Статья по теме «Формирование положительной мотивации учения у учащихся начальных классов с помощью различных творческих работ».
статья

Ахпателова Виктория Владимировна

 

Данная статья поможет решить Проблему: Как формировать положительную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения? Какие методы и приемы эффективны для получения положительных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виктория Владимировна Ахпателова, учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 47 имени Д. С. Лихачева, г. Санкт-Петербург

«Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью  различных творческих работ на уроках литературного чтения».

Без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно

полноценное умственное развитие ребенка.

В.А. Сухомлинский

Проблема: Как формировать положительную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения?

Цель: Обобщить опыт работы и систематизировать эффективные способы, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в процессе формирования положительной мотивации учения.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Одной из первостепенных является задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом и  средством для творческой деятельности.

Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей. Мы хотим видеть людей, способных находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Известно, что любой ученик, пусть в разной степени, но,  тем не менее, должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Без усилий эмоционального интеллектуального напряжения – невозможны ни активизация познавательной деятельности, ни формирование положительной мотивации.

Проблема развития творческих способностей младших школьников на фоне формирования положительной мотивации составляет основу процесса обучения и является «вечной» педагогической проблемой.

Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

В последнее время широкое распространение получили нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Как одновременно можно формировать положительную мотивацию учения у учащихся начальных классов и раскрывать перед детьми богатство народного литературного наследия, как помочь им разглядеть неисчерпаемый источник нравственности, культуры и общечеловеческих ценностей?

Как открыть для ребят мир прекрасного и, в тоже,  самое время, формировать положительную мотивацию учения у ребят 7 – 10 лет?

Одним из средств для достижения этих целей, на мой взгляд, являются творческие работы на уроках литературного чтения.

Мне хотелось бы рассказать о своем опыте работы по формированию положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью  различных творческих работ на уроках литературного чтения.

Считаю, что более углубленного изучения требуют пословицы, считалки, сказки и поговорки. Им я стараюсь уделять больше внимания, интегрируя уроки литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства.

Основа всей русской классической литературы – фольклорные произведения различных жанров.  На протяжении всех уроков, посвящённых устному народному творчеству, я  обращаю внимание учащихся на важные жизненные человеческие качества: доброта, честность, совесть и трудолюбие. 

Я думаю, коллеги согласятся со мной, насколько творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге.

Творческие задания помогают ученикам раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Устная речь учащихся становится более яркой, образной, интересной. Соответственно, в дальнейшем и письменные творческие работы учащихся становятся яркими и живыми.

Выполнение творческих заданий на уроках литературного чтения развивает способность увидеть окружающий мир с разных сторон, увидеть все его многообразие. Задания такого характера  дарят учащимся способность вообразить себя автором, героем, поставить себя на место другого. Творческие задания помогают  переносить содержание на себя, а это развивает общечеловеческие качества.

Чтение  хороших рассказов, стихов, сказок, фольклорных произведений различных жанров, должно сопровождать детское сочинительство. Для чего это нужно? Сочинительство обязательно должно идти параллельно с формированием тонкого читателя, а этому способствует и чтение фольклорных произведений, сказок, стихов вслух и наизусть,  инсценировка произведений.

Так как дети начальных классов живут в своем особом мире, когда способности воображения, фантазирования развиты особенно остро, мы с ребятами часто отправляемся в далекие страны, такие как: Вообразилия, Считалия, Фантазматика, Плуталия, Стихотвория…

В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, литературного творчества. Без этого он засушенный цветок». Поэтому я стараюсь давать выход детской фантазии, «помещая» их в различные исторические эпохи, страны, ситуации…

Так как на уроках литературного чтения ведущей технологией в системе «2100» является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), то на третьем этапе работы над текстом после чтения обязательным является применение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение…).

Поэтому творческие работы в рамках развития устной и письменной речи являются обязательными: сочинение сказок, загадок, считалок, иллюстрирование, сочинения-миниатюры по итогам чтения. Именно в этом направлении мы и работаем на уроках литературного чтения, одновременно продолжая работу над развитием грамотной устной речи, умением выражать свои мысли, над выразительным чтением.

