Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Потаева Людмила Семеновна

Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс. Содержит технологическую карту урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_basnyam.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №4

Ф.И.О. учителя-Потаева Людмила Семеновна, учитель начальных классов МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»

Класс: 4

Дата: 26.10.2015

Предмет Литературное чтение

Тема урока: Обобщение по теме «Басни И.А.Крылова».

Место и роль урока в изучаемой теме: заключительный урок по теме «Басни И.А.Крылова».

Цель урока: - обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;

Задачи урока:

образовательная: обобщить и закрепить сведения, полученные учащимися о басне.

развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать навык осмысленного чтения.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, толерантности, умения работать в группе, выслушивать мнение одноклассников.

деятельностная:  формирование умений быстро принимать решение, находить ответ на вопрос; умения работать в группе.

Цель для ученика: формирование умений быстро принимать решение.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

  • умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
  • воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).


Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организация начала урока. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Эмоциональный настрой на урок.

 Добрый день! Добрый час! Я очень рада видеть вас!

Мы начнем сейчас урок, надеюсь, он пойдет вам впрок.

Я рада видеть вас сейчас,

Устное сообщение учителя

Фронтальная

Создает настрой на работу.

Эмоциональный настрой на урок

2.Вступительное слово учителя

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен: Лисица, Ворона, Волк, Мартышка и другие герои. Но Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. И все же ярче всего его талант проявился в баснях. Басни писали и до Крылова, но именно Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает. В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры. Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова . И сегодняшний наш урок проведем в виде конкурса , который позволит выявить лучшего знатока басен.

Устное сообщение учителя

Фронтальная

Готовит учеников к работе, вводит в урок.

Слушают учителя

3. Подготовка к конкурсной программе.

Сообщение правил игры.

Ученик, первым давший правильный ответ, получает жетон. В конце урока жетоны подсчитываются, и выявляется лучший знаток.

Сообщение учителя.

Фронтальная

Сообщает правила игры.

Слушают учителя

4. Разминка.

Создание рабочей атмосферы. Включение в игру. Выявление лучшего знатока. Проверка усвоения изученных ранее произведений

Сначала проведем разминку.

1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем.

В какой басне звучат эти слова?

( «Волки и Ягненок»)

2. Кто так говорил:

« До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час. Так, что голову вскружило».

(Стрекоза)

3. Перечислите героев басни, которые « затеяли сыграть квартет»!.

(Мартышка, Осел, Козел да Мишка).

4. Кто смеялся над чужой бедой?

( Голубок).

5. Кого « по улицам водили, как видно, напоказ»?(Слона)

6. Персонажи какой басни восхваляли друг друга, « не боясь греха»?

(«Кукушка и петух»).

7. Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню?(На псарню).

8. Слова из какой песни стали крылатым выражением : «Видит око, да зуб неймет»?

(«Лисица и виноград»)

Вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы.

5. Конкурсная программа.

Выявление лучшего знатока. Проверка усвоения изученных ранее произведений

Дети по очереди вытаскивают конверты с заданиями, которые читает учитель.

Конверт 1. Поэтический конкурс.

Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню Крылова.

Конверт 2

Инсценировать басню «Ворона и Лисица».

Задание не оценивается, так как готовится заранее.

Конверт 3

Конкурс «Юный художник»

Учитель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен.

Конверт 4. Конкурс эрудитов

Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами. (Приложение)

Конверт 5.

Конкурс Угадайка

Конверт 6

Конкурс «Кто больше?»

За 1 минуту на листочках дети должны написать как можно больше героев басен.

Конверт 7.

Конкурс « Черный ящик». (Приложение)

Творческая деятельность

наглядная

Индивидуальная

Коллективная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Учитель показывает иллюстрации

Раздает кроссворды с вопросами.

Выявляет лучшего игрока

Чтение басни

Озвучивают свою роль

 

Отгадывают название басен

 

Заполняют

кроссворд

Угадывают героев басен

Физминутка.

Снять общее и локальное утомление

Физ.минутка «Бабочка»

Фронтальная

Организует разминку

Активно выполняют физические  упражнения

Игровая часть.

Выявление лучшего знатока.  Развитие познавательных процессов

Первая игра называется «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано? (Приложение). Следующая игра -«Загадочные животные».

На доске: Квол, Пухет, Рейвеум, Губоль, Ёсол, Лсон.

На доске написаны названия животных - героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы узнаете этих животных. В баснях «Волк и ягненок», «Кукушка и петух», «Стрекоза и муравей», «Чиж и голубь», «Квартет», «Слон и Моська».

