урок Справщик Савватий – первый детский поэт
методическая разработка по чтению на тему

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: У истоков русской детской литературы. 02.10.15

Тема: Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

2  3

1. Проверка домашнего задания.

1) Выразительное чтение текста «О поселянине и медведице».

1-е чтение – как бы эту историю прочитал посол Московский (весело и остроумно).

2-е чтение – как бы эту историю прочитал поселянин (он в отчаянии и напуган).

2) Пересказы текста «О поселянине и медведице» современным языком (как сказка, как информация в газете – сравнение вариантов).

3) Беседа:

– Когда же появились первые книги, написанные специально для детей?

– Какая книга была первой?

– Что вы знаете о её авторе?

– С какой целью писались летописи? (Сохранить историю.)

– А книги для детей? (В первую очередь – учить их уму-разуму, иногда – развлекать.)

– Хотите познакомиться с первым детским писателем? Тогда – в путь.

2. Путешествие первое. Чтение авторского текста.

1) Беседа:

– В какой же век нам нужно отправиться?

Выслушиваются аргументированные мнения.

– Послушаем разговор наших героев и найдём правильный ответ.

Чтение текста учебника – с. 45–47.

– Почему так важно было изобретение книгопечатания?

– Прочитайте выразительно отрывок из «Азбуки» Ивана Фёдорова, прямое обращение к нам, потомкам.

– Где же искать истоки детской литературы? Куда следует отправиться?

2) Самостоятельное чтение или чтение вслух текста «Путешествие первое» (с. 47–52).

3) Беседа:

– Почему именно в монастырь мы совершим первое путешествие?

– Что вы знаете о Чудовом монастыре (с. 47)?

– Прочитайте описание книгохранилища. Такими ли вы себе представляли древние книги (с. 48)?

– Что нового узнали об отношении к книгам в Древней Руси?

– Что в облике Терентия Васильева вам особенно запомнилось?

– Почему у Васильева два имени – Терентий и Савватий?

– Что значит «слагать» стихи? Как вы это понимаете?

– Прочитайте стихи Савватия (с. 50). Переведите. Прокомментируйте последнюю строку.

– Как Савватий отвечает на вопрос, почему он пишет именно для детей?

– «Во младых ноктех учению прилежи» – когда, по-вашему, наступает это время – «с младых ногтей»?

– Расскажите о самом Савватии, пользуясь материалами на с. 49, 51 (выборочный рассказ).

– Поняли ли вы, почему должность Савватия на печатном дворе называлась «справщик»? Найдите в рассказе Николая Александровича (с. 51) однокоренное слово, объясняющее, чем занимался Савватий. (Исправлял.)

– Найдите в ряду слов однокоренные слову «справщик»: справочник, справа, справка, исправить, правнук, правление, правка, правитель, правша. (Задание в тетради – урок 15, 1).

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

II. Развитие умений.

2  4  2  3  2  3  4 

Работа с текстами стихотворений во время чтения.

1) Самостоятельное чтение стихов Савватия.

2) Беседа:

– Что объединяет оба текста?

– С чем сравнивает книги Савватий?

– С чем сравнивает неучёного человека?

– Актуальны ли эти стихи сейчас?

3) Чтение и перевод (дословный) текстов, наблюдение над образностью языка.

4) Обобщающий вопрос:

– Зачем нужны книги человеку, по мнению Савватия? Ответьте цитатой. («Книжное же писание душу просвещает». «Книжное же писание наводит на мысли благие».)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

ΙV. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение отрывков из стихов Савватия, любой из них перевести письменно (задание 2 в тетради, урок 15).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские поэты и писатели.

Ресурс для начальной школы....

Детские поэты и писатели

Материал для проведения уроков литературного чтения....

Николай Ярославцев- детский поэт Забайкалья

Стихи Забайкальского писателя Николая Ярославцева известны не только в Забайкалье, но далеко за пределами края. Николай Ярославцев пишет для детей и о детях. Он победитель в номинации "Дети Азии"...

Презентация "Детские поэты и писатели"

Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения 1 -4 классов.Данная презентация обеспечивает мотивационные стороны ( желание вступить в общение с писателем посредством чтения ). Внимание...

"Своя игра" по произведениям детских поэтов

Учащиеся выбирают категорию и оценку вопроса в баллах....

Встреча с детским поэтом

Как полюбить детям книги и ктение? На этот вопрос смог ответить первоклассникам детский писатель Михаил Яснов.  Поэт прочитал детям свои стихотворения, всесте с автором дети сочиняли небольшие че...

Современные детские поэты.

Сборник стихотворений с детскими современными поэтами "Живой мир вокруг нас"....