С  первых уроков обучения грамоте, чтения и развития речи стараюсь  применять на уроках много стихотворного материала. С помощью считалок, скороговорок и чистоговорок учащиеся  практически знакомятся с понятием «рифма» и уже без труда справляются с творческими заданиями «Подбери рифму».

Работа над творческими заданиями «Подбери рифму» состоит из трех уровней.

1-й уровень: репродуктивно-подражательный. Выбрать нужное слово из предложенных двух:

Бы-бы-бы - на дворе стоят… (столбы - столы).

Ра-ра-ра – начинается…(игра - икра).

2-й уровень: поисково-исполнительский. Закончить фразу самостоятельно, подобрать рифмующиеся слоги:

Лу-лу-лу-лу начинаем мы … (игру).

Ши - жи - жи – ши  наши буквы ... (хороши).

Лы-ли-ры-мы - подбираем рифмы …(мы).

Ж… - з… - з… кончилась … (гроза).

3-й уровень: инициативно-творческий. Придумать свою считалку, скороговорку, чистоговорку, стихотворение…

Стараюсь подбирать разноуровневые творческие задания, согласно единой познавательной цели и общему программному материалу, так, чтобы они отличались разной степенью трудности. У учащихся выявляются склонности к интеллектуальному творческому труду, способности ребят к стихосложению.

Интересные считалочки способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, что естественно приводит к повышению познавательной активности, развитию образного мышления и способности в уме анализировать большой объем информации, тем самым способствуют формированию положительной мотивации учения у детей.

В процессе сочинения чистоговорок первоклассники сделали важное открытие: каждую строчку можно прохлопать. Вывод - наличие ритма.

Работа над творческими заданиями «Ритмические задания» состоит из трех уровней.

1-й уровень: репродуктивно-подражательный. Сочинить считалку, подобрав рифмы из правого столбика:

Раз у нашего Степана караулил кот_______

А когда настал, кот сидит - сметаны _____

Помогите-ка, поищите с ним__________

(обед, нет, Степану, сметану)

2-й уровень: поисково-исполнительский. Предлагаются два варианта.

Первый вариант. Даны рифмы. Подобрать подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась считалка:

Раз, два, три, четыре!

___________ квартире,

___________ пили,

___________ били,

___________ платили,

___________ платить,

___________ водить.

Второй вариант. Сочинить считалку по данным началу и концу:

Шли зайчата на базар

__________________

__________________

Говори поскорей,

Не задерживай людей.

3-й уровень: инициативно-творческий. Сочинить свою считалку.

Ученики начальных классов, как правило, с радостью и увлеченностью читают одноклассникам свои творения. Вместе анализируем считалки, отмечая оригинальные находки юных авторов.

Разучивая с детьми стихотворный текст, добиваюсь не только четкого его произношения, соблюдения норм дыхания, голоса и дикции при чтении, но и яркого эмоционального исполнения. Многие произведении русского фольклора написаны в стихотворной форме. Открывая тайну «живого» русского слова, выполняя творческие задания, дети приобретают первый опыт стихосложения.

Работа над творческими заданиями «В стране Стихотвория…» состоит из трех уровней.

1-й уровень: репродуктивно-подражательный. Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трех слов. Подчеркните подходящее слово:

Мигом команда моя разбежалась,

Только на лодке две пары…. (казалось, осталось, прижалось.) (Н. Некрасов)

Я квартиру сторожу, два часа уже… (бужу, сижу, стужу) (О. Бундур)

2-й уровень: поисково-исполнительский. Выполнить классификацию, распределив данные лова на 2 группы рифмующихся слов:

- Край, рой, лай, строй, май, сарай, герой, дерзай, горой, порой.

- Лягушка, плюшка, Сережка, крошка, картошка, Антошка, игрушка, подружка, лепешка, морошка, ватрушка, подушка.

В результате выполнения данного задания у ребят получились следующие группы рифмующихся слов:

КРАЙ РОЙ ЛЯГУШКА СЕРЕЖКА

май строй плюшка крошка

лай порой игрушка картошка

сарай герой подружка Антошка

дерзай горой ватрушка лепешка

подушка морошка

3-й уровень: инициативно-творческий.

