.

4. Презентовать работу в виде комикса.

-Чтение произведения  

-Просмотр отрывка из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

-Прослушивание музыкальных отрывков использованных в мультипликационной версии

-Составление «фоторобота» героя, обсуждение его внутренних качеств

- Создание комикса с участием главных героев.

Учащиеся заранее

Делятся на группы.

Важно уметь работать в коллективе и распределять обязанности.

Учитель должен создать дружелюбную творческую атмосферу. Правильно распределить время на уроке, а также предложить учащимся некоторые идеи  историй,  которые могли бы приключиться с героями.

Творчество Эдуарда Успенского. «Если б я был девчонкой..»

1.  Учиться понимать прочитанное и представлять  произведение в виде фото-фрагментов.

2 . Учиться видеть в фотографиях интересный  замысел.

2. Учиться самим предавать мысли и чувства с помощью фотографий .

- Чтение произведения.

- Разбор удачных и менее удачных иллюстраций (фото- фрагментов) к тексту

- создание фото- выставки на тему «Если бы я был девчонкой» (девочки могут выступить как в роли фотографа, так и модели. )

Учителю важно предусмотреть, где и как будет производиться фотосъемка.

Важно подготовить несколько вариантов будущий фотографий и реквизит, который мог бы понадобиться для съемки.

Творчество Бориса Заходера.

«Песенки Вини-Пуха » .

1. Определить задачи мультипликационного отрывка.

2.Почувствовать его настроение.

3.Описать характеры героев с помощью нахождения нужных слов в тексте и образов в мультфильме.

4. Создать из пластилина героев произведения и необходимые декорации.

5. Придумать новую историю с данными героями.

6.Презентовать работу в виде кукольного спектакля.

-Чтение произведения

- Сравнение образов героя в советской и  зарубежной мультипликации

-Просмотр отрывка мультфильма «Вини-Пух и его друзья» (прослушивание песен)

-Лепка из пластилина Вини- Пуха, Пяточка и других героев.

- Кукольная сценка по сценарию произведения.

Работая в группах ученики должны создать небольшой сюжет, который мог бы произойти с героями. Распределить между собой роли ,которые будут исполнять. Проработать декорации.

Учителю важно просмотреть заранее написанный сюжет и внести свои коррективы.

Урок литературы – это особый урок. И требования к нему особые – он должен строиться по законам искусства.

Понимать искусство и учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд в свою очередь, – самый главный источник формирования познавательной деятельности, развития творческих способностей и творческой личности. Поэтому создавая свои работы, вкладывая туда идеи, душу и способности, получаются неповторимые произведения искусства. Безусловно, каждый человек обладает какими-то своими способностями и предпочтениями, отсюда возникает необходимость использования на уроках различных видов искусств, для развития способностей каждого ребенка.

В.А. Сухомлинский  :   Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер жизни ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение принципов позитивного диалога на уроках в начальных классах"

Каждый педагог находит свой путь для выстраивания позитивного диалога в общении с учениками. В данной статье рассказывается о том, что диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и ...

Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний   день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития…         ...

«Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью различных творческих работ на уроках литературного чтения».

Данная статья посвящена влиянию творческой деятельности на положительную мотивацию у детей начальных классов...

Статья "Виды упражнений на уроках литературного чтения с использованием модели "1 ученик - 1 компьютер"

Навык чтения – это и то, чему учат, и   посредством чего ученик сам учится. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и св...

Мастер -класс на тему " Формирование читательской грамотности с применением приёмов критического мышления на уроках литературного чтения"

Предназначен для учителей начальных классов и учителей  русского языка и литературыразработка  + презентация...