Урок литературного чтения по теме: "Николай Носов "Затейники""
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Нечаева Валентина Николаевна

Урок литературного чтения по теме: "Николай Носов "Затейники""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nosov._zateyniki.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

по программе «Начальная школа XXI века»

 

Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова и с его рассказом   «Затейники»;
  • Развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное;
  • Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев;
  • Воспитывать коммуникативные навыки,  умения работать в парах.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному плану.

 Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной  форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;

Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, презентация Power Point, медиа-проектор, карточки, аудиозапись.  

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к деятельности. (слайд №1)

- Начинаем наш урок.

Предъявите-ка улыбку,

А с улыбкою –билет,

Без билета входа нет.

Скучных мы

Отсылаем обратно –

Скучать можно дома

Совершенно бесплатно!

2. Речевая разминка.

- Ребята, вспомним главное правило.      ( слайд № 2 )

Дети: Каждый день всегда, везде, 
  На занятиях, в игре, 
  Верно, четко говорим, 
  Никогда мы не спешим!

 3. Постановка учебной задачи через повторение пройденного материала.

– Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться.                                                 ( слайд № 3 )

- Девизом работы предлагаю взять пословицу: “Миром и горы сдвинем”.

Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

- Нам вместе надо узнать 5 героев. Если мы правильно угадаем,  из какого они произведения и кто автор, то они нам будут дарить по букве, и мы узнаем, с каким писателем нам предстоит сегодня познакомиться. ( слайд № 4 )

  1. «Замяукали…Надоело нам мяукать. Мы хотим, как поросята хрюкать.…»?

 Из какого стихотворения эти строки, и кто автор?

«Путаница» К.И. Чуковский

  1. «Скачет сито по полям, а корыто по лугам…»

Из какого произведения  героиня, от которой убежала вся посуда?  

«Федорино горе» К.И . Чуковский

  1. «Я сегодня сбился с ног. У меня пропал..»

« Мой щенок» С. Михалков

  1. «Пела ночью мышка в норке:
    - Спи, мышонок, замолчи!
    Дам тебе я хлебной корки
    И огарочек свечи».

 «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак.

  1. В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью «Каланча»

«Дядя Степа» С.Михалков

4. Изучение нового материала.         

                                             

- Это  писатель Носов Николай Николаевич.

- Вы слышали это имя?

- Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.

- Сейчас ребята расскажут об этом человеке.

(рассказы учащихся)

- Родился Н.Н.Носов в Киеве 23 ноября 1908 года. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей.

- В детстве Носов увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией.

( слайд № 5 )

- Окончил два института: стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.  ( слайд № 6 )                                              

 - Начало его писательской биографии было необычным, и писателем он стал как бы случайно. Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей.

- Самым популярным стал Незнайка и его друзья из Цветочного города. ( слайд № 7 )

- Главными героями рассказов являются школьники и дошкольники.       (слайд № 8 )                                                                     

- Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась  их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишке. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали.                                                                                                 ( слайд № 9 )                                                                                                                     

- Вам хочется узнать,  как называлось первое произведение Носова?

 Из букв составьте слово.                                                                                 (слайд №10 )                                     

- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)

Словарная работа.

- А как вы понимаете слово ЗАТЕЯ?                                                             (слайд №11 )

- Ребята, а кого называют затейниками?

Подберите синонимы к слову затейники.                                                      (слайд №12 ) 

- Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

- Итак, затейник - весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям, это организатор веселья.

5.Физминутка.

- Дети, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.

Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.                                            (слайд №13 )

РА-РА-РА- вышла славная _________;

КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;

АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;

РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.

-Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.

6. Первичное восприятие текста. Словарная работа.

- Откройте учебники на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете,  каким будет рассказ - грустным или веселым?

- Почему ты так считаешь?

- А сейчас слушайте внимательно. Во время прослушивания аудиозаписи рассказа постарайтесь понять, о чём этот рассказ, и кто его главные герои.          (слайд №14 )

- Встретились непонятные слова?

- Понравился вам рассказ? Наши предположения о характере произведения были правильными?

- Грустный или веселый  рассказ?

- Кто герои рассказа?  (дети.)

- Назовите их имена?

- Почему они считали себя затейниками?

- В какую игру  играли Валя и Петя?

- Кого они изображали?

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Какого возраста дети: школьники или дошкольники?

7. Чтение и анализ.

-Хорошо. Теперь вы готовы к чтению этого текста. Читать будете по «цепочке». Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.

Чтение по ролям.

8. Физминутка. Развитие общей моторики. Общее расслабление.      (слайд №15 )

Как на горке – снег, снег, ( Руки поднимают вверх.)
И под горкой – снег, снег,  (Приседают, опускают руки.)
И на елке – снег, снег,  (Встают и поднимают руки.)
И под елкой – снег, снег, (Приседают, опускают руки.)
А под снегом спит медведь
Тише, тише… Не шуметь!  (Садятся на свои места.)

9. Работа с деформированным планом рассказа.

- Посмотрите на доску, в правильной ли последовательности расположились части рассказа?

Ребята строят домик.

Чтение сказки «Три поросенка».

Дети больше не играют.

Может быть это серый волк?

- А как правильно, предложите.

План:

Чтение сказки «Три поросенка».

Ребята строят домик.

Может быть это серый волк?

Дети больше не играют.

10. Итог

- Подумайте, за что вы  бы могли похвалить ребят?

(Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

- За что можно их поругать?

(Нельзя нагонять на себя страх, выбирать игры поспокойнее)

- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?

(Нельзя играть с одеялом, с постелью)

- Что сказали бы соседи, которые это все слышали?

(Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)

- Что скажете вы?

- Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным?   Почему?

- У Николая Носова много других произведений о детях. Книги  с его рассказами вы можете взять в библиотеке. Я думаю, что вы полюбите его произведения, они вам понравятся.

(Выставка книг Н. Носова).

11. Рефлексия  (Слайд 16)

- Узнали что новое вы сегодня на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

-  Что у вас особенно получилось?

9. Домашнее задание:

С. 50-53 читать. Пересказать рассказ по составленному плану с. 53, в. 5. Попробуйте продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Николай Носов "Федина задача"".

Презентация подготовлена как дополнительная помощь к уроку литературы. В ней содержатся скороговорки, которые изначально составлены неправильно, дети должны это исправить....

Литературное чтение на тему: "Николай Алексеевич Некрасов Мороз-воевода"

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе . Очень понравился детям  урок про Мороза....

Межпредметный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: Николай Сладков "Апрельские шутки".

Цель: показать, как средствами литературы создается образ весеннего месяца-апреля.I. Предметные:1. Формировать представление о весеннем месяце-апреле. 2. Развивать внимание, речь, логическое...

Урок литературного чтения на тему: Николай Носов "Федина задача"

Цель урока: познакомить с юмористическим рассказом Н.Н.Носова «Федина задача».Задачи:Познакомить  детей с юмористическим произведением и дать определение  «юмор» и &l...