Следующая игра - «Лото». На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части, - названия басен.

Репродуктивный

Фронтальная

Фронтальная

Парная

 Контролирует правильность выполнения

 Оценивает результат

 Восстанавливают правильные фразы

Составляют слова

Рефлексия учебной деятельности

Оценивание учащихся собственной деятельности на уроке

Используя «словарь настроения» скажите, какое настроение у вас?

Каким чувством вы хотите поделиться со мной, с другом?

Выслушивает детей

 Высказывают свои впечатления об уроке.

Самооценка

 .

 Как бы вы оценили свою работу на уроке, покажите карточку:

работал в полную силу (зеленый  кружочек)

работал хорошо (желтый кружочек)

мог бы работать ещё лучше(красный  кружочек)

Ученики  оценивают свою работу

Оценка деятельности детей

 Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался….

Он награждается эмблемой «Лучший знаток басен Крылова».

Объявляет результаты

Дети слушают

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Проведение урока – обобщения в игровой форме способствует более высокой мотивации учеников к изучению предмета. При подготовке к уроку ученикам было необходимо перечитать изученные басни, прочитать басни, не входящие в школьную программу, что способствует повышению интереса к чтению. При этом развивается навык чтения «с остановками», ответов на проблемные вопросы, навык поиска информации в тексте. Работа в группах при выполнении заданий развивает коммуникативные умения, способствует формированию умения работать в группе, выслушивать мнение одноклассника. В ходе выполнения заданий ученики учатся принимать быстрое коллективное решение. В целом игровая форма проведения урока способствует формированию всех видов универсальных учебных действий, как предметных, так и метапредметных.

Ресурсы, оборудование и материалы

 Книги (выставка), жетоны, маски героев басен для инсценировки, портрет И.А. Крылова. Карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Литературное чтение. В океане света. 4 класс. 1 часть. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.
  2. Тетрадь по литературному чтению. В океане света. 4 класс. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Чиндилова О. В.
  3. Уроки литературного чтения в 4 классе. Методические рекомендации. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), игровые технологии, элементы здоровьесберегающих технологий.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Дополнительная необходимая информация

Приложение.

  1. Кроссворд.

Вопросы

  1. Героиня басни « Квартет»
  2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
  3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
  4. У кого к зиме « Был готов и стол, и дом»?
  5. Кто восхвалял Петуха, « Не боясь греха»?
  6. Любимое блюдо Демьяна.
  7. Один из героев басни, герои которой « везти с поклажей воз взялись».
  8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна.3. Моська.4. Муравей. 5.Кукушка.6. Уха.7. Лебедь. 8. Ворона.

Если ученики правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках получится имя героини басни, которая «лето красное пропела». (Стрекоза).

  1. Конкурс «Черный ящик»

Учитель достает черный ящик

У. В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, « что там за рожа».

Д. Зеркало.

У. В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

Д. Очки.

3. Конкурс «Угадайка».

На карточках обозначены герои басен. Какие герои басен здесь зашифрованы?

-и-и-а

О-ё-

-о-ь-а

-о-о-с-

В---

-у-а-е-

-т-е-о-а

Ответы : Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

  1. Игра «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

1).«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». («К дереву на цыпочках подходит , вертит хвостом, с вороны глаз не сводит»).

2).«Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» («Милый Петушок»).

3).«Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись»(«Взялись»).

4).«Ворона тявкнула во все воронье горло» («Ворона каркнула»).

5).«Мартышка к старости слаба ушами стала». («Глазами»).

6).«Соседка , перестань срамиться», -ей бабка говорит». («Шавка говорит»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....

Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Урок построен с учётом современных образовательных технологий....

урок литературного чтения по басне В.Берестова "Гусь и его критики"

Этот урок для 3 класса к учебнику Е.Матвеевой пригодится учителям. работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и всем, кто изучает басни в начальной школе. Работа над басней может быть интересн...

Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс

Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова   4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век ...

Конспект урока по литературному чтению по басне И.А.Крылова "Слон и Моська"

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)Цели и задачи:·...

Рабочий лист по литературному чтению к басне И. А. Крылова "Лебедь, рак и щука"

Рабочий лист по литературному чтению к басне И. А. Крылова "Лебедь, рак и щука", буклет...

Отзыв на открытый урок литературного чтения по басне И. А. Крылова "Лебедь, Рак, Щука"

Отзыв на открытый урок. Басня И. А. Крылова " Лебедь, Рак и Щука"...