«Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью различных творческих работ на уроках литературного чтения».
статья (3 класс) на тему

шморина светлана викторовна

Данная статья посвящена влиянию творческой деятельности на положительную мотивацию у детей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью  различных творческих работ на уроках литературного чтения».

Без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно

полноценное умственное развитие ребенка.

В. А. Сухомлинский

Проблема: Как формировать положительную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения?

Цель: Обобщить опыт работы и систематизировать эффективные способы, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в процессе формирования положительной мотивации учения.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Одной из первостепенных является задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом и средством для творческой деятельности.

Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей. Мы хотим видеть людей, способных находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Известно, что любой ученик, пусть в разной степени, но, тем не менее, должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Без усилий эмоционального интеллектуального напряжения – невозможны ни активизация познавательной деятельности, ни формирование положительной мотивации.

Проблема развития творческих способностей младших школьников на фоне формирования положительной мотивации составляет основу процесса обучения и является «вечной» педагогической проблемой.

Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

В последнее время широкое распространение получили нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Как одновременно можно формировать положительную мотивацию учения у учащихся начальных классов и раскрывать перед детьми богатство народного литературного наследия, как помочь им разглядеть неисчерпаемый источник нравственности, культуры и общечеловеческих ценностей?

Как открыть для ребят мир прекрасного и, в тоже, самое время, формировать положительную мотивацию учения у ребят 7 – 10 лет?

Одним из средств для достижения этих целей, на мой взгляд, являются творческие работы на уроках литературного чтения.

Мне хотелось бы рассказать о своем опыте работы по формированию положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью  различных творческих работ на уроках литературного чтения.

Считаю, что более углубленного изучения требуют пословицы, считалки, сказки и поговорки. Им я стараюсь уделять больше внимания, интегрируя уроки литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства.

Основа всей русской классической литературы – фольклорные произведения различных жанров. На протяжении всех уроков, посвящённых устному народному творчеству, я обращаю внимание учащихся на важные жизненные человеческие качества: доброта, честность, совесть и трудолюбие. 

Я думаю, коллеги согласятся со мной, насколько творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге.

Творческие задания помогают ученикам раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Устная речь учащихся становится более яркой, образной, интересной. Соответственно, в дальнейшем и письменные творческие работы учащихся становятся яркими и живыми.

Выполнение творческих заданий на уроках литературного чтения развивает способность увидеть окружающий мир с разных сторон, увидеть все его многообразие. Задания такого характера дарят учащимся способность вообразить себя автором, героем, поставить себя на место другого. Творческие задания помогают переносить содержание на себя, а это развивает общечеловеческие качества.

Чтение хороших рассказов, стихов, сказок, фольклорных произведений различных жанров, должно сопровождать детское сочинительство. Для чего это нужно? Сочинительство обязательно должно идти параллельно с формированием тонкого читателя, а этому способствует и чтение фольклорных произведений, сказок, стихов вслух и наизусть, инсценировка произведений.

Так как дети начальных классов живут в своем особом мире, когда способности воображения, фантазирования развиты особенно остро, мы с ребятами часто отправляемся в далекие страны, такие как: Вообразилия, Считалия, Фантазматика, Плуталия, Стихотвория…

Поэтому творческие работы в рамках развития устной и письменной речи являются обязательными: сочинение сказок, загадок, считалок, иллюстрирование, сочинения-миниатюры по итогам чтения. Именно в этом направлении мы и работаем на уроках литературного чтения, одновременно продолжая работу над развитием грамотной устной речи, умением выражать свои мысли, над выразительным чтением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих работ на уроках литературного чтения

В этой статье рассказывается какие виды творческих  работ над литературным произведением можно использовать на уроках литературного чтения...

Статья по теме «Формирование положительной мотивации учения у учащихся начальных классов с помощью различных творческих работ».

Данная статья поможет решить Проблему: Как формировать положительную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения? Какие методы и приемы эффективны для получения положитель...

Игра как средство формирования положительной мотивации учения у детей

   Игра и детство неразделимы. Социологи считают, что спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги и к...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения на уроке литературного чтения

       В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится личным достоянием ребёнка. Это и ест...