Мастер-класс "Страна загадок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Активизация познавательной и творческой деятельности через составление загадок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_zagadok_konspekt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: активизировать познавательную и творческую деятельность детей через составление загадок,

Задачи:

  • развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;
  • развивать память, речь, внимание;
  • развивать творческие способности детей.
  • расширять знания детей об окружающем мире;
  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру,
  • формировать потребность участвовать в творческой созидательной деятельности.
  • формировать навыки совместной деятельности, умение общаться.

Ход мастер класса.

1 этап – организационный момент (заранее разделить на 3 группы)

Тема моего мастер класса  «Страна Загадок»

Цель: активизировать познавательную и творческую деятельность через составление загадок.

Я как учитель начальных классов часто сталкиваюсь с интересными ситуациями, происходящими в жизни моих учеников. В связи с этим использую загадки для создания эмоционального настроя. Загадки я могу использовать на различных уроках, таких как литературное чтение, окружающий мир. Мои ученики любят не только отгадывать, но и придумывать  их. И вот сегодня и вам предстоит окунуться в мир детства и почувствовать себя моими учениками.

Итак,вы готовы?

Привет! Слайд 1

2 этап – формулирование темы и целей деятельности

Жил-был гном и звали его Гномыч. Слайд 2

Так вот это был необычный гном. В то время когда его товарищи искали сокровища под землей, он разгадывал загадки. Именно загадки стали его самым любимым сокровищем. Разгадывать загадки – это его самое любимое дело. А вы любите разгадывать загадки?  (Да)

Тогда вы легко угадаете, на что похож домик нашего Гномыча. Пустой слайд.

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко. (
Яблоко) Слайд

Ведь у гнома было любимое занятие разгадывать загадки, и он решил отправиться в страну Загадок.А чему можно научиться в стране Загадок?(Разгадывать загадки, придумывать их, рисовать загадки.) 

 Как вы думаете, что легче: отгадывать загадки или их придумывать? Вот это нам и предстоит узнать. 
Мы отправимся в Страну загадок вместе с Гномычем. Сегодня мы будем разгадывать загадки и придумывать свои загадки.

3 этап – подготовительный

3 слайд 

Путь предстоит дальний. Давайте поиграем, может дорога нам покажется короткой.

Игра. (Цель – учить детей выделять признаки объектов.)

Выходят по очереди капитаны команд. Берете картинку с изображением объекта, вы должны будете называть всё, что он делает, какая, какой  этот предмет. Но название объекта не называете. Остальные  ребята должны будут отгадать.

Объекты: лиса, мяч, лимон или апельсин. (1 ученик+1 ученик +1 ученик)

И вот по загадочной дороге мы пришли в город Загадок.  слайд 

Мы с вами попали на улицу Неоконченных Картин.  слайд 

Вот эти неоконченные загадки. Давайте поможем Гному разгадать эти загадки, что хотел нарисовать художник.

Помогли,молодцы.

А хотели бы вы сами, составить подобные загадки для другой команды. Вам сейчас нужно нарисовать неоконченную картину, любую. Это и будет загадка.

Молодцы,вы уже научились составлять загадки неоконченные картины.

Идем дальше.

А вы знаете, что есть молчаливые загадки? Мы пришли на улицу Молчаливых загадок. слайд

Их можно загадывать молча, с помощью жестов. Кто из вас хочет загадать молчаливую загадку?

Ученик выходит к доске, берет карточку, на которой написано название предмета. Ученик должен показать жестами предмет. Все остальные повторяют движения за ним и затем отгадывают предмет.

: молоток, мяч, медведь, расческа, кошка, телефон.)

Хорошо, и молчаливые загадки у вас получаются.

И вот, наконец-то мы пришли на улицу Похожестей и Непохожестей.  слайд 

Здесь будем пробовать придумывать свои загадки

Итак,  попробуем  придумать загадку про гриб. 9 слайд 

На какие предметы похож гриб? (На зонтик, дом,)
Чем гриб отличается от зонтика? (Гриб растет, а зонтик нет.)
Чем гриб отличается от дома? (Нет окон и дверей.) 

(Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые.)

Все, что мы сейчас сказали, можно записать в табличке. 10 слайд.

На что похоже?

Чем отличается?

Как зонтик

Но растет

Как дом

Но Без окон и дверей

Используем связку « Как…, но …», чтобы связать слова.

Послушайте, какую загадку составил Гномыч.  слайд 

Как зонтик, но растет,
как дом, но без окон и дверей, 
как мужичок, но без бороды.

Давайте придумаем следующую загадку. Слайд

Желтая, а не солнце,

С хвостиком ,но не мышка,

Круглая как колобок. ( Репка).

 

4 этап – проектная деятельность

 Попробуйте составить свои загадки. слайд 

Каждой команде дается рисунок предмета-таблица, о котором надо составить загадку. Также каждой команде будет оказана помощь в виде табличек-опор

Самолет, дождь, свечка.

За работу!  Гномычу не терпится разгадать ваши загадки.

Самостоятельная работа учащихся по составлению загадок. Учитель осуществляет помощь. Если в команде возникает затруднение, ученики поднимают сигнальную карточку красного цвета, позвав учителя на помощь. Когда команда закончит работу, нужно поднять сигнальную зеленую карточку. Она скажет: все готово.

Дети придумывают свои ,а я после показываю на слайде.Можно было и так составить

5 этап – практическое применение проекта.

Давайте разгадаем загадки, которые придумали ребята.
Каждая команда знакомит со своими загадками. Остальные команды отгадывают загадки.

6 этап – итог работы

Что вы сегодня научились делать? (научились составлять загадки).

Понравилось ли вам составлять загадки?

Легкое это дело или трудное?

Я думаю, что Гномыч остался доволен результатом нашей работы.  слайд 

     Спасибо!

7 этап –Рефлексия

У вас на столах кружки.

Сейчас нарисуйте, пожалуйста

Если вам понравился мастер класс, понравился,но не совсем, не понравился вообще.

СТРАНА ЗАГАДОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник загадок

Загадкой можно подзадорить, озадачить, заинтриговать.  Загадка может украсить любой урок, праздник, особенно в школе. Без нее не проходят ни конкурсы, ни викторины. ...

Подборка загадок о животных.

Подборку загадок о животных  можно использовать на уроках окружающего мира, рисования....

Аукцион шуток и загадок

Интеллектуально-творческий аукцион...

140 загадок

140 загадок на разные темы...

ПЛАНЕТА ЗАГАДОК

ПЛАНЕТА ЗАГАДОК   Программа внеурочной деятельности в начальной школе   1 – 4 класс...

Конкурс загадок о зиме

Здесь собраны загадки о самом прекрасном времени года- зиме, которые помогут Вам и Вашим ученикам познакомиться с явлениями природы  и народными приметами зимы...

Конкурс загадок о зиме

Внекласное мероприятие...