а) На основе группы рифмующихся слов из задания 2-го уровня придумать небольшое стихотворение.

б) Придумать свою группу рифмующихся слов и на их основе сочинить небольшое стихотворение.

Блонский писал: «Надо приучать ребенка писать только о том, что он хорошо знает, о чем он много и глубоко думал. Нет ничего вреднее для ребенка, как давать ему темы, по которым он мало думал и о которых у него мало что есть сказать». И в этом плане, на мой взгляд, что может быть ближе и понятнее ребенку, чем считалочки, скороговорки, сказки, загадки.

Именно поэтому, для развития творческих способностей использую на уроках различные игры, загадки, ребусы, занимательные и нестандартные виды работ по литературному чтению. У детей ведутся творческие тетради. В них они учатся сочинять стихи, песни, загадки, частушки. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои творческие способности.

Но особое место в литературном творчестве занимает сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка.

Работа начинается с занятий по развитию творческих способностей учащихся: рассмотреть за несколько секунд незнакомый предмет и описать его; посмотреть повторно, описать еще раз, добавив упущенные детали; рассмотреть репродукцию картины, описать ее по памяти; в стране «Фантазматика»  - «сфантазировать» предмет (например, сапог - черный, грязный, новый, дырявый).

На следующем этапе: сочини песню любимого героя; импровизация на уточнение деталей; создание словесной зарисовки; сочинение сказочных историй;  расскажи сказку, какую-либо историю в обратной последовательности; переделай сказку в заданном ключе; придумай сказочную концовку к этому тексту; сочини свою сказку на эту же тему.

Написание сочинений:  предлагаю на выбор темы сочинений - на случай, если вы захотите написать или рассказать устно. Подготовка к сочинению - обычная: выбор темы, ее обдумывание, сбор материала и его осмысливание, составление плана, подготовка словаря, составление чернового текста, его обработка, затем чистовик и самопроверка.

Значение творческих работ на уроках литературного чтения  на фоне формирования положительной мотивации учения достаточно велико: в развитии детского воображения; в формировании у детей активного действенного отношения к происходящему; способствуют совершенствованию навыка чтения.

Творческие задания помогли детям раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Речь учащихся стала более образной, интересной. Дети стали более глубоко воспринимать художественный образ. Ребята стали интересоваться книгами.

Применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует формированию положительной мотивации учения у детей начальных.

Литература:

  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — СПб.: 1996.
  2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?- М., «Просвещение», 1986 г.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – 2-е изд. – М., Издательский центр «Академия», 1997 г.
  4. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.
  5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., Сентябрь, 1996 г.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., ИНТОР, 1996 г.
  7. Философско –психологические проблемы развития образования. Под ред. Давыдова В.В. – М.,ИНТОР, - 1994 г.
  8. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г.
  9. Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя.- М., «Просвещение», 1992 г.
  10.  Потапова Е.Н. «Радость познания». - М., «Просвещение», 1990 г.
  11.  Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. «Начальная школа», №7 – 1999 г.
  12.  Репкина Н.В. Что такое развивающие обучение? – Томск. 1993 г.
  13.  Родина А.А. Литературное образование младших школьников. «Начальная школа», №1 – 1999 г.
  14.  Савицкая Г.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. «Начальная школа», №3 – 1999 г.
  15.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1983 г.
  16.  Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Формирование положительной мотивации учения в системе Л.В. Занкова"

Формирование положительной мотивации ученияв системе Л.В. Занкова...

Формирование положительной мотивации учения у обучающихся на уроках русского языка.

В статье идёт речь  о технологии развития критического мышления, которая позволяет проводить уроки в оптимальном режиме.  Дан урок по этой современной образовательной технологии....

Игра как средство формирования положительной мотивации учения у детей

   Игра и детство неразделимы. Социологи считают, что спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги и к...

«Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью различных творческих работ на уроках литературного чтения».

Данная статья посвящена влиянию творческой деятельности на положительную мотивацию у детей начальных классов...

Формирование положительной мотивации учения обучающихся 1 класса через развитие познавательных УУД.

Когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, ...